31(506)
Date: 29-07-2003
Author: Анзор ИВАНИШВИЛИ
АБХАЗИЯ—МИНУС. АДЖАРИЯ — ?
Недавно руководство Аджарии отказалось перечислять налоги в Тбилиси, поскольку долги последнего по федеральным платежам перевалили за 70 млн. долл., что составляет больше половины бюджета Аджарии. Непосредственным толчком к этому послужило решение Шеварднадзе о проведении 2 ноября выборов в грузинский парламент, для которых нужны немалые деньги. Но главная причина заключается в активном неприятии лидером Аджарии и, одновременно, Всегрузинского союза возрождения Асланом Абашидзе внутренней и внешней политики Шеварднадзе.
В 1999 году Абашидзе высказался против допущения приглашенной в Тбилиси английской компании FTS для совершенствования работы грузинской таможни, а фактически — к контролю аджарской таможни. Он был и против расследования правоохранительными органами Тбилиси недостатков в морском пароходстве Батуми.
Свою решимость в сохранении дистанции между Тбилиси и Батуми он выразил так: "В случае продолжения со стороны центральных властей Грузии экономической блокады Аджарии местные власти примут решение задействовать Карсское соглашение от 1921 года между Россией и Турцией". Поясню: в одном из пунктов этого документа турецким судам позволяется заходить в аджарские порты без таможенного контроля.
При этом Батуми аргументировал свою позицию тем, что в 1993 году Карсское соглашение было ратифицировано парламентом Грузии. Однако Тбилиси, оспаривая эту позицию, указывает на рамочный договор, подписанный Грузией и Турцией в 1992 году, где стороны признают лишь те положения Карсского соглашения, которые перешли в Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, заключенный между двумя странами уже после получения Грузией независимости. Грузия ссылается также на свою конституцию, согласно которой регионы не вправе выступать в качестве субъектов международного права и т.д.
Однако Абашидзе не считает Аджарию регионом Грузии — точно так же, как не считают это в Абхазии и Южной Осетии. Он следует своим собственным курсом, под своими парусами и под своим флагом. Решение по налогам вполне соответствует этому курсу, но ставит под сомнение нынешний статус Грузии.
Поэтому в Батуми помчался на всех парусах руководитель грузинского правительства Автандил Джорбенадзе — не столько для восстановления статус-кво, сколько для поиска нового компромисса — ведь со стороны МВФ поступило предупреждение, что финансовая помощь Грузии будет прекращена, если сохранятся разногласия Тбилиси с автономиями по бюджетной сфере. А без этих денег Грузия выжить не сможет.
Твердость Абашидзе выразилась и в запрещении позапрошлым летом учений НАТО про высадке десанта у берегов Аджарии. А протест выразился, например, в присвоении имени Звиада Гамсахурдия главной площади Батуми после убийства того в Чечне.
Абашидзе демонстрирует свою независимость и путем оказания моральной поддержки оппозиционным силам за пределами Аджарии. Это касается, например, народного движения "Самегрело"—"Мегрелия". В его создании активное участие принял А.Чачия, выступавший на президентских выборах доверенным лицом кандидата в президенты бывшего первого секретаря ЦК КП Грузии Д.Патиашвили. Сегодня Чачия является также его сопредседателем в обществе "Единство".
Кстати, в №23 (июль 2002 года) издаваемой Чачия газете "Илори" — по названию одноименного православного монастыря, оставшегося в Абхазии, были опубликованы результаты прошлогодних выборов в органы местного самоуправления, которые могут послужить ориентиром для предстоящих парламентских выборов.
Партии, объединяющие приверженцев Шеварднадзе: Лейбористская партия, Партия новых правых и Союз граждан Грузии набрали соответственно 25,5, 11,36 и 2,52 %голосов. Оппозиционные партии: Христианско-консервативная, возглавляемая бывшим спикером Зураба Жвания, набрала 7,27%. Национальное движение — демократический фронт" Михаила Саакашвили набрала 23,75%, "Единство" Джумбера Патиашвили — 4,13%. Партии "Промышленников" и "Возрождения" также преодолели 4-хпроцентный барьер, набрав соответственно 7,13 и 6,34%.
На этих выборах партии Саакашвили и Жвания представляли городскую, в основном тбилисскую и отчасти кахетинскую оппозицию, а партия Патиашвили — западную провинцию, в том числе и мегрельскую в лице "Самегрело". Для победы на парламентских выборах Абашидзе будет опираться на аджарскую и мегрельскую оппозицию, а, возможно — и армянскую в соседней Джавахетии. Но для создания блока ему потребуется, видимо, ориентироваться на предвыборную позицию спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, которая бросила перчатку режиму Шеварднадзе.
Об этом выступлении, несомненно, отражающем растущие противоречия в верхушке грузинского государства, сообщалось в материале Нино Хуцидзе от 25.04.03 на сайте Civil.ge под заголовком "Председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе меняет имидж умеренного политика". 21 апреля она подвергла резкой критике президента Эдуарда Шеварднадзе и заявила, что "политика пропрезидентского блока "Для новой Грузии" (объединяющего указанные выше партии Шеварднадзе.— А.И.), создает угрозу становления диктатуры".
Далее говорится: "Нино Бурджанадзе особо подчеркнула, что согласно проекту, представленному администрацией президента в парламент, из 11 членов комиссии 9 кандидатов на утверждение представляет президент... В государственную канцелярию (администрацию президента) вызывают руководителей местных администраций, губернаторов и поручают им обеспечить конкретное количество голосов на выборах... Административные ресурсы направлены на победу одной силы — проправительственного предвыборного блока". "Сегодня в Грузии явно проявляются возмутительные признаки диктатуры",— заявила Нино Бурджанадзе.
Возможно, столь резкое выступление спикера грузинского парламента было вызвано тем, что в парламентский Комитет по процедурным вопросам незадолго до того была внесена заявка от фракций "Союз граждан Грузии", "Альянс для новой Грузии" и "Танадгома", согласно которой предлагалось упростить процедуру выборов и перевыборов председателя парламента. В настоящее время для того, чтобы поставить в повестку дня вопрос о переизбрании председателя парламента, необходимо две трети (157) голосов, а указанные фракции потребовали снижения этого барьера до 118 голосов.
"Я спокойно к этому отношусь, так как уверена, что проправительственные фракции этого не смогут добиться",— сказала Нино Бурджанадзе и добавила, что в парламенте не наберется даже 118 сторонников ее переизбрания. Однако единственной возможностью для избежания диктатуры она считает объединение оппозиции: "Призываю оппозицию объединиться. Предупреждаю власти, что мешаю и буду им мешать в таких действиях, которые могут довести страну до диктатуры",— так обозначила свою позицию Нино Бурджанадзе. И эта позиция наверняка получит поддержку избирателей из ее родной Имеретии, соседней Мегрелии, а в Тбилиси — из числа городской интеллигенции, учащейся молодежи, женщин и, конечно, беженцев из Абхазии, т.к. Бурджанадзе выступает за возврат беженцев, а затем и Абхазии.
Здесь немного соприкасаются интересы Бурджанадзе и Абашидзе, ибо глава Аджарии также считает необходимым возврат беженцев, однако о возвращении Абхазии в состав Грузии сам Абашидзе, назначенный Шеварднадзе представителем Тбилиси по урегулированию конфликта, речи не ведет, поскольку очень хорошо представляет трудности, связанные даже с одним только возвращением беженцев. Тут и разрушенные дома, и многочисленные могилы, и памятники погибшим, и наличие на руках у абхазского населения оружия, и требования возврата вывезенного грузинскими военными государственного и личного имущества, в том числе, например, уникального импортного оборудования с сухумского завода "Электроаппарат", частных автомашин и т.п.
Беженцы представляют, и не только в Тбилиси, большую угрозу для Шеварднадзе. Это они, при поддержке организации "Белый орел", связанной с "Самегрело", почти постоянно митингуют в Тбилиси, требуя нормальных условий проживания и своего возврата в Абхазию.
В центре Тбилиси 16 июля состоялся небывалый многотысячный митинг беженцев из Абхазии, кстати, показанный по ТВЦ. На нем прозвучали требования возвращения на родину и отставки Шеварднадзе. Парламент Грузии принял решение обратиться в ООН с просьбой о применении к Абхазии ст.7 Устава ООН — "Принуждение к миру". Но послание парламента, похоже, не будет рассмотрено в ООН, т.к. примерный ответ уже был в приложении 11 к докладу Генсека ООН от 3.05.94, где, в частности, говорится: "Абхазия будет являться субъектом с суверенными правами в составе союзного государства, которое будет создано в результате переговоров после урегулирования спорных вопросов.
Название союзного государства будет определено сторонами в ходе дальнейших переговоров. Стороны признают территориальную целостность государства, созданного в пределах границ бывшей Грузинской ССР по состоянию на 21 декабря 1991 г."
Практически одновременно было распространено заявление министра обороны России С.Иванова, сказавшего, что, возможно, на территории Абхазии будут установлены ракеты СС-300, имея в виду как допуск в воздушное пространство Грузии разведывательного самолета НАТО АВАКС, так и просьбу Абхазии о размещении на ее территории системы ПВО.
Между тем сегодня 70% населения Абхазии имеет также и российское гражданство, и процесс этот вряд ли остановим, т.к. Абхазия не признает любой формы правления Грузии. Директор института стран СНГ Константин Затулин побывал в апреле с.г. в составе делегации Правительства Москвы в период правительственного кризиса в Абхазии. Он встретился с исполняющим обязанности премьер-министра Абхазии Геннадием Гагулия и обсудил с ним вопросы реализации разработанных Абхазией и Москвой проектов.
В своем обращении к абхазскому народу, переданном по телевидению, Затулин говорил: "Мы в Москве небезучастно относимся к тому, что происходит в Абхазии, к тому, что в обществе назрела напряженность, что разразился правительственный кризис... Десятки тысяч граждан Абхазии стали одновременно и гражданами России. Я хотел бы подтвердить от имени всех к этому причастных, что обращения наших соотечественников по вступлению в гражданство России будут рассмотрены самым благожелательным образом, а получившие извещения о вступлении в гражданство, безусловно в ближайшее время получат документы... В России с большим уважением относятся к народу Абхазии и его лидеру Владиславу Ардзинбе".
В комментарии Эдуарда Шеварднадзе к ситуации, сложившейся в Абхазии, который прозвучал 14 апреля с.г. по радио, говорилось: "Ничего неожиданного в том, что на прошлой неделе правительство Абхазии ушло в отставку под давлением оппозиции, нет". Шеварднадзе заявил, что внимательно следит за развитием ситуации в Сухуми и, в отличие от некоторых российских политиков, "которые слетелись в Абхазию, как мухи", он остается приверженцем мирного разрешения конфликта и воссоединения". Шеварднадзе по-прежнему мерещится Абхазия в составе Грузии — как во времена Советского Союза.
Во многом эти надежды связывались с фигурой бывшего премьера Абхазии Анри Джергения, занимавшего пост премьера в течение многих лет. Близкий родственник президента Владислава Ардзинбы, бывший прокурор Абхазской АССР Джергения не считался знатоком экономики, зато был искусным царедворцем. За время болезни президента он взял под контроль основные денежные потоки абхазской экономики, чем настроил против себя конкурирующие кланы. За пределами республики его начали считать преемником главы Абхазии, а в Тбилиси уже прикидывали, за какую сумму он согласится на возвращение самопровозглашенной республики в состав Грузии.
Однако полгода назад Джергения уступил свой пост Геннадию Гагулия. "Вновь назначенное правительство во главе с Гагулией прекратило экспорт по символическим ценам абхазского леса, металлолома и рыбы, за которые местные чиновники получали огромный откат. Сотрудничество с субъектами РФ, на которые приходится более 80% абхазского товарооборота, было поставлено под жесткий контроль т.к. частных предприятий в республике практически нет",— писал в газете "Коммерсантъ-daily" от 23.04.03 Вахтанг Джанашия.
Начались увольнения за злоупотребление служебным положением, первой жертвой которого стала начальник управления Абхазской железной дороги Рита Лолуа, которая многим казалась неприкасаемой, поскольку она имела неплохие отношения с грузинскими железнодорожниками по линии до узловой станции Самтредия и благодаря этому могла рассчитывать на восстановление движения по маршруту Батуми—Сухуми, в чем нуждались не только Абхазия с Аджарией, но и грузинская сторона. Тем более, что подобные переговоры могли вестись только под патронажем Аслана Абашидзе. Именно железная дорога всегда скрепляла стальными обручами земли и страны. Кроме того, правительство в ультимативной форме потребовало от турецких фирм, ведущих разработку угля на северо-востоке Абхазии, уплатить колоссальные задолженности по налогам.
27 марта были аннулированы договоры по аренде курортных объектов, на которых не производились обусловленные соглашениями ремонтно-восстановительные работы. Когда же премьер вознамерился запретить доходную торговлю бензином с бензовозов на обочине дороги, стало ясно: затронуты интересы уже многих кланов, что долго это правительство не просуществует.
Действительно, после известного группового побега особо опасных преступников Гагулия, дав откровенную оценку этого инцидента: "Кто отпустил преступников? Те, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в республике. Кто кого купил; кто-то кого-то продал. У нас ничего так просто не делается",— подал в отставку.
Теперь среди реальных кандидатов на пост президента Абхазии в 2004 году фигурируют нынешний премьер-министр Рауль Хаджимба, бывшие главы правительств Анри Джергения, Сергей Багапш и, возможно, министр иностранных дел сухумского правительства Сергей Шамба.
Общая нестабильность ситуации как в Грузии, так и в Абхазии позволяет предполагать, что в ближайшее время накопленный здесь конфликтный потенциал будет проявлен в каких-то неожиданных для международного сообщества формах, в которых значительную роль будет играть как внутригрузинская и внутриабхазская оппозиция, так и "аджарский фактор". При этом роль Шеварднадзе, несмотря на весь его дипломатический опыт и заслуги перед Западом, особенно США, можно считать в принципе завершенной. На территории бывшей Грузинской ССР складывается принципиально иной баланс сил, не оставляющий места нынешнему режиму.
1.0x