Авторский блог Редакция Завтра 00:00 27 мая 2003

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

22(497)
Date: 27-05-2003
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА
27 апреля, в пасхальное воскресенье, в московской больнице умер Николай Борисович Иванов, русский патриот, гражданин Казахстана, вынужденный укрываться от казахстанской полиции, обвинившей его в ноябре 1999 года в соучастии в заговоре против суверенитета Казахстана. Он просил о политическом убежище в России. Но тем, кто преследуется в государствах, имеющих безвизовый статус с Россией, в нашем Отечестве укрытия нет. Более трех лет он жил в России "на птичьих правах", не переставая много и плодотворно работать. Печатался в газетах, журналах. Писал книгу по истории России. Тяготы полулегального положения сломили его организм. На свете не стало талантливого публициста и писателя, верного товарища, отца, деда, мужа.
Николай Иванов родился в 1949 году в Харькове. С 1971 года как инженер-геолог он работал в Восточно-Казахстанской области. В 1991 году ушел в журналистику, был главным редактором городской Усть-Каменогорской газеты. С 1989 по 2002 год был депутатом городского совета (затем Маслихата) в Усть-Каменогорске. После образования государства Казахстан в 1991 году стал одним из организаторов и руководителей движения в защиту прав русского населения в этой республике. В 1998 году принят в Союз писателей России.
Обращение “товарищ”, особенно уместно в отношении Николая Борисовича Иванова. Слово "товарищ" применимо к нему в том глубинном смысле, о каком говорил Гоголь: "Нет уз святее товарищества". И сам он был, подобно Тарасу Бульбе, православным воином казачьего корня, чем особенно гордился. Даже сама смерть его — как последний вклад в русское дело: она заставляет нас о многом задуматься. Что с нами происходит? К чему мы пришли?
Наверное, он мог стать видным профессионалом в геологии. Он и впрямь был заметной фигурой во всем — запоминался сразу и навсегда своим ростом, своим басом, своей крупной лепкой вообще. Именно такой человек понадобился, чтобы стать русским депутатом на Рудном Алтае в конце XX века. Он стал ярким среди ярких в Восточном Казахстане не только потому, что замечательно владел пером. Народным избранником его сделали та глубокая неуспокоенность, та внутренняя боль, которую чувствуют родственные души. Поэтому Николай Борисович был своим и среди казаков-джигитов и среди ветеранов войн, и среди не потерявших совесть политиков. Слово для него значило Дело. Приняв на себя ответственность за оскорбленный русский народ, Иванов прошел крестным путем до конца.
Работать рядом с ним было праздником. Благодаря его неистребимому юмору, а главное благодаря опять же внутренней непосредственности. При всех трагических обстоятельствах жизни он сохранял в себе живое видение мира. Вот и литературный его дар сочетался с мальчишеской отвагой, с детским несогласием с несправедливостью. Он с одинаковым восторгом воспринимал похвалу другим и похвалу себе, считая это успехом общего дела.
Однажды Николай Борисович заметил, что наше деморализованное общество знает поименно всех чеченских командиров, и знать не хочет своих героев, противостоящих отступлению русских на постсоветском пространстве.
И все-таки верится — на этих могучих одиночек и будут оглядываться потомки.
По церковному преданию, кончина на Пасху — добрый знак открытой дороги в Божии селения. Да поможет и нам память о друге не сбиться с дороги.
Борис Авсарагов, Виктор Ачкасов, Андрей Грозин, Леонид Десятник, Александра Докучаева, Петр Коломец, Геннадий Крутов, Виктор Михайлов, Виталий Хлюпин, Федор Черепанов, Александр Шушаников.


13 ноября 2025
20 ноября 2025
20 ноября 2025
1.0x