Авторский блог Редакция Завтра 00:00 17 июня 2003

ПЕСНЯ О РОДИНЕ

25(500)
Date: 17-06-2003
Author: Юрий Заранкин
ПЕСНЯ О РОДИНЕ
Роли Сталина в знаменитой пьесе Алексея Арбузова "Таня" нет. Но его имя, его образ, пусть и незримо, но постоянно присутствуют в пьесе. Хотя почему незримо? Большую фотографию Сталина, где он выглядит каким-то особенно добрым, человечным, бережно хранит на самом видном месте бабушка (актриса Татьяна Надеждина) — одна из главных героинь спектакля "Таня", недавно поставленного Российским молодежным театром С ним бабушка постоянно разговаривает. Доверяет свои самые сокровенные тайны. Вот кто-то обидел бабушку, и она сразу к кому идет? Как же так, Иосиф Виссарионович, ведь вот, нарушили вами же установленный закон... И в этот момент звучит оркестровая фонограмма великой песни о Родине Исаака Дунаевского на стихи Василия Лебедева-Кумача, где есть такие замечательные строки:
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный сталинский закон.
Кстати, куплет именно с этими строками сегодня тщательно выбрасывается и хорами, и солистами, забывшими, очевидно, замечательную русскую пословицу: "Из песни слова не выкинешь". Выкидывают, потому что до сих пор боятся немеркнущего авторитета великого вождя.
Никого нет в бабушкиной комнате. Только она и Сталин, и невольно вспоминается великий пролетарский "лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи" (по выражению Сталина) Владимир Маяковский. Помните у него?
Двое в комнате. Я и Ленин
Фотографией на белой стене.
Правда, эти стихи о другом, тоже великом пролетарском вожде, имя которого в великие социалистические годы было неразрывно слито с именем ученика и продолжателя его великого дела.
Главные события в пьесе и, естественно в новом спектакле Российского молодежного театра разворачиваются в День международной солидарности трудящихся (кстати, забыли, увы, сегодня это замечательное понятие) 1 мая. И радиофон с замечательными советскими песнями, и маршами того времени становится музыкальным сопровождением всего спектакля, и не просто его сопровождением — его камертоном.
... Идет на лыжах в страшный мороз и пургу спасать больного ребенка героиня пьесы, молодой советский врач Татьяна Рябинина (артистка Даша Семенова), а в маленьком поселке, куда все-таки дойдет почти уже замерзшая Таня, радист возится со своим, почти совсем сломанным приемником. Один шум, ничего не слышно, и вдруг, наконец, прорывается: "На Красной площади появляется вдохновитель и организатор всех побед советского народа товарищ Сталин!". И звучит с радиоволны мощное многоголосое "Ура!", эхо которого, можно сказать, и сегодня звучит в сердцах истинных советских патриотов (именно советских, потому что нельзя допустить, чтобы забылось, исчезло из лексики это великое понятие). И словно две параллельные линии идут в честном, пожалуй, даже документальном спектакле режиссера Александра Пономарева сюжетная линия Тани и парад и демонстрация на Красной площади 1 мая 1937 года. Сколько гадостей и подлостей пишут сегодня наши продажные СМИ об этом годе, а в спектакле РАМТ — совсем другая тональность тридцать седьмого года, тональность светлая, праздничная, то есть точно такая, какая она и была.
Вот сцена на автобусной станции, где ждут машин и автобусов рабочие, колхозники и строители, которых особенно много. Ведь строится новый прекрасный город Стальград, где будут замечательные театры, дворцы культуры (где вы сегодня, наши замечательные культурные учреждения страны, тогда победившего социализма), стадионы, сады и парки. Не о таком ли Городе Солнца мечтал великий философ Томазо Кампанелла? И ведь действительно, реально сбывались именно в сталинские годы самые заветные мечты Сен-Симона и Фурье, Маркса и Кампанеллы.
И как тепло, талантливо рисует в своей пьесе Алексей Арбузов этих людей, простых советских людей, отдающих все свом силы социалистическому, или не знаю, как тут лучше написать, коммунистическому строительству. Здесь невольно вспоминаются хрестоматийные слова Сталина: "...последний советский гражданин выше любого высокопоставленного чинуши, влачащего свой век в оковах капитализма".
Автор этих строк дружил с выдающимся советским драматургом, автором "Тани" и еще многих пьес, посвященных коммунистическому строительству ("Иркутская история" о строителях ангарской ГЭС, "Двенадцатый час" о строителях московского метро и многих других). Как-то во время одной из наших встреч Алексей Николаевич говорил, а я включил свой диктофон. Много лет эта запись так и пролежала в моих архивах; и вот, пожалуй, пришла пора ее обнародовать. Вот что сказал тогда Алексей Арбузов: "Ведь какое это было замечательное время, тридцатые годы, все шевелилось, да что шевелилось, бурлило, наполняя нашу жизнь каким-то всезаливающим потоком радости. Радости и гордости за свое великое Отечество. Да ведь и войну-то мы выиграли, не в сороковые годы ( вчитайтесь повнимательнее в эти пророческие слова. — Ю.З.), а именно в тридцатые, когда мы стали именно тем великим народом, который победить просто невозможно."
Уже сколько лет ничего подобного не происходило в стенах Российского молодежного театра, как то, что происходило на премьерных спектаклях "Тани". На кассе вывеска "Все билеты проданы". Зал — битком, ребята, кому места не досталось, у стен стоят. И каждая сцена, едва ли не каждая реплика проходят, как говорится, " на ура". А в конце спектакля не просто овация, а крики "Браво!", "Бис!", "Спасибо!". Публика не расходится и никак не разрешает артистам удалиться со сцены. И это самое радостное на этой премьере. Ведь в спектакле нет ни одной так модной сегодня откровенной сцены: строгая одежда у действующих лиц, строгая лексика арбузовского текста. А публика, в основном это молодежь, наверное, уставшая от секса и насилия, рвется к честности и правде, к чувствам теплым и возвышенным.
Когда-то наш великий, к сожалению, сегодня, как и большая часть из того, ЧТО БЫЛО в России истинно великого, почти забытый революционный критик Виссарион Григорьевич Белинский, писал: "...а театр, он же, как барометр, определяющий, что хорошо, а что плохо";. Идет народ в театр, значит, хорошо, не идет, значит, плохо. Особенно это, конечно, касается не поколения отцов, а поколения детей. Отцов-то еще как-то можно обмануть, а вот детей — нет. Ребенка хлопать в ладоши никакая няня не заставит. Хлопает — значит, нравится? В Российском молодежном хлопают, и никакие там воспитатели, учителя делать это их не заставляют.


1.0x