| | | | |
№15(542)
06-04-2004
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Саудовская Аравия, часто называемая "большим домом всех мусульман", играет весьма важную роль на Ближнем Востоке и во всем исламском мире. Эта страна неоднократно участвовала в решении различных проблем и кризисных ситуаций. Другие арабские государства нередко обращаются к саудовскому королевству с просьбой о посредничестве в возникающих между ними спорах и разногласиях. И это несмотря на то, что как унитарное суверенное государство оно появилось на политической карте лишь в двадцатых годах прошлого века.
Нельзя не отметить, что Советский Союз был первым из государств, признавших Королевство Саудовская Аравия и установивших с ним дипломатические отношения в 1926 году. Однако во взаимоотношениях между нашими странами, как известно, наблюдались периоды прилива и отлива, чему в немалой степени способствовали внутри- и внешнеполитические факторы в обоих государствах. Так, в 1935 году всякие отношения между СССР и Саудовской Аравией были прерваны. По мнению ряда авторов, этот разрыв произошел под давлением Запада, постоянно возбуждавшего саудитов против "коммунистического и атеистического режима". Восстановление советско-саудовских отношений произошло только во времена Горбачева, и лишь в декабре 1991 года в Москве вновь открылось саудовское посольство.
В самом конце 2003 года в Эр-Рияде вышла небольшая, но чрезвычайно интересная и хорошо документированная книга д-ра Маджеда Ат-Турки "Очерк российско-саудовских отношений", рассказывающая как об истории разнообразных отношений между нашими странами, так и об их нынешнем состоянии и перспективах. О важных и серьезных вопросах, затронутых автором этого труда, можно судить хотя бы по названиям некоторых глав: "Открытость России в современных условиях", "Препятствия на пути развития российско-саудовских отношений", "Исламский фактор в российско-саудовских отношениях", "Чеченский кризис и его влияние", "Перспективы развития российско-саудовских отношений" и т.д.
Маджед Ат-Турки не скрывает, что ратует за развитие и улучшение отношений между обоими государствами, и потому откровенно, без каких-либо умолчаний и недоговоренностей, пишет о том, что препятствует этому как с российской, так и с саудовской стороны. Так, российским политикам, дипломатам и представителям СМИ, по-видимому, стоило бы обратить внимание на его следующее замечание: "необходимо учитывать, что Саудовская Аравия переживает в настоящее время новый этап в своем политическом, экономическом и социальном развитии. Следовательно, на передний план выйдут новые факторы, которые, несомненно, будут влиять на выработку решений. Однако в политике государства главным исходным пунктом, концепцией остается соблюдение национальных интересов, и развитие сотрудничества с Россией всегда будет опираться именно на эту основу и приветствовать укрепление отношений с Россией, при условии проведения российским руководством такой политики, которая устранила бы многие негативные моменты, омрачавшие в прошлом отношения между двумя странами. Например, необходимо изменить отношение к исламу. Хотя российское руководство и предприняло немало позитивных шагов в этом направлении в условиях продолжения событий на Северном Кавказе, вместе с тем саудовское общество отвергает распространение некоторыми российскими средствами массовой информации и отдельными неофициальными лицами инсинуаций, порочащих исламскую религию, мусульман и в особенности Королевство. Эти нападки стали особенно интенсивными после событий 11 сентября 2001 года".
С другой стороны, вряд ли кто-нибудь из читателей не согласится со следующим утверждением автора: "Мир нуждается в сильной, демократической и миролюбивой России, как и никто не сомневается, что России нужен исламский мир для установления с ним прочных экономических и культурных отношений, поскольку у сторон есть общие интересы и весьма немалые".
Именно поэтому вместе с саудовским "специалистом по вопросам России" будем искренне надеяться, что его работа внесет свой ценный вклад в формирование основных черт того, "какими в будущем станут двусторонние отношения в различных областях, с тем, чтобы найти базу для общих стратегических интересов".
Валентин Пруссаков
1.0x