| | | | |
№14(541)
30-03-2004
НА СВЯЗИ — МИНСК
Один из моих дедов, дед Архип, любил рассказывать, как в начале 30-х годов, когда еще существовала "старая советско-польская межа", он чуть не стал контрабандистом. Будучи изрядно навеселе, он, прихватив в подарок живого "парсюка", отправился через границу к брату отмечать Рождество. К счастью, поросенок по дороге убежал, и дед живой и невредимый вернулся домой.
Только разве можно сравнивать ту поросячью контрабанду с современной.
Недавно таможенники Бреста задержали партию практически новых "линкольнов" и джипов, которые шли из США в Казахстан. Суд постановил конфисковать контрабанду (лимузины оценили в 500 тыс. долларов) в доход государства. Это-то вызвало новую волну недовольства действиями белорусских таможенников. И выражают их не только казахские предприниматели, но и официальные лица Польши, Германии и прежде всего России...
В ноябре прошлого года посол России в Беларуси Александр Блохин заявил, что "конфискации подвергаются грузы по незначительным, формальным причинам, носящим неумышленный или вообще спорный характер. Есть фирмы, у которых конфисковали 14-15 фур", и закончил на пафосной ноте: "Так кто же после этого будет ездить через Беларусь?!"
Не только ездят, но и с поразительным упорством, несмотря на предпринимаемые белорусскими таможенниками жесткие меры, пытаются наладить через республику постоянный поток контрабанды. По данным Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси, на границе проверяется всего чуть более 2 процентов идущих через нее грузов. Тем не менее, только в прошлом году стоимость изъятых товаров и транспортных средств составила около 75 млн. долларов. А вообще, по данным специалистов, объем контрабанды через Беларусь "выходит" на полмиллиарда долларов. Ставя заслон контрабандистам, Беларусь защищает не только свою экономику, но и российскую. "Если у нас есть с Россией общее таможенное пространство, то понятно, что мои коллеги должны гордиться тем, что мы защищаем их территорию от проникновения контрабанды", — говорит председатель ГТК Александр Шпилевский. Но не тут-то было. Вслед за послом России в защиту "пострадавших" (но никак не в защиту государственных интересов) и "против произвола, творимого на границе белорусами", регулярно выступают не только высокопоставленные российские чиновники, но и известные политики, депутаты. Что неудивительно. Ведь фуры, заполненные дорогой электроникой, бытовой техникой, антикварными украшениями, мебелью и эксклюзивной одеждой, оформленные (как ширпотреб!) на несуществующую фирму-отправитель и такую же несуществующую, фирму-получатель, в одночасье приносят контрабандистам сотни тысяч "живой зелени", которой они легко могут делиться со всеми "заинтересованными" в успехе этого прибыльного дела.
Не осталось в стороне от этого "очередного произвола" белорусских властей и радио "Свобода". Оно распространило информацию, что "даже международный союз автотранспорта (МСАТ), объединяющий большинство европейских переводчиков, на это самоуправство Беларуси готов ответить санкциями". Мол, такая реакция может последовать в связи с жалобами польских и литовских перевозчиков. Но эта "свежая" радиоинформация запоздала минимум года на полтора. Действительно, в 2002 году, когда Беларусь в отношении перевозчиков из Литвы ввела обязательное сопровождение по республике транзитных грузов, чтобы те не "оседали" нелегально на ее территории, дело едва не дошло до разбирательства в МСАТ. Но тогда на переговорах был найден устраивающий обе заинтересованные стороны выход. И теперь никто уже не может предъявить претензии Беларуси, что та не соблюдает конвенции по международным дорожным перевозкам. Более того, для борьбы с транснациональной организованной преступностью и контрабандой Европа выделяет республике значительные средства на обустройство границы, в том числе и таможенных пунктов.
Тем не менее, на западной белорусской границе время от времени продолжают вспыхивать громкие скандалы — особенно после очередной поимки крупной партии контрабанды. Республику обвиняют в том, что она ведет чуть ли не целенаправленную кампанию по конфискации не принадлежащих ей грузов, и угрожают, что транзитные перевозки пойдут в обход Беларуси через другие страны. В республике спокойно относятся ко всем этим угрозам и терпеливо призывают международное сообщество к консолидации усилий всех служб, и, прежде всего, таможенных, в борьбе с контрабандой.
Евгений Ростиков
1.0x