Авторский блог Редакция Завтра 00:00 24 марта 2004

НАДО СЛУШАТЬ

| | | | |
№13(540)
24-03-2004
НАДО СЛУШАТЬ
ЗВУКИ МУ "Шкура неубитого-2" /РМГ РЕКОРДС/ 2003.
На фоне экспрессивного буйства красок недавно вышедшего альбома Мамонова "Мыши 2002" "Шкура неубитого— 2" прошла достаточно незаметно, выступив своеобразным довеском к одноименной первой части, хотя общей концепции (помимо того, что, как и первая, вторая часть представляет из себя сборник не вошедших в основные альбомы песен) я не заметил. Да и сама группа (в лице немеркнущего Петра Александровича) уже давно вышла за те рамки, когда в ней можно было увидеть какую-либо концепцию или рациональное зерно. Таким образом, все творчество Мамонова последних лет я бы расценивал, как некий акт дзен-буддизма (откровения), когда наполненный водой аквариум перестает быть вместилищем рыбок, а живет своей полноценной жизнью. Став аскетом, лишь периодически наведываясь в столицу для осуществления своих театральных проектов, Мамонов умудряется год за годом выдавать на гора новые пластинки, пестрящие жанровой красотой и смелыми экспериментами. Сам же альбом я бы охарактеризовал как некий звуковой перформанс, где автор отдает большие значение присутствующему настроению, нежели чем ритмичной основе. Посему "Шкуру неубитого-2" можно смело назвать предтечей к будущим (в чем я не сомневаюсь) альбомам музыканта. Если же брать репертуар в целом, то тут присутствуют и вполне самостоятельные вещи, как например "Дорога", "Куколка" (на мой взгляд вещь достойна войти в анналы, того что позже бесхитростно скрывается за набившим оскомину "The best off …") , традиционный "Кактус" и ничем неописуемые зарисовки "Веселая" и "Все сволочи". Звук на пластинке тяготеет к аутентичным формам, присущим альтернативной британской электронике, но, несмотря на это, структура, свойственная древнерусскому скоморошничеству не зримо определяется в каждой ноте мамоновских песнопений. Конечно, для неподготовленного слушателя, воспитанного музыкальным фаст-фудом подобные эксперименты покажутся очередным потоком сознания, изрыгаемым именитым автором (из той плеяды, которых принято уважать, а не слушать), но для поклонников творчества того, которого в конце восьмидесятых именовали не иначе как "отец родной" вышеуказанная пластинка станет очередным шагом в понимании истин, воспетых уже не мальчиком, но умудренным жизненным опытом человеком.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ "Rex" /"Rebel records Russia"/ 2003
Последний, и на мой взгляд, наиболее удачный за долгое время продукт ИПВ—формации альбом "Rex" отличается на редкость плотным звучанием, берущим начало в ритмичном рок-н -ролле времен "Ночного бита" с примесью прогрессивного мейнстрима. Часть песен написаны Неумоевым в соавторстве с поэтом-авангардистом В. Богомяковым ("Жизнь кентавра", "Ветер", "Путь золотого зерна"), чей вклад в развитие и становление такого феномена, как "сибирский рок" если не велик, то, по крайне мере, существенен. Сказать по совести, вышеупомянутый союз стал своеобразным этапом в истории группы. Тексты поэтического тандема Неумоев—Богомяков разбавляют некоторую пафосность, присущую ряду альбомов "Инструкции" последних лет. Знакомая по достопамятному и, в некотором роде , недооцененному альбому "Культурной революции" "Музыка бунта" композиция "Путин" ( лирическая часть написана при непосредственном участии самого Струкова) звучит здесь жестче и прямолинейней, что усиливает ее сатирическую канву, с изрядной долей язвительности и оправданного цинизма в сторону существующей власти.
АЛИСА "Сейчас позднее, чем ты думаешь" () 2003
Смотри, как рушится мир,
Как теряет голову память,
С каждым днем
Приближая конец.

Предыдущий альбом "Танцевать" был передышкой между боями. После эпохального "Солнцеворота", вызвавшего скандал и непонимание в околомузыкальных кругах, но придавшего новый импульс творчеству группы, прошло несколько лет. Новый альбом продолжает темы поднятые "Солнцеворотом" — Вера, обретение Родины. Но к ним добавилась еще и эсхатологическая линия — не случайно и мрачное название альбома, и жесткая картинка-обложка, и тревожные символы. Вполне логичным выглядит и фирменное тяжелом звучание, ныне сдобренное модными электронными фишками, впрочем, это веяние времени совершенно не раздражает. И если "Солнцеворот" был в значительной степени исповедальным альбомом, то в новой пластинке мощное "Мы" (намеченное в "Солнцевороте" в гимне "Мы — православные") звучит сильно и открыто. Более того, Кинчев, ранее скромно говоривший, что занят в первую очередь спасением своей души", здесь зовет за собой. Как полтора десятка лет назад: "Если ты веришь мне…"
Кинчев со товарищи упорно движется в направлении, когда-то названном духовным реализмом. И посему, несмотря на указанную апокалиптичность настроений, какой-то подлинно русский свет, подлинно русская сила веют от последнего альбома легендарной группы.
Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все — это наша земля!
Все— это мы!

Обозреватель
1.0x