Авторский блог Редакция Завтра 00:00 14 апреля 2004

НА СВЯЗИ — МИНСК

| | | | |
№16(543)
13-04-2004
НА СВЯЗИ — МИНСК
На днях, после более чем десятилетнего перерыва, я снова побывал в Чернобыльской зоне. Проехал отселённые деревни Савичи, Бабчин, Колыбань, засыпанные плутонием Пирки, где когда-то с испуга за одни сутки снял документальный фильм "Не оставляйте свои души в аду", в котором рассказал о трех старухах, брошенных в этой деревне. Но оставшись одни, они жили в своих холодных хатах в разных концах опустевшей деревни, продолжая при этом смертельно враждовать друг с другом. Потом этот фильм я возил на фестиваль в Роттердам, где после его просмотра один из членов жюри заметил, что даже жизнь в аду люди способны сделать еще более невыносимой. Теперь эти вздорные старухи, видимо, давно умерли. Да и от деревни почти ничего не осталось.
Мы ехали через этот заброшенный людьми и забытый Богом край. Внешне здесь мало что изменилось. Разве что на когда-то плодородных, давно уже забывших ласку плуга полях, выросли не просто непроходимые кусты, а настоящие деревья. И только дома в отселенных деревнях с выломанными рамами, взорванными досками пола и давно остывшими печками будто все еще терпеливо ждали своих хозяев, которые придут, отремонтируют и затеплят в них огонек жизни.
Мы затормозили на окраине деревни, названия которой уже и невозможно установить.
Здесь находится граница "незалежнай" Украины, и переступать ее во избежание неприятностей нам не рекомендовали. Почти рядом Чернобыльская АЭС. Мы всматривались в этот комплекс зданий, раскинувшихся на огромной территории, но видели только знакомый теперь всем четвёртый блок, точнее, накрывающий его саркофаг. И хотя до летней жары, когда воздух будто плавится, еще далеко, но, то ли от напряжения, то ли от утренней свежести, я вдруг явственно ощутил его движение, на котором, как на волнах, качалось это громоздкое сооружение. Легко сравнить его с современным "Титаником". Но если тот, напоровшийся на айсберг, стал причиной гибели тысячи человек, то кто в состоянии измерить масштабы несчастий и горя, которые принесло людям это тоже в свое время ультрасовременное сооружение, воздвигнутое в красивейшем уголке земли на границе Беларуси, Украины, России?
ЧАЭС стало причиной гибели сотен тысяч людей (и этот счет еще будет бесконечно долго продолжаться), изгнания миллионов, которые здесь жили испокон веков, и могли бы родиться в будущем. На преодоление последствий Чернобыльской аварии только Беларусь, наиболее пострадавшая из всех республик, тратит ежегодно треть госбюджета. Хоть здесь еще действуют кое-какие договоренности Союзного государства Беларуси и России. Из имеющихся у него куцего бюджета на "чернобыльские" программы на 2004 год планируется выделить 128,7 млн. российских рублей. Конечно же, крохи, в сравнении с масштабами трагедии, но какое "государство", такие в его распоряжении и ресурсы. Пострадавшие и за эти крохи говорят "спасибо".
А я все смотрел на этот качающийся в утреннем мареве саркофаг. Построенный еще в сентябре 1986 года, сегодня он, такой внушительный издалека, находится в аварийном состоянии.
Обрушение этого "укрытия", по мнению специалистов, может привести к ещё более тяжелым последствиям, чем катастрофа 1986 года Ведь в нем по-прежнему остается свыше 95% ядерного топлива, полная активность которого составляет 19 млн. кюри. Не случайно Запад жестко потребовал от "незалежнай" закрытия ЧАЭС, в свою очередь обещая помочь превратить этот опасный "саркофаг" в экологически безопасную систему. Новый безопасный канфайнмент (НБК) будет представлять собой защитную оболочку высотой 108 м, длиной 275 м и шириной 150 м. Его планируется построить вблизи 4-го энергоблока, а затем — надвинуть на старый "саркофаг".
Разработчики проекта обещают, что НБК простоит более 100 лет. Строительство НБК, проект которого все еще обсуждается, будет продолжаться не менее 6-7 лет. Между тем, срок гарантийной эксплуатации старого "саркофага" заканчивается уже в 2006 году.
Во времена СССР самая короткая дорога из украинского города атомщиков Славутич к ЧАЭС пролегала через Брагинский район Беларуси. Но теперь пограничные посты, таможни, досмотры превращают поездку на станцию в дело хлопотное, многотрудное. И эта подозрительность двух близких (стыдно назвать, братских народов), становится уже неразрешимой проблемой. Хотя нет, здесь кое-что сдвинулось с места. Недавно правительство Беларуси решило, что в связи со строительством НБК украинские грузовики с материалами и оборудованием между Славутичем и Чернобылем по белорусской территории будут курсировать без обычных в таких случаях таможенных процедур. Для этого будет построена практически новая дорога. Только уведет ли она эти славянские республики от края той пропасти, где Чернобыль, похоже, еще не самая страшная беда ?!
Уже вернувшись в Минск, я узнал, что три смертельно враждующие между собой старухи из засыпанной ядовитым плутонием деревни Пирки, чтоб выжить, в конце концов, стали жить в одной хате. Поддерживали друг друга как могли. И все, кто их в тот период видел, не верят, что они умерли. Теперь мне кажется, что совсем не случайно название того своего старого фильма "Не оставляйте свои души в аду", я подбирал по Вернигеродской Симфонии или Алфавитному Указателю к Священному Писанию.
Евгений Ростиков
1.0x