9(484)
Date: 25-02-2003
УЧИТЕЛЕЙ РЕШИЛИ «КИНУТЬ»
Такую мысль высказал депутат Госдумы, избранный от Омского одномандатного избирательного округа №129 при поддержке КПРФ, член Агропромышленной депутатской группы, заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин, учитель по профессии, комментируя идею правительства по реформированию оплаты труда педагогов.
О.Смолин напомнил, как, представляя в Госдуме бюджет на 2003, премьер М.Касьянов клялся в горячей любви к образованию и обещал, что именно оно станет главным приоритетом в 2003 году. Но объявленная властью "любовь" оборачивается для учителей угрозой резкого ухудшения и без того их тяжелейшего социального положения.
— Еще до законопроекта о "реформировании" оплаты труда бюджетников правительство хотело было отменить 25-процентную надбавку к зарплате сельских учителей, а наряду с ними и работникам здравоохранения, культуры. Слава Богу, давление профсоюзов и коллективов оказалось столь сильным, что эту угрозу удалось ликвидировать.
Но вслед за ней последовала новая, в виде законодательной инициативы со стороны того же "любящего" правительства, — поправка к закону "Об основах федеральной жилищной политики", отменяющая коммунальные льготы для сельской интеллигенции. И тут уж проправительственное депутатское большинство ("Единство", "Отечество — вся Россия", "Регионы России", "Народный депутат", Союз правых сил) не промахнулось. Законопроект принят, правда, с хитрой оговоркой. Он вступит в силу только в 2005 году, после парламентских и президентских выборов 2003-2004 гг., чтобы, видимо, не помешать учительству проголосовать "сердцем"...
Однако отмены коммунальных льгот для правительства оказалось недостаточно, и оно самочинно подвергло пересмотру закон "Об образовании" 1992 г., которым установлено, что средний заработок преподавателя должен быть таким же, как средняя зарплата в промышленности. Правительство 10 лет безнаказанно не выполняло закон, теперь решило "узаконить" беззаконие. Вице-премьер В.Матвиенко, выступая 9 октября 2002 г. в Госдуме, так и заявила, что отныне правительство исходит из того, что зарплата в непроизводственных отраслях должна быть на уровне 80% среднего заработка в производственных отраслях. На основании чего, если даже в распоряжении правительства № 1756-р "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" записано: в 2006 году вывести оплату труда в этой сфере на уровень средней зарплаты в промышленности? Пояснений не прозвучало.
Для правительства закон не писан. Захотело — и взяло курс на снижение оплаты учительского труда. По его требованию в законе о бюджете на 2003 год предполагается индексация зарплаты работников образования, медицины, науки, культуры на величину ниже роста прожиточного минимума! По данным профсоюзов, рост прожиточного минимума с декабря 2001 года, когда зарплата этим категориям бюджетников повышалась последний раз, до октября 2003 года, когда ее предполагается увеличить, составит 40%, а индексация произойдет только на 33 % (в 1,33 раза)!
Но правительство считает по своей методе. Ему выгоднее ориентироваться на цифры инфляции, а не прожиточного минимума. Согласно тому же закону о федеральном бюджете, в текущем году инфляция, т.е. средний рост цен, ожидается на уровне 10-12%. А вот прожиточный минимум (т.е. цены на товары и услуги первой необходимости, которыми как раз и пользуются учителя), по прогнозам тех же источников, вырастет на 22,7 % (округленно 23%). Вокруг этого самого минимума, к сожалению, и "вращается" зарплата большинства работников образования, и индексировать, разумеется, ее надо в соответствии с минимумом, а не с темпами инфляции. Правительство об этом знает, но ему нет дела до того, что бедный учитель в текущем году станет еще беднее на 6-5%.
Казалось бы, дальше некуда урезать доходы этим гражданам. Но правительство нашло "резервы", выступив с идеей о переводе педагогов, медиков, работников науки и культуры на отраслевые системы оплаты труда уже с октября текущего года, то бишь с момента ожидаемой индексации.
Надо сказать, возможность создания отраслевых систем обсуждается в парламенте на протяжении 10 лет. Еще в Указе президента Б.Ельцина № 1, проект которого был подготовлен депутатами в Комитете по науке и образованию Верховного Совета, а затем и в Законе РФ "Об образовании" (июль 1992 г.), отнюдь не предполагалось, что педагогические работники будут оплачиваться по той же системе, что и иные профессиональные отряды работников бюджетной сферы. В Указе и законе образование объявлялось приоритетом государственной политики со всеми вытекающими из этого финансовыми и социальными обязательствами государства. В 1996 г. депутаты внесли в Госдуму первую редакцию проекта Федерального закона "О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений", в котором предусматривалось поэтапное повышение ставок и окладов педагогов до уровня средней зарплаты в промышленности на основе особой тарифной сетки, или — отраслевой системы, устанавливающей минимально допустимый для всех регионов и муниципальных образований уровень зарплаты по всем основным разрядам. Государство же несло ответственность за сохранение по всей стране общего установленного законом уровня заработка для педагогов, не позволяя его снижать ни при каких обстоятельствах. Регионы и органы местного самоуправления наделялись правом только поднимать уровень заработка при наличии на то средств в местных бюджетах.
Совсем другое прописано в концепции перехода на отраслевые системы оплаты труда педагогов, медиков и работников культуры, разработанной Минсоцтрудом под руководством Минфина. Она принципиально отличается от того, что предлагали и на чем настаивают депутаты, разумеется, в худшую сторону сразу по нескольким параметрам.
Александр Шишлов, председатель комитета Госдумы по образованию и науке:
Вызывает удивление позиция министра Починка, у которого находится время на то, чтобы петь песни на новогоднем огоньке, играть в "КВН", но почему-то не находится времени на то, чтобы поговорить с представителями регионов, профсоюзов, и найти решение, которое, действительно, двинет систему образования вперед.
Прежде всего правительственный проект реформы направлен на создание не отраслевых, а региональных или даже муниципальных систем оплаты труда учителей и других бюджетников, попавших в "черный" список исполнительной власти. С себя правительство, оно же — федеральный центр — снимает ответственность за уровень зарплаты, а заодно и за ее выплату этим категориям граждан. Регионам и муниципальным образованиям предлагается исходить из собственных финансовых возможностей. Что обещает центр, так это выплату МРОТ (минимальный размер оплаты труда), установленный федеральным законом. В настоящее время он составляет 450 рублей или менее 15 долларов. К концу года он повысится до 600 рублей или 18 долларов, если "зеленый" не подорожает к тому времени. Когда называешь эти цифры зарубежным коллегам, они просто отказываются верить, что существуют такие величины в оплате труда. За остальную часть зарплаты педагогов, сверх МРОТ, ее размер и выплату в целом, правительство отвечать не будет и только порекомендует региональным и муниципальным властям самим определять и решать, сколько, когда и кому платить.
К чему это приведет? Во-первых, усилится наметившийся разрыв в заработной плате педагогов по регионам. В "донорских", с крепкими бюджетами регионах, как, например, Москва, зарплата у учителей может даже несколько увеличиться. Но таких регионов в России единицы. Подавляющее большинство — дотационные или депрессивные. Там зарплата учителей, и без того небольшая, снизится еще больше и утратит перспективу роста, поскольку федеральный центр не будет закладывать соответствующие средства в трансферты и субвенции регионам.
Депутаты-аграрии и коммунисты такую "реформу" не поддержат. Мы требуем сохранить федеральные гарантии по всем ставкам и окладам оплаты труда в образовании и других отраслях бюджетной сферы, а размеры их установить едиными и обязательными для всей страны! Такой подход соответствует статье 28 закона РФ "Об образовании", в которой сказано, что государство на федеральном уровне обеспечивает право граждан на образование.
И о деньгах конкретно. Все, в том числе и правительство, понимают, что без дополнительных денег никакая настоящая реформа в оплате труда бюджетников невозможна. Как ни дели "тришкин кафтан" нашего бюджета, все равно придется "укорачивать" либо рукава, либо полы. Специалистами Минобразования и ЦК профсоюза работников народного образования и науки подсчитано: для введения настоящей отраслевой системы оплаты труда в образовании нужно увеличить финансирование (включая тарифный и надтарифный фонды) в 2,7 раза или, как минимум, хотя бы в 2 раза. В противном случае не получится никакого реформирования.
После повышения зарплаты педагогам, преподавателям в конце 2001-го ее средний уровень, учитывая вузовских работников, составил 60% средней зарплаты в промышленности, а к октябрю 2003-го составит всего 45 %. Тенденция падения оплаты труда педработников станет устойчивой после принятия правительственного законопроекта о якобы переводе бюджетников на так называемую "отраслевую" систему оплаты труда.
Пока этого не случилось, предлагаю: всем педработникам и их организациям, в том числе профсоюзам, объяснить депутатам, которых они выбрали, и особенно тем, кто так любит образование перед выборами в прямом эфире, что для реформирования оплаты педагогического труда нужно сначала сделать ее достойной! Правительство доказывает, что нет средств и взять их неоткуда. Заявляю: это не так. Финансовые источники есть, и их даже не надо далеко искать.
Тамара Плетнева, фракция КПРФ, член комитета Госдумы по образованию и науке:
Если государство не может учить, лечить и охранять, его просто нет. Реформаторы все с ног на голову поставили, ничего у них не получилось с плюсом, одни минусы. Только и слышишь — нет денег на социалку. А почему "Славнефть" продали более, чем в 2 раза дешевле? Кому деньги в карман пошли? Какой это рынок?
Нам снова подсовывают абсурдный законопроект, но эта Дума готова принять любой абсурд против народа.
Известно, что даже незначительный экономический рост дает абсолютно реальные возможности повышения заработной платы не только в образовании, но и по всему народному хозяйству страны. В РФ, по словам премьера М.Касьянова, наметился устойчивый экономический рост. На 9 % вырос ВВП в 2000 г., на 5,1 % — в 2001 г., на 4,3 % — в 2002 г. Будем "расти" и в 2003 г. Есть рост — появляются и средства. Почему же тогда зарплата учителя остается на месте? Куда деваются дополнительные поступления в бюджет?
Другой общеизвестный источник — профицит бюджета или планируемое превышение доходов над расходами. Это "живые" средства. Кроме них, в бюджет поступают еще и дополнительные доходы от экспорта энергоресурсов, цены на которые удерживаются на более высоком уровне, чем закладываются в бюджете. Например, по официальным данным, в 2001 г. дополнительные доходы федерального бюджета за счет высоких цен составили 318 млрд. руб., в 2002-м — 109 млрд. руб., а по подсчетам независимых специалистов — намного больше. Профицит бюджета 2003 года заложен на уровне 72 млрд. руб. Все эти деньги правительство предполагает направить лишь в два адреса: либо на опережающее погашение внешних долгов, либо опять же на пополнение того самого резерва. Почему из этих денег нельзя повысить заработную плату учителям, что принесло бы стране огромную пользу? С точки зрения здравого смысла понять невозможно!
Еще один источник увеличения бюджетных доходов: отказ от снижения таможенных пошлин, как минимум, на импорт продовольствия и на экспорт природных ресурсов. На этом страна теряет до 50 млрд.руб. в год, чего с лихвой бы хватило на повышение зарплаты учителям. Ни в одной из западных стран, на которые наши либералы любят ссылаться, такого бы не допустили. Но России, оказывается, иначе нельзя, не пустят во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Флюра Зиятдинова, зампред комитета Госдумы по международным делам:
Концепция законопроекта Минсоцтруда — антисоциальна, лишает систему образования той основы, на которой она еще зиждилась. Всего 23 млрд. руб. нужно для повышения в два раза заработной платы учителя. Разве для страны это деньги?
А где 0,8 млрд. долларов за проданные акции ЛУКОЙЛа? А 200 млрд., которые уже накоплены в бюджете 2002 года? Мы же эти цифры знаем, отслеживаем. Почему нельзя использовать эти средства Починку? Он хорошо знает об этих возможностях.
Не могу не возмущаться, узнав из телепрограммы, что супруга Починка готовит на ужин восемь блюд, а потом эти блюда выкидывают в помойку, потому что съесть все не могут. Как после этого можно выходить на аудиторию, мило улыбаться и говорить еще что-то о нормальной зарплате, которую надо было бы выплатить бедным учителям?
Но я об источниках. Дополнительные средства можно получить при восстановлении норм справедливого налогообложения. Все знают, как социально расслоено наше общества, что в руках 10% очень богатых людей сосредоточены основные природные и производственные ресурсы государства. Но налоговая политика правительства не учитывает это неравенство. Россия остается единственной среди цивилизованных стран в мире с плоской шкалой налогообложения, где 13 % от своих доходов платят в качестве налога и начинающий учитель, и олигарх, поднаторевший в приватизации чужого имущества. Я другой такой страны не знаю!
Более того, в 2003 г. отменен налог на обмен валюты, который давал бюджету около 2,5 млрд. руб., и которые тоже можно было бы направить на повышение заработной платы. Но правительство распорядилось по-своему: учительскую зарплату не повышать, а "реформировать".
Между тем, назову следующий источник: ограничение вывоза капитала. Два года назад сам президент признал, что из страны ежегодно вывозится не менее 20 млрд. долларов. Признать признал, но ничего не сделал, чтобы его остановить. Наоборот. Правительство и президентская администрация в июле 2001 г. продавили в Госдуме закон, облегчающий вывоз капитала из России. Крупнейший источник доходов фактически отдан в руки олигархам и окружающим их банкирам и прочим...
Но и на этом источники пополнения бюджета не исчерпаны. Давно ставится вопрос о возврате обществу доходов за использование природных богатств. По расчетам экономического отделения Российской Академии наук, если бы в России те, кто приватизировал природные ресурсы, отдавали в бюджет, как это делается в других странах, не менее 50 % полученных доходов, вместо 6 %, как сейчас, то страна получила бы дополнительно примерно 70 млрд. долларов, т.е. практически второй федеральный бюджет! Но российских нефтяных и газовых магнатов не напрягают. Они распоряжаются природными богатствами, принадлежащими всем нам, как своими собственными.
Таким образом, президент и правительство, кивая на отсутствие финансов, явно не затрудняют себя ни поисками их источников, ни вниманием к предложениям ученых-экономистов, социально ориентированных депутатов — КПРФ и Аграрно-промышленной депутатской группы, — или тех же избирателей, отброшенных "реформами" в нищету учителей и остальных бюджетников.
Политически ситуация для наступления на учителя выглядит неблагоприятной: как-никак, идет предвыборный год. Но даже это не отрезвляет ни исполнительную власть, ни подвластное ей "центристское" большинство Госдумы, что необъяснимо с точки зрения осмысленной идеологии. Во-первых, труд учителя — один из наиболее квалифицированных и должен оплачиваться высоко, даже следуя либеральному принципу "Дайте людям заработать!". Во-вторых, с нищим учителем войти в широко информированное развитое общество и обеспечить будущее страны невозможно. Когда задумаешься о причинах атак на интеллигенцию, на ум приходят простые объяснения.
Виктор Илюхин, фракция КПРФ, член комитета Госдумы по безопасности:
На содержание экс-президента Ельцина тратится 50 млн. руб. государственных средств. Это размер бюджета целого района в 30 тыс. жителей. Этой суммы хватило бы на обновление изношенных теплотрасс г.Валдай, граждане которого замерзали в морозы. Неужели мы так богаты, чтобы наделять огромными материальными благами человека, развалившего Советский Союз, развязавшего войну в Чечне, посеявшего неисчислимые беды?
Радикальный идеологический догматизм. Сказал господин Ясин, что нужно облегчать экономическое бремя государства — значит, облегчать. А спасение "утопающих" (в данном случае — учителей) пусть остается делом самих утопающих. Сказал господин Козак, что каждый уровень власти должен оплачивать те организации, которые учредил — значит, пусть оплачивает. А федеральный бюджет, вобравший все деньги регионов, остается "независимым" от социальных потребностей общества. Так задумывается новая фаза либерального реформирования финансовой политики: деньги — в центр, ответственность — в регионы.
Считаю, что правительство обязано: во-первых, выполнить нормы статьи 54 действующего закона РФ "Об образовании" и поднять средние ставки педагогических работников до уровня выше средней зарплаты в промышленности, а профессорско-преподавательского состава вузов — до уровня двух средних зарплат в промышленности; во-вторых, к заработной плате педагогических работников установить те же надбавки и доплаты, какие существуют в системе государственной службы; в-третьих, закрепить за федеральной исполнительной властью ответственность за своевременную выплату гарантированного уровня ставок и окладов педагогам во всех регионах, а за органами местного самоуправления сохранить право только на увеличение размера оплаты сверх установленного на федеральном уровне.
Обращаюсь к профессиональным союзам, Российскому съезду ректоров, другим организациям образовательного сообщества с предложением провести активную работу среди депутатов Госдумы, и потребовать, чтобы они блокировали принятие "реформаторского" закона в версии Минсоцтруда. Необходимо добиваться перехода на отраслевую систему заработной платы при условии повышения тарифной и надтарифной частей фонда оплаты труда не менее, чем в 2 раза.
Но, помните, уважаемые учителя, воспитатели молодежи, добиться исполнения этих условий будет нелегко. Успех принесут объединенные усилия, настойчивость, твердость, целеустремленность всех и каждого. Коммунисты и аграрии — в одном строю с вами. Присматривайтесь, за кого голосуете, как отстаивают ваши права в Госдуме ваши посланники — депутаты. Тогда можно надеяться, что в год овцы или козы от бюджета вам достанутся не только "рога и копыта", а высокопоставленные политики почувствуют, что собственный народ — не стадо овец, и что истинная трудовая интеллигенция способна им "наставить рога"! Желаю педагогам, медикам, работникам культуры достойной зарплаты, достойного статуса в обществе, а главное того, чего в самой рыночной экономике нельзя купить за деньги: добра, здоровья, удачи!
МОЛЧАНИЕ – НЕ ВЕЧНО!
Правительство торопится продавить через послушную Думу все нужные для себя законы. Земля, энергетика, пенсии, армия уже подвергнуты нещадной либерализации. Отменены десятки социально значимых законов. На очереди "реформирование" оплаты учителей и всех бюджетников с одновременным разграничением предметов ведения. Грабительски-разрушительные законы! Но либералам важно успеть по максимуму продвинуть свои идеи на тот случай, если следующая Дума окажется менее сговорчивой.
Им поддакивает и президент, заявляя о нехватке 3 трлн.руб. для исполнения обязательств государства. А после мило воркует с олигархами. Среди них известные в мире миллиардеры. По данным английского журнала "EuroBusiness", в числе самых богатых в мире людей 9 граждан России: М.Ходорковский (ЮКОС) — 8 млрд. евро, Р.Абрамович ("Сибнефть") — 3,3 млрд.евро, М.Фридман ("Альфагрупп") — 2,6 млрд.евро, Р.Вяхирев (Газпром") — 1,8 млрд.евро, В.Потанин ("Интеррос") — 1,74 млрд.евро, В.Алекперов ("Лукойл") — 1,5 млрд.евро, В.Богданов ("Сургутнефтегаз") — 1,45 млрд.евро, В.Черномырдин ("Газпром") — 1,35 млрд.евро, О.Дерипаска ("Русский алюминий") — 1,3 млрд.евро.
Разве эти миллиарды заработаны, господин президент? Не пора ли "одолжить" из зон срочного накопления капитала недостающую в бюджете сумму? Почему ваши чиновники так усердно подсчитывают гроши в карманах обездоленных граждан, оставляя неприкосновенными переполненные кошельки олигархов?
Народ ждет ответов. Пока молча. Но молчание его не бесконечно. Туго придется буржуазной "Единой России" на парламентских выборах. На одном шельмовании коммунистов выиграть их не удастся. Будущее работает на коммунистическую идею. За нее и будут отданы голоса.
Материалы подготовила Лидия Новикова
1.0x