Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 октября 2003

ИЗ РУССКОЙ ДУМЫ... Памяти Александра ПАНАРИНА


ИЗ РУССКОЙ ДУМЫ... Памяти Александра ПАНАРИНА
Есть такой двухтомник русских мыслителей, составленный Юрием Селиверстовым. Думаю, вслед за философами А.Ф.Лосевым и М.М.Бахтиным художник, будь он жив, включил бы в него и Вадима Кожинова, и Александра Панарина...
Всегда смерть ставит окончательную точку. И определяется — темный ли, светлый ли был лик у ушедшего от нас человека.
Светлый лик мудреца, историка, тончайшего философа, политолога — и вместе с тем веселого, как говорят, компанейского, задушевного русского человека Александра Сергеевича Панарина стал ясен еще при жизни его. Но значимость его книг и статей, значимость его концепции современного русского традиционализма мы будем еще постигать и постигать.
Для Александра Панарина русский традиционализм обозначал будущее России. Сумеют ли молодые "юноши Эдипы" , начисто отвыкшие от дисциплины и ответственности, переломить себя и посмотреть на жизнь своего народа всерьез; или же "культурные ареалы, сохранившие традиционную аскезу",— а это означает и самого Александра Панарина, и подобных ему людей, его уходящее поколение,— станут последним прибежищем русской государственности. Его отношение к Сталину, как "державнику-отцу", в недавней известной статье в газете "Завтра" тоже было продиктовано прежде всего непреходящей любовью к своему народу.
Он много сделал, но мог сделать еще больше. Почему так часто смерть останавливает сильнейших на бегу?
Ему шел лишь 63-й год. Еще недавно, когда ему вручали премию Александра Солженицына и мы разговорились с ним на церемонии вручения, я поразился обилию обширных планов и величественных замыслов.
Его книги "Реванш истории" и "Искушение глобализмом", пожалуй, наиболее глубоко осмысляют и мир в целом, и место России в нём.
Александр Панарин много работал именно в последние десять-пятнадцать лет. Издал более двадцати книг. Стал членом Российской академии гуманитарных наук.
Его последняя книга вышла совсем недавно в ведущем издательстве русской политической мысли "Алгоритм". Называлась она пророчески: "Стратегическая нестабильность XXI века". И осмысливать мы её, очевидно, будем уже не в кабинетах и пыльных библиотеках, а на улицах, под обломками взрывающихся небоскребов, на линии фронтального огня, среди руин и развалин городов и селений. Если, как считал мыслитель, Россия не вернет себе надлежащее место в истории, если мир не поймет, что его спасение — в спокойном величии России.
"По ценностям, таящимся в русской культуре, мы самые богатые! Извлечем их, будем первыми в мире!"
Александр Сергеевич Панарин возглавлял кафедру политологии философского факультета МГУ, руководил Центром социально-философских исследований Института философии РАН.
Философ постоянно печатался во всех ведущих русских патриотических изданиях : в "Нашем современнике", в "Москве", в "Завтра", в "Дне литературы", в "Литературной газете". Он никогда не стеснялся спускаться со своих философских высот к рядовому читателю, дорожил его мнением.
А мы — все его читатели — дорожили общением с ним, беседами с ним, его книгами, его мнением.
Он — один из великой русской думы. Вечная ему Память!
Владимир БОНДАРЕНКО


1.0x