30(505)
Date: 22-07-2003
Author: Александр Гамаюн
ПРЕДВЫБОРНЫЙ БАЛЕТ
Если с вопросом, что такое хорошо, для современного россиянина много неясностей, то что такое плохо, понятно почти всем. Олигархи — плохо,— уверены, согласно опросам, от восьмидесяти до девяноста восьми процентов наших сограждан. Как и любая иная твердая уверенность, как знания о белом и черном, правоте "наших" и подлости "чужих", эта убежденность — отличная база для любой предвыборной пропаганды. Вопрос лишь в том, кто более ловко и умело сумеет использовать антиолигархические настроения в свою пользу. Известно, что власть всегда готова использовать свои эксклюзивные возможности для организации своей пропаганды на качественно более высоком уровне, чем оппозиция. Если в ельцинские времена Кремль пользовался монополией на СМИ и контролировал полностью всю попадающую на экраны "картинку", то сейчас роль власти качественно поменялась. Теперь Кремль использует монополию на силовые структуры, которые формируют сам событийный ряд, который потом попадает в руки телекомпаний. Предвыборные шоу перестали разыгрываться на концертных площадках с Ельциным вприсядку. Теперь шоу разворачиваются "в реале" с настоящими ОМОНами и СОБРами, настоящим Лефортовым, судами и прокуратурой. Реальные задержанные, олигарх на крыльце прокуратуры, смущенный адвокат перед телекамерой, лежащий лицом в паркет амбал из частной охраны. Политический театр, в отличие от утонувших в абстракции других видов искусства, все сильнее стремится к реализму.
В прошлые выборы основным сюжетом предвыборного театра была война с терроризмом. Сейчас, проанализировав предвыборные настроения в обществе, политтехнологи не могли не ухватиться за всеобщую жажду олигархической крови.
Униженный нищетой народ, конечно, хочет лучшей жизни. Увеличить благосостояние россиян и искоренить бедность в рамках устоявшейся российской экономики проблематично. Но легко можно подменить это фетишем борьбы с сильно богатыми. Наказать олигарха, значит подыграть оскорбленным нищетой миллионам людей. Однако, не только бедность требует страшного суда над миллиардерами. Последние опросы на различных радио и телепрограммах показали аналогичные ожидания и в среднем классе, на который когда-то хотели опираться олигархи. Представителей среднего класса можно грубо очертить кругом в несколько миллионов россиян, владеющих основными тремя отличительными ресурсами — личное авто, мобильная связь, доступ в интернет. Именно эти граждане почти поголовно требуют от власти расправы над олигархами. Тому доказательством специальные опросы, проводимые компаниями мобильной связи и в интернете. Мало того, даже относительно благополучно себя чувствующие представители мелкого бизнеса и менеджеры среднего звена требуют казни олигархов. Здесь давно мечтают отомстить олигархам за дефолт. Чувство оскорбленной социальной справедливости гармонично дополняется и обидой: современному бизнесмену приходится строить свое дело в тяжелейших условиях черной конкуренции, а "эти" ухватили свои компании "на халяву". Небитые ни милицией, ни бандитами, не сидевшие, не попотевшие ни над одним заработанным долларом везунчики получили все деньги и власть из пьяных рук, как в подарок. При этом репрессии в отношении олигархов создают в бизнес среде и надежду на возможный пересмотр итогов приватизации. Устранение старых монстров начала девяностых годов должно дать дорогу молодым и агрессивным. Кто подаст такую надежду, за того и проголосует всем сердцем среднее и высшее звено менеджеров и владельцев среднего бизнеса.
Олигархи, ставшие жупелом социального унижения миллионов россиян, своим существованием подогревают, помимо прочего, и националистические настроения. Хороший патриот видит в устранении нерусских миллиардеров еще и торжество национальной идеи. Слабое, но утешение миллионам русских, истребленных в годы ельцинских реформ. Что интересно, национальные характеристики современных российских олигархов так же сильно бесят и представителей кавказского бизнеса, европейского и даже китайского.
Значит, каждый удар кремлевской команды по ЮКОСу или другим компаниям — сотни тысяч новых голосов на декабрьских выборах. В итоге получается вечная по-своему библейская ситуация. Для сохранения олигархической власти в стране необходимо ритуальное усекновение олигархов. Чтоб сохраниться у власти, олигархическая группировка должна перед выборами разыграть как можно более реалистичное шоу про преследование самой себя.
Уставший от тысячелетий мировой змей заворочался, стряхнул пыль, повел мутным глазом и заученным движением ухватил себя за хвост. На хвосте оказался прикушенным ЮКОС. В таком положении, составляющем основу мистической колдовской символики, змей простоит до конца предвыборного цикла. Колдовство сработает — избиратель снова проголосует за своего грабителя, если не помешает оппозиция.
Поэтому в олигархических делах больше от шоу, чем от настоящего уголовного дела. ОМОНовцы врываются в офисы нарочно без ордеров, на каждом шагу подбрасывают процессуальные козыри адвокатам, чтоб те потом могли отыграться в суде. Здесь нагрубят, здесь изобьют охранника и оставят на свободе, чтоб мог снимать побои. Всю эту "странную" войну мы уже видели в прошлом. Тонкая оперативная работа несовместима с участием толп журналистов на каждом шагу. Приходится выбирать между результативностью следствия и эффектностью телерепортажей. Когда-то РУБОПы, понимая это, чтоб оправдать собственное существование, устраивали специальные пиар-операции с массовыми задержаниями и обысками, с мешками героина и оружия для телевидения. Почти все дела с такими операциями разваливались не доходя до суда — важнее был телепиар. Здесь то же самое. Смысл наезда на олигархов не в судебно-тюремном результате, а в самом процессе, который не имеет значения без освещения в новостях.
1.0x