20(495)
Date: 13-05-2003
СТАМБУЛ – ГОРОД КОНТРАСТОВ?
Эта фраза, знакомая каждому из нас до бесконечности, ассоциируется исключительно с фильмом "Бриллиантовая рука" и тем "киношным Стамбулом" — Баку, который все мы увидели в далеком семьдесят каком-то на голубом экране. Да, как ни странно, он действительно похож на настоящий Истамбул! Узенькие улочки, сплошь покрытые брусчаткой, высокие семиэтажные (при этом кажущиеся чудовищно вытянутыми) дома в три окна с открытыми ставнями, ежеминутно угрожающими ведром с помоями. А иногда и зияющие стариной голые стены без крыши, грозящие обвалиться в самом центре города. Романтика древних мечетей и медресе, куда нельзя заходить в обуви, располагает к неторопливому разговору под кальян. В исламе самое страшное оскорбление — это удар обувью, недаром при входе в главную гостиницу Багдада до войны было выгравировано изображение Джорджа Буша-старшего, не пройдя по которому нельзя было зайти внутрь. Теперь же звездно-полосатые "освободители" не додумались ни до чего другого, кроме как заменить изображение своего соплеменника портретом Саддама Хусейна. Если американцы считают варварами представителей "оси зла", то кто они сами после этого? Вообще, лично я все больше и больше убеждаюсь, что под красивыми терминами "унифицирование мирового пространства", "глобализация" и т.д. скрывается банальное желание, обесцветив марганцовкой весь богатый национальный колорит, опустить всех до своего уровня. История это подтверждает. Только тогда, когда гуляешь по всегда шумным улочкам старого города, что на европейской части материка, и созерцаешь тысячелетние памятники архитектуры, большей своей частью разрушенные и разграбленные во время Четвертого крестового похода доблестными крестоносцами, понимаешь, что такое глобализация. Это когда к тебе приходят незванные гости и, осенив себя крестным знамением, в лучшем случае, предлагают достойный обмен — мешок крупы на 3-тонную, из чистого золота, вазу византийской эпохи. А в худшем... в худшем случае секир, извините, башка.
Но все эти романтические минареты, молчаливые исламские кладбища, голуби на площади перед Стамбульским университетом — это только с одной стороны. С другой — настоящий восточный рынок, где торговаться можно, спокойно снижая цену в три и более раз, где вас напоят восхитительным холодным турецким чаем и, не ровен час, украдут кошелек. Вы не поверите, но мне хватило нескольких часов, чтобы ощутить всю прелесть работы российских челноков! То, что в Москве вы купите за 300$, на базарах Стамбула стоит долларов 80. Самый большой базар Стамбула — Лалали, его совокупная площадь такова, что ваш покорный слуга не смог его пройти даже за 3 часа. Но, Бог с ними, с базарами. Если бы только этим, да танцами живота ограничивалась другая сторона медали, Стамбул городом контрастов назвать было бы никак нельзя. Одним из самых больших контрастов с дворцом султана и его 500-летними деревьями является открывшийся неподалеку от отеля "Orient" обыкновенный публичный дом, в котором, по словам знающих людей, абсолютное большинство "сотрудников" приездом из стран СНГ. Хотя с другой стороны, ничего в этом контрастного нет — у султана было в среднем от 600 до 800 жен в гареме. Для сравнения: вместимость отеля "Orient" — чуть более 300 человек. К слову, именно в этой гостинице в свое время, наряду с другими пассажирами "Восточного экспресса" ("Orientexpress"), останавливалась и Агата Кристи. Здесь же она и написала свое знаменитое "Убийство в Восточном экспрессе".
"Балык", "шарап" — надписи, обозначающие, что здесь продается рыба и вино, пугают своим брутальным звучанием. Не вся Турция еще русифицировалась. Хотя, чур меня. Пишу эти слова и вспоминаю надпись "Носки" в самом центре базара. Но на русском говорят еще не все продавцы — это точно.
Кстати, о "балык". В холодном Босфоре, разделяющем Стамбул на Европу и Азию, в отличие от Москва-реки, водится настоящая, немутировавшая рыба, которую продают тут же, на набережной. По словам местного продавца, неплохо говорящего по-русски, особенно падки на нее именно руссо туристо.
Босфор, как ни крути, очень красивое место. И если вам надо написать рассказ, поэму или повесть, приезжайте в "Восточном экспрессе" в Стамбул, селитесь в любой гостинице с окнами на Босфор, и пишите, пишите, пишите... Вы сами не заметите, как муза придет к вам. Одно присутствие в этих стенах некогда самой Агаты Кристи или Ататюрка придаст вам сил, и, созерцая холодный Босфор, что-нибудь вы точно напишите.
Путешествовал Олег ГУРЬЯНОВ
1.0x