Авторский блог Редакция Завтра 00:00 10 марта 2004

"UNSINKABLE" — НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ

| | | | |
№11(538)
10-03-2004
"UNSINKABLE" — НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ
После выборов 7.12.2003 г. в Думу, в которую не попал бывший председатель думского Комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев, в "единоросских" и прочих демократических СМИ усиленно начал раскручиваться известный во властных структурах фигурант Андрей Кокошин — как "незаменимый" и единственный "компетентный военный профессионал", подходящий для замены Николаева в его председательском кресле. Однако "посадка" Кокошина в это кресло, надо понимать для "предстартовой" очередной "стажировки" и назначения его в перспективе уже полностью гражданским министром обороны РФ, не состоялась. Очевидно, решили попридержать реализацию вынашиваемой определенными кругами и "демократической" общественностью (сам Кокошин, группа соратников академика Г.Арбатова и другие) идею окончательной "гражданизации" управления военным ведомством во главе с "истинно" гражданским министром обороны. Будет ли реализована эта идея, или она наконец отомрет, как рудимент, — время покажет. Надо сказать, что Сергей Иванов, хотя и в цивильном костюме, но является, по сути, "полугражданским" министром обороны (филолог по образованию, настоящей военной службы не проходил, однако он генерал-лейтенант спецслужб). И даже он во главе военного ведомства своими заявлениями и действиями показал, по мнению многих военных (и невоенных), недостаточную компетентность как министр обороны. Поэтому, видимо, было решено повременить с "подготовкой" Кокошина на пост главного армейского "воеводы", но, сохраняя его в обойме руководящей номенклатуры режима, в перспективе как кандидата в министры обороны РФ, перенацелить в настоящее время на другое поприще, "избрав" председателем комитета Госдумы по делам СНГ. Можно позавидовать "специфическому" универсализму Кокошина!
В настоящее время налицо интенсификация "особой" направленности внешней политики США в отношении стран СНГ: настойчивое стремление дальнейшего проникновения в ближайшее окружение России и обеспечение там присутствия, в том числе военного (помимо бывших республик Средней Азии, на очереди Украина, Грузия, Азербайджан, не говоря уж о так называемых "странах Балтии", не входящих в СНГ). Для продвижения такой политики американцам нужны и соответствующие "поддержанты" в структурах российской власти. Из таковых в Госдуме весьма подходит именно Кокошин, как американист-прозападник, известный своими многолетними и многочисленными контактами с различной американской "элитой".
Свою деятельность Кокошин уже начал проводить. Фактически парализована работа "Союза соотечественников" при думском комитете СНГ, где функционировали представители вышеуказанных "признанных и непризнанных" республик, национальных объединений и русских диаспор в странах СНГ. Очевидно, Кокошин и далее будет "реформировать" налаженную его предшественниками работу комитета, пока он окончательно не станет "комитетом по делам иностранцев".
Так кто же такой Андрей Кокошин — этот универсальный, как уже говорилось, "спец" на все руки, перманентный "путешественник" по различным партиям (ДВР, НДР, "Отечество", "Единая Россия" — далее везде…), успевший за семь лет пройтись вверх по нескольким высокого уровня должностным ступеням военного и государственного управления страны и возвратиться (правильнее — слететь) в "исходное" состояние?
Кокошин окончил МВТУ им. Баумана. В институте славился как активист комсомольской деятельности. После института ни дня не работал по специальности. Некоторое время пребывал мелким функционером в ЦК ВЛКСМ (штаб студенческих отрядов), как нынешние банкир Авен, "олигархи" Потанин, Ходорковский и некоторые другие деятели нынешней власти. Далее вдруг аспирантура (у Анатолия Громыко) в престижном институте, куда "с улицы" не принимают, удачная женитьба и вход в семью, куда тоже "случайных" женихов не берут, — в результате стажировка в посольстве СССР в Вашингтоне (газета "Гласность" № 5, 1998г.). После таких "брачных" дел и стажировочных "вакаций" Кокошин перескакивает (или его перебрасывают?) "в науку", в престижный, политологического и военно-экономического профиля исследований, Институт США и Канады (ИСКАН) — сразу на пост ученого секретаря института (в возрасте 26 лет). Руководил институтом академик Г.Арбатов — несменяемый советник четырех генсеков и двух президентов (его выражение), прославившийся в перестройку и с приходом к власти Ельцина своими антиармейскими выступлениями и разоруженческой (обычно в одностороннем порядке) деятельностью.
Кокошин в ИСКАНе вскоре делает очередной "брачно-кадровый"" кульбит — вторично женится, цитирую: "на любимой референтке Г.Арбатова… В итоге — пост начальника отдела военно-политических проблем и заместителя директора НИИ" (та же газета "Гласность"). Следует пояснить, что в этом важном отделе часть должностей комплектовалась кадровыми офицерами Генштаба и других структур Минобороны. Не требуется пояснять, какие силы упорно выталкивали Кокошина вверх. А вот оценки таких прыжков "ввысь" и профессиональной деятельность Кокошина в ИСКАНе представляют интерес.
Например, выдающийся ученый-историк, профессор, доктор исторических наук Н.Н.Яковлев (ныне покойный) в своих публикациях ("Молодая Гвардия", № 8, 1992 г.; книга "1-е августа 1914 года", изд. "Москвитянин", 1993г) детально показал негативные методы "научной" деятельности Арбатова и его заместителя Кокошина. Суть ее — фальсификация результатов исследований, подлаживание результатов "под начальство", стремление к "показухе", возвышение собственных "заслуг" при их отсутствии, прикрытие подхалимов и продвижение их по службе, преследования неугодных ученых. Сам Н.Н.Яковлев, ученый-историк и писатель с мировым именем, вынужден был уйти из ИСКАНа, не желая мириться с нравами, насаждаемыми в институте.
Еще информация о "трудах праведных" Кокошина и Арбатова в ИСКАНе ("Литературная Россия" № 14; "Русский Вестник" № 19, оба за 1992г). В официальных докладных записках, направленных в 1986 году в высшие "инстанции" военными учеными ИСКАНа, о неблаговидных делишках его руководителей (по этому делу шло длительное разбирательство в ЦК КПСС) указывалось, вторя негодованиям Яковлева, следующее, цитирую:
"Кокошин — главный выдвиженец Арбатова, наиболее типичный представитель его школы и стиля работы, хотя … он уже превзошел наставника в... бесцеремонности, утрате чувства меры… Свои посты Кокошин использует… в личных и групповых целях для саморекламы и откровенной подготовки к очередному броску "вверх"… В то же время его научный потенциал… весьма беден… Его публикации отличаются дилетантизмом, повторением общих положений, эклектизмом… Интерес Кокошина как руководителя сосредоточен на двух областях, позволяющих держать под контролем коллектив и распространять свое влияние вне института: на вопросах кадров и зарубежных командировок. По числу зарубежных поездок и времени пребывания за границей Кокошин …рекордсмен в институте. …При этом главным для него является не важность проблемы, не профессионализм… ее раскрытия, а "выигрышность", придание материалу "привлекательности", возможность заинтересовать им высоких "покровителей" — на институтском жаргоне это цинично именуется "делать и продавать конфетки". По существу же "показуха" в области военно-политических исследований выглядит… кощунством. Это органически сочетается у Кокошина с неуважением к результатам работы других, стремлением замолчать и принизить их".
Конечно, Арбатовым и Кокошиным были приняты меры, чтобы не допустить рассмотрения в инстанциях этих записок. Сотрудники, заявившие о неблагополучном положении дел в институте (полковники доктор исторических наук Г.Хозин и кандидат экономических наук Ю.Катасонов), были уволены.
С развалом Советского Союза подвластные ельцинскому режиму СМИ начали во всю мощь рекламировать "прелесть" введения в России поста "гражданского" министра обороны. Именно Кокошина как "крупного специалиста военно-политических проблем" наши "демократы" пытались протащить в "гражданские" военные министры. А по Минобороны, частям и кораблям, — пошла гулять присказка: "Этот Кокошин армию окончательно укокошит!" Но протолкнуть тогда Кокошина в министры обороны не удалось. Однако он все же был назначен впервые в истории России "гражданским" первым заместителем "лучшего" министра обороны РФ генерала армии Павла Грачева(!). Обязанности Кокошину были определены странные: курирование перспективного развития, строительства ВС и оборонной промышленности.
Отношение генералитета, офицеров Минобороны к Кокошину в бытность обитания его в военном ведомстве были, в лучшем случае, удивленным и равнодушным, в большей же части — пренебрежительным. И в августе 1997 года Кокошина переводят на новый учрежденный пост, "аналога которому нет в мире" (!) — государственным военным инспектором-секретарем Совета обороны РФ с функциональными обязанностями "контролировать все силовые ведомства по широкому кругу вопросов" ("Россия-2000", изд. "РАУ-Корпорация". М., 2000 г., стр. 437). Но и на этом посту этот "выдвиженец" не задержался. Наверное, в верхах поняли, что как "военный инспектор" Кокошин "не тянет". И в марте 1998 года Кокошина "выдвигают" еще выше — секретарем Совета безопасности РФ. Но в сентябре он уже уходит (или его "уходят"?) и с этого поста. И здесь уместно привести еще одну "информацию к размышлению".
Едва Кокошин оставил высокие оборонно-политические и государственные посты, как тут же полетел в США (как злословят в определенных кругах, для доклада и получения инструкций). Один из номеров журнала "ЕIR" ("Executive Intelligence Review") того времени, издаваемого известным политологом Ларушем, сообщал, что Кокошин прибыл в Вашингтон на заседание Трехсторонней комиссии, которую иногда именуют "мировым правительством" и куда Россию не подпускают на версту. В комиссии Кокошин встречался с Збигневом Бжезинским, злейшим врагом России и особенно русского народа. Возникают вопросы: с какой целью Кокошин, обогащенный новейшими оборонными и государственными секретами, посещал Трехстороннюю комиссию и встречался именно с Бжезинским? Кто и зачем направлял его туда? Каковы результаты этих странных контактов, с учетом известных позиций Кокошина и его бывших "услуг" в отношении США? Отслеживались ли эти контакты нашими спецслужбами? Впрочем, и эти вопросы, видимо, останутся риторическими.
В конце 1998 года Кокошин становится руководителем Центра проблем национальной безопасности России при МГУ. Можно сказать — карась нырнул в родную заводь. Но одновременно Кокошин — главный научный сотрудник Института Европы РАН, депутат Госдумы, член политсовета "Отечество", Российской академии общественных наук, и к тому же почетный председатель Союзов регбистов России и СНГ (!). Как видите, забот у него должен быть полон рот! Когда же Кокошин успевает и науку двигать, если не вперед, то хотя бы вбок, и законы в Думе писать, а также партийными и "регбистскими" делами заниматься? Поистине "талантливый" деятель!
На этом можно было бы поставить точку и забыть о Кокошине. Но не так-то он прост! Почуяв ожившие веяния возможной реанимации любимой его и арбатовской идейки полной "гражданизации" системы управления военным ведомством и, полагаю, считая именно себя прежде всех предназначенным на роль гражданского Министра обороны РФ, Кокошин вдруг издает толстенный фолиант "Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России" (М., Росспэн, 2003 г., 526 стр.), где подробно расписывает, как нужно будет "гражданить" военное ведомство страны.
В этом труде были реанимированы кокошинско-арбатовские идеи почти десятилетней давности. Например, всё то же "…установление государственного и гражданского (?) контроля над военной сферой; создание гражданского (?) министерства обороны; осуществление демилитаризации (?) и демонтажа старой (?) военной системы с одновременным созданием собственной (?) военной системы Российского государства…"
На состоявшейся 24 января с.г. военно-научной конференции Академии военных наук (АВН) ее президент генерал армии Махмуд Гареев в докладе и начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин в выступлении о совершенствовании системы военной организации страны подвергли резкой критике "стратегические" идеи кокошинского "труда" (ВПК №4, 2004г.).
Еще ранее в еженедельнике "ВПК" (№ 14, 2003г.) и журнале "Военная мысль" (№1, 2004 г.) генерал-лейтенант Евгений Малашенко детально и аргументированно, не оставив камня на камне, раскритиковал кокошинское "творение". Не буду повторять его замечаний и выводов, кто заинтересуется — прочтет. Привожу только одну из главных порочных, как ее определяет Малашенко, идей кокошинских "умствований": понизить роль и статус Генерального штаба! Это генеральная мысль труда Кокошина, иллюстрация его приверженности к стандартам США и стремления нанести "удар по штабам". Впрочем, не могу удержаться, чтобы не указать и на такой кокошинский "перл": "гражданские люди, особенно ученые, являются лучшими политиками и руководителями, они успешно смогут заниматься стратегическим управлением" (!). Видимо, к таким "людям" Кокошин относит прежде всего себя! Только возникает один вопрос, — все последние 15 лет нашей истории, а точнее, трагедии великой страны, ею управляют всякого рода "учёные" "мэнээсы" и "профессора", ни дня не служившие в армии, постоянно заявляющие о своей принадлежности к "чистой науке" — Гайдар, Чубайс, Кириенко, Кох, Бурбулис… Итог мы все видим. Теперь Кокошин предлагает допустить эту публику до реформирования армии. Упаси нас Бог"!
И еще одну любимую им идейку проводит Кокошин в своем "труде": война перестала быть орудием политики, а традиционная связь между политикой и военной стратегией в настоящее время утрачивается (?). То есть отвергаются Клаузевиц, Жомини, Ленин, Сталин, Черчилль с их работами о взаимосвязи политики и войны. Ну-ну, как говорится, пусть Кокошин дерзает, но не надорваться бы! Однако, как бы красноречиво ни болтали дипломаты, какие бы фундаментальные труды по "стратегии" ни высиживали умные "гражданские люди", — успешное решение острых международных проблем предопределяет наличие силы, прежде всего военной. Так было и так будет впредь.
Здесь я хотел поставить точку и закончить "кокошинскую" эпопею. Но оказалось, что это преждевременно. Нет, опять же, — совсем не прост оказался Кокошин. Получив сокрушительный отлуп и отпор, он предпринял очередной демарш с целью как бы оправдания и снова самовосхваления собственной персоны.
В еженедельнике "ВПК" №5 (11-17.02.2004 г.) опубликована статья за подписью Маршала Советского Союза Виктора Куликова под броским рекламного типа заголовком: "Стратегическое управление обороной. Военная наука обогатилась новым фундаментальным трудом". Эта статья, по всей видимости, написана или самим Кокошиным, или, безусловно, под его контролем, а возможно, и под диктовку, помощниками. По содержанию она представляет, наряду с выспренним восхвалением указанного "труда", высочайшую концентрацию на ограниченной печатной площади мифических измышлений о потрясающих якобы "заслугах" Кокошина в "укреплении обороноспособности и безопасности нашей страны".
Мне кажется, что авторы этой писанины и сам Кокошин даже не понимают, чем они так вдохновенно "пудрят" мозги доверчивым читателям. Наши генеральные, главные конструкторы систем ВВТ, бывшие и нынешний заместители Министра обороны по вооружению, руководители центральных управлений видов ВС, целая армия разработчиков вооружений и офицеров, причастных к проблемам их создания, могут, как говорится, отдыхать! Всему, оказывается голова и создатель — Кокошин! Неужели не стыдно так чудовищно и беззастенчиво врать?
Во-первых, "самая лучшая в мире" (!?) ракета "Тополь-М" (какое отношение к ее созданию имеет Кокошин?) на самом деле гораздо слабее, то есть хуже, по соответствующим характеристикам ранее созданных нашими гениальными конструкторами-ракетчиками В.Ф.Уткиным и В.П.Макеевым межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования. И изначально её место в системе стратегических сил было весьма скромным. Это известно всем специалистам ракетного оружия.
Во-вторых, моряки-подводники, наверное, прослезились в благоговении и радости, узнав, что Кокошин, оказывается, — создатель "малошумных многоцелевых" подводных лодок (!). Да будет известно писавшим статью и Кокошину, что решение проблемы снижения шумности подводных лодок началось еще в годы, когда Кокошин был студентом, занимался комсомольской работой и играл в регби. А завершена в целом эта проблема на лодках постройки конца 1980-х годов, когда Кокошин, сидя в ИСКАНе, подписывал совместно со своим подчиненным Поташевым, оказавшимся, как выше упоминалось, американским шпионом, аналитические записки в ЦК КПСС и правительство.
Остается только задать пару вопросов подписавшему статью маршалу В.Куликову. Мы понимаем, что маршалы приказы, директивы и другие военные документы не пишут, а только подписывают. И статью собственного сочинения они, конечно, тоже подписывают. Так вот, если рассмотренная статья — ваше собственное сочинение, или если вы внимательно ознакомились с содержанием этой кем-то написанной статьи, — то как вы могли написать или подписать такую чушь, чем даже частично пожертвовали собственными заслугами как бывший начальник Генштаба, в развитии и создании перечисленных выше систем вооружения в пользу Кокошина? Ну, а если вы, не читая, подмахнули эту статейку по просьбе того же Кокошина (или кого другого), — то это не делает вам чести. Ведь вас, вернее, ваши прошлые авторитет и вес маршальских погон, самым бессовестным образом использовали "втемную". Неужели вам не дороги авторитет собственных боевых седин и уважение бывших сослуживцев и других военных? Очень жаль, Виктор Георгиевич, что приходится высказывать вам такие упреки.
Владимир Васильев
1.0x