Авторский блог Редакция Завтра 00:00 24 марта 2004

БЕЛКА В КОЛЕСЕ

| | | | |
№13(540)
24-03-2004
БЕЛКА В КОЛЕСЕ
Мы до сих пор не знаем, надолго ли помирились грузинский президент Михаил Саакашвили и аджарский правитель Аслан Абашидзе. И в чем состоит подлинный смысл их яростно-хрупких договоренностей, тоже не представляем. То ли Тбилиси берет под контроль батумский порт и аджарскую границу, то ли нет. То ли Абашидзе взаправду разоружает своих сторонников, то ли перекладывает автоматы Калашникова из одних преданных рук в другие.
Зато мы достаточно отчетливо понимаем: Россия не сыграла в процессе переговоров между Саакашвили и Абашидзе никакой существенной роли. А значит, роль Москвы как миротворца в Закавказье неуклонно стремится к абсолютному нулю.
Марш-бросок Юрия Лужкова в Батуми никого не может обмануть. Вельможный мэр просто-напросто скрылся из Москвы, когда увидел, что в "короткое замыкание" как причину гибели уникального Манежа никто не поверил. Кепконосный градоначальник смылся в ту же секунду, когда все ведущие СМИ, не сговариваясь, обвинили его, любимого, в злокозненном уничтожении одного из символов российской столицы. Лужков не ожидал, что сеанс черной магии "Пожар Москвы в ночь выборов президента" будет так быстро и недвусмысленно разоблачен. И отправился к теплым аджарским берегам, чтобы не отвечать на такие неприятные и такие своевременные вопросы. На переговорах Саакашвили — Абашидзе он просто, как передали информационные агентства и независимые источники, "присутствовал", мучительно силясь сделать умное лицо и намекнуть на собственное "эффективное" посредничество.
На самом же деле все решил посол США в Тбилиси — пресловутый Ричард Майлз. Не случайно ведь основной союзник Соединенных Штатов в горячем регионе — Турция — в решающий момент заявила, что Карсский договор 1921 года дает ей право ввести в Аджарию войска — дабы (страшно сказать!) защитить автономию от попытки уничтожения. И тогда Саакашвили резко снизил уровень требований, и Абашидзе поспешил с резко умерившим розово-революционный пыл грузинским лидером согласиться. А что же Россия — другой участник пресловутого Карсского договора? Она молчала. И сказала лишь — что войска её, расквартированные на базе близ Батуми, не покинут казарм во имя спасения стратегического регионального партнера — Аджарии.
Впрочем, никакого стратегического партнера больше не существует. Потому что отныне очевидно: хочешь выжить — обращайся в американское посольство, а не в Кремль. Туда, откуда правят миром, а не в средневековую крепость порхающих резонеров.
Что должны теперь делать Абхазия с Южной Осетией, последние 12 лет уповавшие на Россию? Срочно найти мобильный телефон Ричарда Майлза и переговорить с ним по душам.
И Майлз — поможет. Потому что Америке, мирно и бескровно приведшей Саакашвили к власти, вовсе не нужен сверхстабильный грузинский режим. А нужен — управляемый хаос. Который она создает всегда и везде. Вопрос лишь в одном — чтобы фигуранты хаоса, пылающие страстной злобой друг к другу, в роковую минуту обращались за посредничеством к Соединенным Штатам — и ни к кому другому. В этом и состоит философия мирового господства, каковое единственная сверхдержава неизбежно будет поддерживать и укреплять. Что бы там ни говорили прекраснодушные московские эксперты, привыкшие рассуждать о "стратегическом альянсе" России и Америки — ржавого обездвиженного "Запорожца" и неукротимого в исполнении своей глобальной миссии шестисотого "Мерседеса".
Что делать теперь Приднестровской Молдавской Республике, долгих 12 лет мечтавшей присоединиться к России? Обратиться за помощью к Румынии, Турции, США. Ибо Россия, бездарно потратившая последние 3 года на поддержку бесполезного президента Молдовы Воронина, не может предложить даже новой концепции приднестровского урегулирования. Приднестровская элита уже понимает: стоит ей отказаться от России, которая, в свою очередь, уже сдала Приднестровскую Молдавскую Республику 3 года назад, и Властелин Мира скажет: ничего, ребята, вы поняли свои ошибки — и за это я дам вам независимость. Пусть ущербную, но все же — международно признанную.
Что делать Нагорному Карабаху? Дождаться, пока в Ереване путем "революции роз-2" будет приведен к присяге проамериканский президент (а это может случиться в ближайшие 12 месяцев), после чего — обратиться в Госдеп США за покровительством. И Госдеп, вероятно, скажет: не переживайте, братья во Христе. Это пока вы ориентировались на Россию, вы были террористистическим анклавом. А сейчас вы — люди, человеки, и права человеков мы, сверхдержава, будем защищать во что бы то ни стало.
Россия исчезает — как сила, как фактор влияния в Содружестве Независимых Государств. Хочется сказать — бывшем Содружестве, но пока — рано. Вернее, хочется верить, что рано.
А в ответ звучит масляный голосок околокремлевского стратега: и хорошо, что Россия не занимается больше бывшим СССР. Надо замкнуться, заняться своими проблемами, глядишь, тогда и ВВП удвоится раньше времени, и бедность исчезнет (вместе с бедными или без них).
Что ж — скоро будет совсем хорошо. В случае победы на Украине проамериканского кандидата в президенты. Тогда на СНГ и формально будет поставлен крест. А место Содружества с неформальной столицей в Москве займет ГУУАМ — с центром в Киеве. Плюс новое азиатское содружество со столицей в Алма-Ате. Под патронажем бесконечно мудрых и неизреченно справедливых США, разумеется.
Россия же — станет последней провинцией провинций, окраиной без друзей и перспектив. И если это случится, Путин себе этого — не простит. Не должен простить.
Станислав Белковский
1.0x