Авторский блог Редакция Завтра 00:00 16 декабря 2003

АПОСТРОФ


51(526)
Date: 16-12-2003
Author: Павел Ульянов
АПОСТРОФ
Аркадий Малер. "Стратегии сакрального смысла". М.: "Парад" — 2003, 267 с.
Еще четыре года назад молодой философ и ученик Александра Дугина, Аркадий Малер организовал в Институте философии РАН "Евразийский Клуб" и на его презентации в Музее Маяковского объявил о необходимости точной систематизации всей философии интегрального традиционализма, консервативной революции, неоевразийства, национал-большевизма и еще много чего, что составляло концептуальную основу его учителя и Национал-большевистской партии. И вот, наконец, в издательстве "Парад" в июне этого года вышла книга Аркадия Малера "Стратегии сакрального смысла", емко и точно излагающая всю систему неоевразийской философии. Здесь, конечно, надо оговориться, что систематизация эта принадлежит самому Малеру и от этого одновременно убивает двух зайцев, делает эту философию, с одной стороны, целостной и рациональной, а с другой, специфически авторской. Для всех, кто хочет подробно разбираться в идейных основах и деталях современных новых правых и новых левых, эта книга не имеет альтернатив по количеству информации и объему интерпретаций на одну страницу монографического формата, то есть буквально от метафизики до экономики, от эзотерики до политологии. Конечно, далеко не со всем, что изложено в этой книге, можно согласиться, современная патриотическая оппозиция слишком разнообразна для того, чтобы предложить ей одну-единственную программу и программа Малера лишь одна из тысячи, но в изложении ее приятно то, что автор всегда имеет в виду параллельные и перпендикулярные точки зрения, и пытается их сопоставить со своей как возможные и даже неизбежные. Общий пафос работы, скорее всего, трагичен вслед за Рене Геноном, Юлиусом Эволой, Германом Виртом, а также нашими православными реакционерами Константином Леонтьевым и Павлом Флоренским, автор утверждает, что путь, выбранный человечеством, путь так называемого прогресса — это путь регресса, и он не выбран, а навязан, и не всем человечеством, а только западным. Можем ли мы отказаться от Модерна и принять Традицию? Ведь если даже для патриотизма с белым ликом (по классификации Владимира Бондаренко) это сделать довольно трудно, то для патриотов красного лика это практически невозможно. Здесь, скорее всего, спасает третий путь — русский лик патриотизма, который провозвестит нам, что петербургский период русской истории был далеко не совсем национальным, а большевистская революция и советский период далеко не совсем антинациональными.
Связующую Небо и Землю, метафизику и историю, и, пожалуй, центральную роль в системе Малера занимает идея катехона — миссии Православной Империи, которую унаследовала от Византии Московская Русь. На византизме, как на главной программе национального спасения, настаивает Малер, а евразийство носит здесь подчиненное значение — значение естественной геополитической ориентации России. И в этом нет никакого открытия, просто нам всем нужно вновь напомнить о нашей историософской сущности: Третий Рим отличается от Второго именно своим новым месторазвитием и своими масштабами — это тоже Православная Империя, но это уже континентальная, Евразийская Православная Империя. Именно поэтому, чтобы не ассоциировать себя с многочисленными новоявленными софт-евразийцами, "Евразийский Клуб" празднует свое четырехлетие под новым названием "Византистско-Евразийский Клуб — Катехон" . Это может выглядеть громоздко и для свежего взгляда не совсем понятно, но ведь в нашей размытой политико-идеологической реальности мы так нуждаемся в точной самоидентификации и последовательной программе. То же самое относится к книге "Стратегии сакрального смысла" — это система, и это система уточнения, и именно поэтому не может стать массово привлекательной, как очередная эрзац-патриотическая программа с набором банальностей и противоречивых лозунгов, она призвана отсекать ненужные элементы и отшлифовывать основу, потому что наше общее дело не сиюминутно, оно рассчитано не на ближайшие выборы и не на следующую пятилетку. Наше дело — для вечности. Потому что Россия будет пребывать в вечности.
Интернет-адрес "Византистско-Евразийского Клуба — Катехон" — katehon.narod.ru


1.0x