23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Андрей Фефелов
ПРАЗДНИК В ВОЛОГДЕ
"Губернатору Вологодской области
Позгалеву В. Е.
Уважаемый Вячеслав Евгеньевич!
Обращаемся к вам с просьбой рассмотреть вопрос об увековечении памяти основоположников Вологодского краеведческого музея (ныне историко-художественного) Ивана Васильевича и Екатерины Николаевны Федышиных. Ценою собственных жизней эти светлые, до самозабвения влюбленные в культурное наследие Вологодчины люди сохранили для потомков тысячи бесценных памятников местной иконописи XIII-XIX веков. И теперь Вологодский музей является одним из лучших в России, а экспозиция древнерусского искусства построена на уровне мировых музейных стандартов.
Сын ученых-патриотов Николай Иванович Федышин один сумел отреставрировать столько икон, сколько под силу лишь крупному центру, причем профессиональный уровень его мастерства выше всяких похвал. Рядом с отцом сегодня трудятся его дети и внуки. Другой такой реставрационной династии в России нет, и мы твердо убеждены, что во дворе Вологодского музея должна быть установлена мемориальная доска, посвященная подвигу И. В. и Е. Н. Федышиных.
Надеемся на ваше понимание важности этого предложения и верим, что вопрос будет решен положительно".
Письмо вологодскому губернатору было составлено искусствоведом-реставратором Саввой Ямщиковым прошлой осенью под впечатлением осмотра иконного раздела местного музея-заповедника. Сам проработав 20 лет в практической реставрации, учившийся у выдающихся специалистов, в который раз Ямщиков поразился, как же много древних икон возродил к жизни тихий, совсем незаметный для окружающих мастер с истинно русской фамилией — Федышин. Будучи знаком с ним больше сорока лет, неоднократно работавший с "вологодским Левшой" в музейных фондах, зная о великом подвиге его отца и матери, Ямщиков, несмотря на скептические улыбки коллег и даже друзей, попытался через Президиум Всероссийского общества охраны памятников впервые в нашей истории увековечить память о музейных работниках и реставраторах.
Сегодня скептики улыбаются уже с радостью, ибо неделю назад в Вологодском Кремле, на стене одного из музейных корпусов Н. И. Федышин торжественно снял покрывало с мемориальной доски в память о благородном и нелегком труде его родителей.
Весеннее северное солнце делало атмосферу необычной и торжественной. Гордость и удовлетворение можно было читать на лицах скромных музейных тружеников, причастных по праву к большому событию. Взволнованно и приподнято вела церемонию открытия памятника директор музея Людмила Коротаева, от всей души приветствовал музейных работников, и особенно Н. И. Федышина, мэр города Вологды А. С. Якуничев.
Василий Иванович Белов со свойственной ему остротой, северным юмором и влюбленностью в своего земляка, так на него вроде непохожего, и в то же время братски близкого, сказал краткие, но емкие слова о мировом значении вологодского культурного наследия.
В залах музея, где праздник перешел в чествование 75-летнего юбилея Николая Ивановича Федышина, царила теплосердечная, дружественная атмосфера. Коллеги-реставраторы, музейные работники, писатели, художники, руководители департаментов культуры и охраны памятников не просто признавались в любви и благодарили юбиляра за его титанический путь творца-подвижника, но и подчеркивали большую роль, которую семья Федышиных сыграла в историческом развитии Вологодчины. В глазах Николая Ивановича можно было прочесть заслуженное удовлетворение, признательность за такое душевное отношение к его родителям, жене, детям и к нему самому.
Такие праздники позволяют надеяться, что массовое зомбирование нашего народа посредством телевидения, пропагандирующего насилие и поклонение перед золотым тельцом, растлевающего зрителей министерскими шоу "Культурная революция", последнее из которых называлось "Музеи — кладбище культуры" (без вопросительного знака!), не достигает конечной цели — уничтожения нашей исторической памяти. В русской провинции все чаще проявляются яркие вспышки разума и доброты — достаточно вспомнить великолепную выставку, проходящую в Новом Манеже, на которой высокодуховный художник отец Сергий (Симаков), живущий и творящий в деревне Загайново под Угличем, представил десятки философски осмысленных картин, воспевающих подвиги церковных столпов и просветителей России. И какими жалкими рядом с его холстами кажутся не только разнузданные подвиги постмодернистов, абстракционистов и прочих пофигистов, но и бездушные, надуманные и искусственно пристегнутые к модному ныне псевдорелигиозному художественному направлению всенародно прославленных владельцев личных музеев.
Мы обратились с вопросом к Савве Ямщикову: что он чувствовал, участвуя в празднике, где есть доля его стараний и усилий?
"Начиная рутинную часть работы по возданию заслуженных почестей славному роду Федышиных, я, конечно, сомневался в благополучном исходе непростого дела. Но в то же время чувствовал незримую поддержку именно со стороны федышинской семьи. Постоянно перечитывал переписку Ивана Васильевича и Екатерины Николаевны, изданную давно уже моим коллегой Г. И. Вздорновым, я словно подпитывался их светлым образом мышления, полной самоотдачей во имя спасения памятников древней культуры Вологодчины. Пусть не в самой жестокой форме, по "красное колесо" перемололо их жизни в кровавой мясорубке террора. Николай Иванович лучшие родительские качества унаследовал с генетической закономерностью и продолжил их музейное служение с завидной последовательностью. Помня о наших с ним трудах по составлению полный реставрационной описи шести тысяч икон в музейных запасниках, одним из первых услышав от него, что Дионисий с сыновьями расписал огромный Рождественский собор в Ферапонтове всего за 34 дня (ой, как смеялись наши авторитеты, когда я восторженно рассказывал им о сенсационном открытии Федышина, а сейчас пишут в своих трудах об этом факте с уверенностью, забывая часто об авторе открытия), верил я, что настанет нынешний солнечный майский день и обнимемся мы с Колей на празднике, дорогом для всех музейщиков и реставраторов России.
Вологда — начальный этап восстановления справедливости по отношению к тем, кому мы обязаны своей духовной и культурной состоятельностью. Получено добро от руководства республики Карелия, местного отделения Всероссийского общества охраны памятников и администрации музея "Кижи" на открытие дома-музея замечательного русского плотника-реставратора Бориса Елупова в деревне Ерснево, что напротив сказочного острова-заповедника деревянной архитектуры Севера.
Верю, что в ближайшее время в Костроме будет установлен памятник великому русскому художнику, писателю, философу и педагогу Ефиму Честнякову, о котором мы давно мечтали с покойным директором Костромского художественного музея Виктором Игнатьевым, одним из открывателей незаслуженно забытого русского самородка. Может, удастся пробить броню безразличия и цинизма нынешних культуртрегеров, и если не назвать Русский музей в Петербурге именем "музейщика № 1", тридцать лет возглавлявшего и обогащавшего сокровищницу отечественного искусства — В. А. Пушкарева, то хотя бы открыть при входе в Михайловский дворец мемориальную доску в память "советского Третьякова".
Много талантов было и есть в русской культуре, и забывать о них преступно. Надо всегда помнить проникновенные слова Пушкина о гордости за своих предков — и тогда никакие временщики не помешают России жить и развиваться!
1.0x