Авторский блог Редакция Завтра
03:00
7 октября 2003
ИНДОНЕЗИЯ: ПОСЛЕ КРИЗИСА Что мы знаем сегодня об этой стране?
ИНДОНЕЗИЯ: ПОСЛЕ КРИЗИСА Что мы знаем сегодня об этой стране?
На тысячах островах, составляющих Индонезию, проживают свыше двухсот миллионов человек. Это не только одно из крупнейших государств на нашей планете, но и самая большая мусульманская страна в мире, однако информация о происходящем в ней продолжает оставаться довольно отрывочной и скудной. Хотя, конечно, почти все из нас слышали об одном из ее наиболее сказочных островов — Бали, являющемся, как уверяют, "отражением рая на земле". Но даже и этот тихий и утопающий в цветах благословенный уголок с его "божественными рассветами и закатами" пострадал не так давно от главной напасти нашего времени — международного терроризма, что, пожалуй, лишь еще раз подтверждает правильность мнения об общности проблем, стоящих ныне перед всем человечеством.
В конце сентября нынешнего года Республика Индонезия отмечала очередную годовщину со дня провозглашения своей независимости. В связи с этой знаменательной датой наш корреспондент Валентин Пруссаков встретился с Временным Поверенным в делах Индонезии в РФ г-ном Нуррахманом Урипом и попросил его ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых важных сторон политической и экономической жизни представляемого им государства.
Валентин Пруссаков. В конце 90-х годов прошлого столетия, как известно, большинство стран Юго-Восточной Азии, включая и Индонезию, пострадало от сильнейшего экономического кризиса. Сегодня кое-кому из них, например, Малайзии, благодаря тщательно продуманным ее правительством мерам практически удалось преодолеть печальные последствия этого кризиса, а как обстоят дела у вас?
Нуррахман Урип. Удар, нанесенный индонезийской экономике в 1998 году, был действительно очень мощным и чуть ли не нокаутирующим. Достаточно лишь сказать, что наша денежная единица — рупия, обесценилась в четыре раза. Если до кризиса за один американский доллар давали 2.500 рупий, то в третьем квартале 1998 года тот же доллар стоил уже больше 10.000 рупий. Инфляция превысила 20% в год, а безработица достигла 25% от общего числа двухсотмиллионного населения. Если в 1998 году рост экспорта равнялся 8,6 %, то в 1999 году он упал до 0,4%. Сократился и рост инвестиций: с 46,5% в 1998 году до 23,7 % в следующем году.
Нашим правительством был разработан и принят ряд мер, направленных на оздоровление экономики, в том числе: реструктуризация финансовой и денежной политики, оживление рыночной инфраструктуры, поощрение деятельности малых и средних предприятий, приватизация, рост производительности, реформирование финансового рынка, привлечение прямых иностранных инвестиций и др.
В начале нынешнего века применение всех этих мер принесло свои плоды, и наша экономика стала выздоравливать, хотя и не столь быстрыми темпами, как того хотелось бы. Так, в 2002 году рост ВВП увеличился на 2,5%, а инфляция уменьшилась на 6 %. Несколько поднялась в цене и индонезийская валюта: один американский доллар стоит теперь где-то 8-9 тысяч рупий. Рост экспорта в 2002 году составил 1,2 %, импорт в том же году по сравнению с предыдущим поднялся, но довольно незначительно — на 0,09 %.
Мы уверены, что тенденция к оздоровлению экономики необратима, сохранится и даже усилится в дальнейшем. Будем делать все возможное, чтобы случившееся в конце 90-х годов уже никогда бы не повторилось
В.П. Перед встречей с вами я просмотрел сообщения различных информационных агентств относительно Индонезии и убедился в том, что все они посвящены главным образом единственной теме — процессу над террористами, недавно закончившемуся в Джакарте. Насколько остро стоит наболевшая проблема международного терроризма, о которой столь много говорят в мире сегодня, для вашей страны?
Н.У. Терроризм является глобальной проблемой, не связанной с какой-либо определенной нацией, расой, этнической группой, цивилизацией или религией. Для того, чтобы разрешить ее, все народы мира должны объединиться, создав подлинно глобальную коалицию. Будет не только ошибочным, но даже опасным, если некоторые страны станут предпринимать односторонние действия в борьбе с терроризмом. Для развивающихся стран вроде Индонезии глобальное сотрудничество в противостоянии терроризму должно включать в себя и такие меры, как подготовка соответственных кадров и передача технологий, а также обмен информацией и разведывательными данными.
В конце концов нам удастся выявить корни терроризма и полностью удалить их. Впрочем, вряд ли открою что-нибудь новое, если скажу, что главная причина, порождающая терроризм, — бедность и все то, что ее сопровождает: невежество, предрассудки, голод, болезни и ощущение собственной беспомощности. Отсюда и проистекает представление о вселенской несправедливости, чувство угнетенности, ненависть, отчаяние, отчуждение от общества, а также фанатизм. Искоренение нищеты и сопутствующих ей социальных пороков, стремление сделать общество более справедливым и милосердным — лучшее средство против терроризма.
Задолго до событий 11 сентября мы прикладывали усилия по совместному противодействию террористической угрозе. Индонезия и две другие страны, являющиеся членами АСЕАН — Филиппины и Малайзия, подписали соглашение об обмене информацией и разведданными, чтобы помогать друг другу в борьбе с терроризмом и другими международными преступлениями: торговле наркотиками, контрабанде оружия и т.п. В 2002 году страны-члены АСЕАН также подписали с правительством США совместную Декларацию о сотрудничестве в борьбе против международного терроризма, подразумевающую обмен информацией, разведданными и создание общих сил реагирования. Однако, на мой взгляд, самые эффективные меры против международного терроризма следует искать в сфере социального и экономического развития. Создав программу обеспечения социальной безопасности, мы сумеем защитить наиболее уязвимые слои общества от побочных и нежелательных эффектов процесса глобализации.
В.П. В последнее время некоторые развивающиеся страны уделяют заметное внимание туристическому бизнесу, вносящему нередко довольно внушительные суммы в государственную казну. Как обстоит дело с туризмом в Индонезии?
Н.У. Развитие туризма, бесспорно, — часть важной экономической деятельности. Поэтому-то правительство Индонезии и считает нужным поощрять туризм, расширяющий число рабочих мест, увеличивающий благосостояние людей и также повышающий национальный доход. К тому же, у нас имеется огромное количество разнообразных туристских маршрутов, предоставляющих нашим гостям возможность не только отдохнуть, но и ознакомиться со своеобразной и яркой индонезийской культурой.
Россия, как мы полагаем, потенциально является весьма большим туристическим рынком для Индонезии. Однако еще предстоит очень многое сделать в данном направлении, т.к. в 2002 году, например, у нас побывало лишь около 8.000 россиян, что составляет лишь 0, 7% от общего числа иностранных туристов.
Большинство российских граждан, конечно, слышали об острове Бали, но сводить всю страну только к нему одному было бы совсем неправильным, ведь у нас 17.000 островов, и у каждого из них есть нечто свое, неповторимое и интересное для туристов.
Недавние теракты в Индонезии, понятно, нанесли немалый ущерб туристской индустрии. Если судить по тому, что сообщают о нас мировые СМИ, то может создаться ложное впечатление, что Индонезия — опасное место, куда лучше не ездить, ибо журналисты предпочитают уделять непомерно большое внимание всяким экстраординарным событиям и полностью забывают обо всем остальном. В действительности же, почти на всех индонезийских островах жизнь течет своим спокойным, размеренным ходом и, более того, опасностей и всякого рода неприятных сюрпризов меньше, чем во многих других странах. К тому же, следует учесть, что наше правительство предприняло ряд конкретных и жестких мер в целях борьбы с распространением и возможными проявлениями терроризма. В частности, по-видимому, будет нелишним напомнить, что виновные во взрывах на Бали были приговорены к смертной казни. Надо полагать, что этот суровый приговор заставит призадуматься тех, кто стремится к насилию и хотел бы дестабилизировать ситуацию в стране.
В.П. Если не ошибаюсь, дипломатические отношения между Россией и Индонезией установились еще 53 года тому назад. Во взаимоотношениях между нашими странами за этот срок были как подъемы, так и спады. А что происходит на нынешнем этапе, в первые годы XXI столетия?
Н.У. Отношения между Индонезией и Россией входят в новую фазу после визита в Москву в апреле текущего года нашего президента. В ходе этого визита была подписана совместная декларация, определяющая основы дружеских и партнерских отношений между обеими странами в наступившем столетии. В 22 пунктах данной декларации освещаются различные аспекты двусторонних связей, указывается на пути их дальнейшего углубления и расширения.
Со своей стороны, хотелось бы особо подчеркнуть то, что, на мой взгляд, представляет собой два наиболее значительных аспекта индонезийско-российских отношений в XXI веке. Прежде всего это экономика. Обе страны, Индонезия и Россия, приходят в себя от неблагоприятных последствий недавнего экономического и финансового кризиса. Обоюдно выгодные экономические отношения, прочно базирующиеся на торговле и твердых финансовых договоренностях, являются первостепенной необходимостью.
Второй важнейший аспект — социально-культурный фактор. Мы не живем в стерильном мире, в котором все решается посредством холодного экономического расчета. Так, когда мы отправляемся на рынок, то стремимся в первую очередь купить что-то у того, к кому испытываем доверие. Доверие же проистекает из понимания. И здесь социально-культурный фактор может сыграть свою основную роль. Улучшение социально-культурных связей между Индонезией и Россией послужит гарантией взаимного понимания двух народов, что со временем станет надежной основой для крепких экономических отношений.
О важности обоих вышеназванных аспектов и шла речь на семинаре "Динамика индонезийско-российских экономических и социально-культурных отношений", организованном индонезийским посольством и проходившем 17-18 сентября 2003 года. Хотелось бы надеяться, что это мероприятие, на котором происходил откровенный обмен мнениями по самому широкому спектру вопросов, стало серьезным шагом вперед в деле улучшения взаимопонимания между деловыми людьми обеих стран и поможет им найти правильные решения для стоящих перед ними общих проблем.
Уверен, что улучшение и дальнейшее позитивное развитие индонезийско-российских отношений пойдет на благо народов наших стран, и будет способствовать не только их экономическому, но и культурному обогащению.
1.0x