Скорбный наш друг Франсиско Гойя в Москве. В катакомбах Музея археологии на Манежной представлена практически вся графика гениального испанца: его знаменитые "Caprichos" ("Выдумки"), а также серии "Ужасы войны", "Бой быков" и сумеречные "Странности" (всего 222 работы).
Экспозиция уникальна. Старинные офорты открывают новое измерение в восприятии графических работ Гойи. Тончайшая игра холодной иглы, живые пятна акватинты — это Гойя, не огрубленный скверной полиграфией. Подлинный в своей мучительной страстности. Исполненный, как всегда, диких и мрачных фантазий. (Комплект оттисков "Caprichos" принадлежал самому художнику).
Великолепный портретист, создатель церковных фресок, автор десятков живописных полотен, посвященных испанской народной жизни, Франсиско Гойя именно благодаря своей графики прорвался в некое новое, странное и вневременное измерение. Золотые заветы Рембрандта и Веласкеса, определившие путь Гойи как художника, были переплавлены, искажены, взорваны. Странная смесь идейного реализма и мистицизма явлена в офортах Гойи, которые смотрятся актуально и современно спустя двести лет после их создания.
Серия "Ужасы войны", посвященная страданиям оккупированной французами Испании, калькой ложится на образы нашего времени (вероятно, этот момент тонко просчитали германские хозяева коллекции).
Идущий по острию клинка, Гойя — пример нынешним русским художникам. Прятаться за ширмами разнообразных традиций, убегать от жизни на уютные заимки и "чистые" территории — путь забвения и бесплодия. Судьба Гойи овеяна ветрами бытия. Его творчество — результат глубочайшего внимания и интереса к действительности. Война и власть, разочарование и прозрение, патриотизм и любовь к женщине, бегство и творчество — все это жило, кипело, плавилось в душе художника. Выплескивалось на медные доски, впечатывалось в вечность.
Из эпохи мятых корон и обольстительных куртизанок, из мира карнавалов и мрачных видений великий Франсиско Гойя-и-Люсьентес протягивает нам руку!
16(491)
Date: 15-04-2003