Авторский блог Редакция Завтра 00:00 3 июня 2003

КОМИССАРЫ В КОСОВОРОТКАХ

23(498)
Date: 03-06-2003
Author: Юрий Самарин
КОМИССАРЫ В КОСОВОРОТКАХ
Публикации нашей газеты по религиозным вопросам вызывают весьма неоднозначную реакцию в церковной и околоцерковной среде. Этот отклик Ю.Самарина мы рассматриваем как приглашение к дискуссии.
Недавно на страницах газеты "Завтра" появилась целая подборка единонаправленных материалов. Написали их люди, радеющие за Православие и русский народ. Один из них, Леонид Симонович, даже возглавляет такую активную часть общества, как хоругвеносцы. Формальным поводом к написанию его статьи "Весны дыхание" послужило выступление по радио профессора Московской духовной академии М.М.Дунаева, который неаккуратно задел Жанну Бичевскую. До этого профессор "в пух и прах заклеймил поэзию Сергея Есенина..." Досталось от Симоновича и прочим: о.Дмитрию Смирнову, преподавателю Духовной академии Алексею Ильичу Осипову. В других статьях задеты диакон Андрей Кураев, сектовед Александр Дворкин... Рождественские чтения преподнесены как мероприятие официозного характера, "посиделки", превозносящие сотрудничество церкви и государства.
Надо сказать, что ситуация в отношении пишущего и публикующегося не только в церковных, но и в светских изданиях духовенства и близких к ним боголюбивых ученых — удивительная. С одной стороны — батюшек упрекают в том, что они страшно ленивы и за порог, дабы проповедовать среди людей нецерковных, ни ногой. С другой стороны — любая прповедь (а текст глубоко церковного человека невозможно рассматривать в каком-то ином качестве) вызывает кучу нареканий именно за то, что является проповедью. Всякая же проповедь предполагает твердое определение своей позиции (но не частной позиции, а сверенной с общецерковной и — более того — с Евангелием). Вот эта твердость слова является подчас раздражающим фактором. Чуть батюшки рты откроют, их одергивают: "Не учите нас!" Мы ведь и сами не заметили, как раскрепостились в либеральном духе, утончились в эмоциях и ощущениях, давно растеряли внутреннюю цельность, да к тому же и по натуре — широки ("широк русский человек — надо бы сузить..."). Вот эта самая широта и позволяет выстраивать псевдо-духовные победные шеренги, где соседствуют Александр Невский и самочинно канонизированный "Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный", весьма неоднозначно воспринимаемый отец Иероним из Санаксарского монастыря и духовник Троице-Сергиевой Лавры отец Кирилл (Павлов)... И тут же — дорогие русскому сердцу образа, да хоругви, да знамена. И где уж тут удержаться и не зарыдать от умиления? Где уж тут сохранить трезвость и вопросить, скажем, у здравствующего о.Кирилла (Павлова) — согласен ли он быть перечисленным в этом ряду?.. Оно, конечно, и Жанна Бичевская хорошо поет, но зачем называть ее "подвижницей Православия"? И певицу смущать, и слушателей ее.
Что же касается такой любви к грозному царю, то это сказывается тоска по сильной личности, по личности мифологизированной, способной победить. Потому что если искать поводы к канонизации царей, то найдешь немало добрых, благородных, а главное — на пользу Руси и народа немало сделавших. Тот же Николай I, по мнению некоторых историков, отодвинувший революцию на сто лет, тот же Александр II — "царь-освободитель"... Церковь не может себе позволить быть неразборчивой и смешивать понятия "пользы" и "святости".
Пишу эти фразы и ловлю себя на мысли, что говорю вещи до неприличия азбучные. А могут ли их не понимать авторы статей — Леонид Симонович, Руслан Бычков, Роман Лебедев?.. Может тогда — понимают?.. Как иначе рассматривать пассаж о том, что "Скоро плотина прорвется, и тогда... О-о-о, господа! Вы увидите, что будет тогда... Вспомните футбольный погром на Театральной площади, когда разгромили элитный гастроном на углу гостиницы "Москва" и сожгли несколько иномарок... Но это еще цветочки..."
Это для кого же написано? Берегись, мол,— скоро грянет русский бунт. Для правительства, что ли — чтоб сильней гнобили?.. Или чтобы тыкали нам в нос — вот он, русский фашизм, да еще пристегнутый к православной церкви? Правильный закон-то против него приняли. Не хочется и говорить, но прямо на руку обличаемой вами Системе играете, делая вид, что правил игры не знаете и не понимаете, а просто вот так — от души и русского сердца рубите наболевшую правду-матку. Что-то уж и не верится в такую наивность "а-ля Жириновский"... Зачем же пресекать попытки именно деятельного духовенства войти в общественную жизнь и говорить свое слово? Так вот этими нападками и гонят их обратно в резервацию. И Кураева, и Шевкунова, и Шаргунова, и Д.Смирнова, и других, берущих в руки перо.
Да, в одном соглашусь с такими единодушными авторами трех антицерковных статей: нам вожделенна Победа. Как народ — мы устали от поражения. Но в путях ее достижения — мы расходимся по разные стороны баррикад. К нашей православной Победе ведет путь сокровенный, к вашей — революционный. Неудивительно, что статьи опубликованы вроде бы в русской и вроде бы в патриотической газете. Газета может себе позволить такие откровенно вызывающие шаги в рекламных целях. Тем более, что писатели, ее издающие, наверняка не без удовольствия боднули "ортодоксов от литературы" таким косвенным способом. Смирения уже довольно, даешь русское сопротивление! Мол, вот тоже люди — с хоругвями, с образами, с молитвой на устах (слов, конечно, не разобрать, но что-то такое жизнеутверждающее, в исконном "русском духе"). А уж как Систему поносят! Правда, что под ней подразумевают, не совсем ясно. Ведь разрушая систему, весьма легко разрушить государственность и страну. Напомню: Достоевского травили именно за консервативные взгляды. А уж он ли не мог постичь угнетения простого народа властью?.. Да видно и с системой всё далеко не так просто, чтоб взять — да и решить, а вернее — порешить ее.
И, наконец, против кого направлены эти статьи? Против профессора М.Дунаева, разработавшего шеститомный курс русской литературы в ее православном аспекте, против диакона А.Кураева, взявшего на себя тяжелую и подчас неблагодарную роль блюстителя традиционного Православия, против преподавателя Духовной академии А.Осипова и о.Д.Смирнова, потомственного священника, поднявшего из руин несколько церквей... Это всё авторитетные люди, немало потрудившиеся на ниве возрождения Православия. В чем они "провинились"? В первую очередь, похоже, в том, что встают на пути "реформаторов" православной церкви, этаких комиссаров, только не в кожаных тужурках, а в косоворотках и поддевках, готовых расплывчатый, широко и произвольно трактуемый "русский дух" отождествить с суровым и благодатным Духом Святым. Но Дух Святый — не от человеков, и покрыть Им наши человеческие, пусть даже и благородные, но всегда суетливые и сиюминутные мудрования — невозможно.


1.0x