Авторский блог Редакция Завтра 00:00 3 июня 2003

НАДО СЛУШАТЬ!

23(498)
Date: 03-06-2003
НАДО СЛУШАТЬ!
Вежливый отказ "Герань"-2002 ("Мистерия звука")
Официально объявлено о роспуске "Вежливого отказа" — одного из наиболее оригинальных отечественных коллективов. Внутренняя логика развития группы привела к подобному решению. Хотя надежда на то, что в какой-то момент лидер группы Роман Суслов приедет в Москву с фермы, на которой разводит лошадей, с мешком новых песен, не покинет поклонников группы еще долго. Но на данный момент "Вежливого отказа"больше нет. В соответствии с названием одной из композиций "Отказа" — жаль. На официальном сайте группы (www.otkaz.ru) ситуация откомментирована следующим образом. "Итак, последние концерты "Вежливого отказа" состоялись. И на этом, по всей видимости, концертная история группы действительно завершилась. Но очень многое осталось нереализованным или пока прошло мимо. Так что нас ждет еще много нового, связанного и с историей группы, и с ее музыкой и, наконец, с осознанием того, что это был за проект, удивительным образом объединивший такое количество самых разных людей. "Вежливый отказ" — не настолько широко и полно раскрытая тема, чтобы оказаться так легко сданной "в архив".В подтверждение недавно вышел архивный альбом "Пыль на ботинках", давший материал знаменитой пластинке, вышедшей пятнадцать лет назад на "Мелодии." На ближайшее время запланирован выпуск финского варианта "Этнических опытов" и давно заслуженное участие в "морозовской" серии "Легенды русского рока". "Герань" записывалась в течение трех лет, еще два выходила. Это довольно небольшая пластинка, звучит около 40 минут. По изящности она напоминает мне альбом начала девяностых "И-и-раз". Хотя в "Герани" усилено джазовое начало, к которому группа всегда тяготела. Слово находится все-таки в подчиненном положении по отношению к музыке, однако "Отказ" всегда великолепно умел передавать идеи и настроение без текста в привычном понимании. Фонемы, архаические звуки, наконец универсальный язык музыки. Не знаю, задумывали ли музыканты нечто подобное, но хочется рассматривать "Герань" как концептуальную пластинку. Обложка знаменитого московского концептуалиста Константина Звездочетова. Порядок композиций, создающий определенный сюжет. Спокойное, бодрое начало, включая композицию "Гражданская война: наступление" с мрачным предсказанием сменяется постепенно появляющимися тревожными интонациями. К финалу истерия нарастает . Лев Николаич Толстой, "убегай и не стой", совершенно потрясающая "Гражданская война: отступление" ("Лучший друг солдата — это черный ворон, верная ручная, птица почтовая") и кульминация хаоса — нервная плясовая "Бегство в Египет". А затем странно недобрый эпилог (хотя не без традиционной "отказовской " иронии) — "Год Быка" ("что дозволено Юпитеру, не дозволено быку"). Несколько изменяется и картинка с обложки. На обороте все то же, только вместо цветка — маленький ядерный "гриб". Что предсказывает "Вежливый отказ"? Время-то непростое. Очень сильная и стильная пластинка. Не хочется верить, что последняя.
Александр Непомнящий "Хлеб земной"-2003 ("Колокол")
Творчество Непомнящего развивается циклами. После неоднозначной травматической "Земляники" выходит ортодоксально-консервативное "Поражение". Новый виток — очередное путешествие по темным сторонам бытия. Сам Непомнящий в "Забриски райдере" так сказал о новой записи: "Альбом этот о том, что не есть хлеб небесный. В альбоме "Поражение" дано много однозначных ответов. Значит, настала пора снова задавать вопросы, "проклятые" и остальные… То есть, если "Поражение" отражает дневное сознание — этот же ночное, вопрошающее… В принципе на каком-то другом тогдашнем уровне эту задачу выполнял альбом "Земляника". Музыкально стало больше бардовского, меньше панка. За исключением пары вещей, совсем нет забойной разнузданности, звучание суровое, скупое, можно сказать, взрослое. "Хлеб земной" — вообще довольно серьезный альбом. Непомнящий задает себе и слушателю трудные вопросы, однако совсем не склонен очаровываться "сумеречной зоной". Все-таки опыт "Поражения" не прошел зря. Потому что предлагаемые "ответы на вопросы" безвариантно подчинены четкой духовной доминанте. "Правда там, где Царские врата, а на Западе по-прежнему тьма". Сие не подразумевает некоей загруженности, книжного занудства. Непомнящему вообще свойственна этакая лихая шукшинская зло-веселая легкость по отношению к различным вселенским мерзостям. Горек он хлеб земной. Но деться некуда. Остановка в движении, успокоение сегодня смерти подобна. Заснул-попался. Матрица с ее отчуждением, "рогатой полицией", чандалой и одессой тотальна. Но временна. А за нами вечный Восток. … Вернутся в гавань из смерти все корабли. И вновь деревья большие, легко по лужам бежать И по полям боевым — до конца, до венца, Где средь холмов зеленых, чтоб всех погибших взыскать Идет мать Божья Богородица — ей верит.
Кино. “Первые записи. 'Гарин и гиперболоиды” 2002(''Moroz records'')
Поистине бесценный подарок поклонникам творчества Виктора Цоя впервые изданные песни, датируемые 1982-83 годами, большинство из которых являются истинными фолиантами. Отсутствие хотя бы намека на качество с лихвой компенсирует настроение, созданное на альбоме, достойный пример того, как можно достичь лихого драйва посредством минимальных средств. Поистине уникальны номера, в которых в роли вокалиста выступает неподражаемый Алексей Рыбин. Его ''Звери'', названные в свое время гимном поколения, но так и не вошедшие в первую пластинку ''Кино'', наконец обрели жизнь на ''Гарин и гиперболоидах'' рядом с хитовыми ''Мои друзья идут по жизни маршем'', ''Солнечными днями'', ''Бездельником''. Помимо вышеуказанных персон, в импровизированном квартирнике приняли участие группа Сергея Рыженко ''Последний шанс'', Игорь ''Пиночет'' Покровский, а также вездесущий Артемий Троицкий /в то время еще Артем/, как ни странно играющий на бонгах и маракасах. Здесь мы видим совершенно иного Цоя, еще не попавшего в цепкие лапы питерской рок-тусовки, не ставшего пленником своего имиджа с подачи ''злого гения'' Айзеншпиcа. Типичный акустический панк-рок, где наряду с программными вещами соседствуют нелепая кавер-версия ''Пригородного блюза'' Майка Науменко, невнятный ''Холодильник'' и, конечно же, бунтарский ''Лауреат''. Конечно, ''Гарин и гиперболоиды'' отнюдь не номерной альбом, на что он, впрочем, и не претендует. Его скорее можно назвать документом, свидетельством, цель которого не развлекать, а просвещать.
Обозреватель


1.0x