Авторский блог Редакция Завтра
00:00
14 января 2004
ЭНЕРГЕТИКА Малые ГЭС — будущее российской экономики
03(530)
Date: 14-01-2004
ЭНЕРГЕТИКА Малые ГЭС — будущее российской экономики
Проблема обеспечения энергией уже в самое ближайшее время обещает стать одной из наиболее острых среди глобальных проблем человечества. Страх перед будущим здесь нагнетается со всех сторон и очень умело, уже сегодня гарантируя сверхприбыли транснациональным энергетическим монополиям. Возможно, стабильно высокие за последние годы цены на нефть и не связаны напрямую, скажем, с оценками специалистов British Petroleum, по которым уже через 22 года разведанные мировые запасы "черного золота" будут исчерпаны до дна. Но ведь именно эти оценки во многом заставляют производственные структуры запасаться нефтью впрок, взвинчивая цены на рынке.
Ситуация с газом расценивается чуть оптимистичнее — здесь запасов хватит на 40-50 лет, а с углем и ураном всё вроде бы вообще хорошо, однако перспектива оказаться через полвека с угольно-урановой энергетикой мало кого вдохновляет — слишком уж "грязные" эти виды топлива, даже несмотря на возможное использование новых технологий. Добиться же управляемого "термояда" в обозримом будущем вряд ли удастся (хотя некоторые специалисты объясняют нынешнее "нефтяное безумие" как раз стремлением ТНК "слить" свои баррели по максимальной цене как можно быстрее и только потом запустить в экономику термоядерные энергетические установки, патенты на которые якобы уже лежат в сейфах ВР, ExxоnMobil и т.д.).
В этих условиях внимание общественности обращается к самым экзотическим источникам энергии, наподобие геотермальных вод, морских приливов, ветра, солнечных лучей и т.п. Зато энергетический потенциал мирового речного стока, как правило, серьезно занижается. Так, американский журнал Water Power and Dam Constraction от 1996 года определил полный потенциал речного стока Земли величиной 41309 млрд. кВтч (ТВтч) в год, а экономически целесообразный — в 7305 ТВтч. Институт "Гидропроект" (Малая гидроэнергетика.— М.: Энергоатомиздат, 1989, с.24) полный потенциал оценивал еще ниже — в размере 34921 ТВтч. В то же время еще в 1974 советские гидрометеорологи определили полный теоретический потенциал речного стока Земли величиной 99040 ТВтч. Данные результаты впоследствии были подтверждены специалистами НПЦ "Энерком", из них 65% (64375 ТВтч) могут быть технически использованы для производства электроэнергии, причем экономически целесообразно — 51500 ТВтч (52%). Отсюда следует, что американцы занизили пригодный к использованию энергопотенциал речного стока приблизительно в 7 раз.
Зачем им это понадобилось? Ответ достаточно прост: для дезинформации общественного мнения и навязывания миру собственных экономических моделей. Для сравнения — общее мировое производство электроэнергии сейчас достигло примерно 14000 ТВтч, из них около 3% (420 ТВтч) приходится на долю ГЭС. В России сегодня производится около 890 ТВтч электроэнергии (6,35% мирового производства), из них гидроэлектростанциями 148 ТВтч (16,5%). То, что мы и сегодня производим треть мировой гидроэлектроэнергии, понятно: при советской власти данному направлению уделялось приоритетное внимание, поскольку у нас много рек, общий энергопотенциал которых составляет порядка 3574 ТВтч, экономически целесообразный — не менее 1800 ТВтч, в т.ч. для малых ГЭС (мощностью от 0,1 до 30 МВт с выработкой годовой энергии до 100 млн. кВтч при диаметре гидротурбин до 3 м и мощности гидроагрегата до 10 МВт) — 612 ТВтч. Однако в работе "Новая энергетическая политика России" (М.: Энергоатомиздат, 1995) под редакцией тогдашнего министра энергетики Ю.К.Шафраника к освоению рекомендовано всего 60 ТВтч, или менее 10% реального энергопотенциала малых рек России.
При этом стоимость ввода 1 кВт мощности малых ГЭС по современным проектам, учитывающим практически все экологические аспекты использования, приближается к 400-600 долл., что в 2-3 раза меньше любых тепловых или атомных станций, а сроки окупаемости, соответственно, даже в самых неблагоприятных условиях, не превышают 1,5-2 лет. Учитывая опыт современного Китая, где малые ГЭС обеспечивают порядка 35% потребностей сельского населения страны в электроэнергии, и Германии, практически полностью использующей свой не слишком большой гидроэнергопотенциал, можно с уверенностью сказать: энергетическое будущее России связано не столько с нефтью и газом, сколько с использованием потенциала речного стока страны, прежде всего — малых и средних рек, не требующего крупных инвестиционных вложений и не влекущего за собой необходимости серьезных природоохранных и прочих экологических мероприятий. Потенциал здесь таков, что "энергетический голод" экономике России на обозримое будущее не грозит — при любых реально достижимых темпах ее развития.
Николай КОЧКИН
1.0x