| | | | |
№09(536)
25-02-2004
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
В середине января текущего года в столице Катара Дохе проходила Вторая конференция, посвященная взаимоотношениям между США и исламским миром. (Первая аналогичная встреча такого рода состоялась в октябре 2002 года). Конференция была организована совместными усилиями американского Института Брукингса и министерства иностранных дел Катара.
На нынешний американо-исламский форум в Дохе прибыли делегаты из 40 стран. Любопытно, что среди них можно было увидеть даже представителей Израиля: бывшего заместителя премьер-министра Амнона Липкин-Шахака и бывшего министра иностранных дел Даниэля Леви. Внимание прессы приковывали к себе и другие известные политические персонажи, прилетевшие в катарскую столицу и принимавшие участие в дискуссиях. Среди них — иорданский министр иностранных дел Марван Моашер, временно исполняющий обязанности министра иностранных дел Ирака Хошияр Зебари, сирийский министр по вопросам диаспоры Бутейна Шаабан, лидер пакистанской партии "Джамаат Ислами" Ахмед Хусейн, бывший американский посол в ООН Ричард Холбрук и бывший палестинский министр информации Ясир Абед Раббо. Но, несомненно, что самым почетным гостем оказался бывший президент США Билл Клинтон, выступивший на заключительном заседании.
Конференцию открыл эмир Катара, шейх Хамад бин Халифа аль-Тани, призвавший собравшихся к искреннему и конструктивному диалогу между исламским миром и Соединенными Штатами, необходимому для "нахождения основ взаимопонимания и укрепления двусторонних отношений". В своем выступлении он определил арабо-израильский конфликт как главный раздражитель в американо-исламских отношениях. Глава катарского государства подчеркнул: "Условия на оккупированных палестинских территориях постоянно ухудшаются и становятся неприемлемыми из-за чрезмерного применения силы Израилем, осуществляемого в нарушение международного права, принципов ООН и прав человека".
Говоря о странном бездействии со стороны мирового сообщества, Его Высочество заметил: "Исламский мир не может не задаваться вопросом: почему не оказывается ни малейшего давления на Израиль, чтобы заставить его уйти с оккупированных арабских территорий? В то же время мировое сообщество всеми силами давит лишь на арабов...".
Эмир Катара говорил также о стремлении его страны всячески содействовать "столь нужному всем взаимопониманию между народами и разными религиозными общинами". "Для этого прежде всего требуется диалог между нашими странами, культурами и цивилизациями. Мы верим во взаимодействие культур и цивилизаций, и мы отвергаем концепцию конфликта цивилизаций.
Ислам как религия, культура и цивилизация — существенная и жизненная часть всех культур, цивилизаций и религий, создавших современный мир".
В заключение своего выступления руководитель Катара сказал: "Проходящий сегодня диалог между нашими странами и обществами является продолжением того плодотворного диалога и взаимодействия, которыми так долго характеризовались исторические отношения между нашими народами.
Давайте же сохранять это богатое наследие и делать все возможное, чтобы оно служило на пользу народам всего мира".
Арабская печать, освещавшая американо-исламскую конференцию в Дохе, особо выделяет выступления крупнейшего улема (исламского ученого) современности, шейха Юсуфа аль-Карадави и лидера "Джамаат Ислами" Ахмеда Хусейна.
Ислам и Америка "должны стать ближе друг другу", — сказал шейх Карадави. "Нам нужно уважать свободы друг друга". Он заявил, что "оптимистичен" относительно возможностей улучшения отношений между исламским миром и США, но добавил, что израильско-палестинский конфликт продолжает "отравлять связи".
Карадави отметил, что после крушения СССР американцы стали видеть в исламе величайшую угрозу для себя. По его мнению, это объясняется их "непониманием сущности нашей религии". Он выразил надежду на то, что "руководители супердержавы не будут находиться в плену у предрассудков, не станут судить о нас по действиям малочисленных фанатиков, отошедших от истины, и приложат усилия для того, чтобы понять, что ислам — религия мира".
Глава одной из ведущих религиозных партий и депутат парламента Пакистана Ахмед Хусейн говорил о необходимости улучшения связей между США и исламским миром, отметив при этом, что Вашингтону следует отказаться от враждебности к мусульманским организациям. Он обвинил американское правительство к приверженности к политике "двойных стандартов" в Палестине, Боснии и Кашмире.
Приведя цитату из Корана, Хусейн подчеркнул, что ислам не верит в превосходство какой-либо расы и рассматривает каждого человека как частицу всемирного человеческого общества. "Ислам хочет, чтобы повсюду воцарились мир, процветание и свобода".
Пакистанский парламентарий призвал вашингтонское руководство придерживаться принципов равенства, свободы и демократии, провозглашенных еще отцами-основателями Америки. Он заметил: "Такая страна, как США, должна быть лидером мира, а не его хозяином".
Американская и западная печать была не слишком многословной в отношении американо-исламского форума в Катаре, но, естественно, не могла пройти мимо речи Билла Клинтона на его заключительном заседании. Бывший президент США начал с того, что признал: "ислам — самая быстрорастущая религия в Соединенных Штатах", и хотя бы поэтому "нужно лучше понимать его". Он сказал, что "не правы те на Западе, кто видят ислам только через спектр террора", но равно "не правы те в мусульманских странах, кто судит об Америке" исключительно по состоянию ближневосточного мирного процесса.
"Мы не всегда знаем, как разрешить проблемы, и если бы этот конфликт (палестино-израильский) был легкой проблемой, то мы бы уже давно нашли путь к его урегулированию... и надо, чтобы в мусульманских странах перестали выступать с не всегда обоснованными обвинениями... Западу и арабскому миру необходимо научиться лучше понимать друг друга".
Бывший хозяин Белого дома приветствовал тот факт, что "наш диалог" проходит "в небольшом, консервативно-мусульманском государстве Залива".
"Мы можем найти общие интересы, — подчеркнул Клинтон. — Но мы все проиграем, если не согласимся с тем, что наши общечеловеческие ценности более важны, чем наша ненависть и различия".
Каковы результаты и чего удалось достичь на Второй конференции по американо-исламским отношениям в Дохе? На этот счет нет однозначного мнения. Некоторые наблюдатели уверяют, что был "сделан прорыв в правильном направлении" и что обеим сторонам "нужно продолжать работать". Другие же настроены довольно скептично даже по поводу целесообразности подобных встреч. Один арабский дипломат в Москве, например, сказал автору этих строк: "Пустая и совершенно бесполезная затея. Как, вообще, может быть налажен диалог между государством и религией?"
Но это, понятно, всего лишь частное мнение. Однако американо-исламская встреча в Дохе, как отмечает большинство комментаторов, была весьма примечательной и показательной хотя бы в одном плане: она еще раз продемонстрировала со всей очевидностью, что Соединенные Штаты намерены и дальше проводить курс на полную и безусловную поддержку Израиля и не готовы идти на какой-либо компромисс в этом вопросе.
Валентин Пруссаков
1.0x