9(484)
Date: 25-02-2003
«РЕФОРМА» УНИЧТОЖАЕТ ШКОЛУ. ПЕДАГОГИ ПРОТЕСТУЮТ. ПРЕЗИДЕНТ И МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ИХ НЕ СЛЫШАТ
БЕЗ ПРАВА НА ЗАРПЛАТУ Под нескончаемые россказни о бывших ГУЛАГАХ реальным репрессиям подвергают российских педагогов, лишая их средств существования. Через законы, проталкиваемые с помощью карманного "Единства" и его союзников в Госдуме, власти превращают педагогов в толпу нищих бесправных людей.
Очередное унижение их ждет в этом году в связи с "реформированием" системы оплаты труда бюджетников, в число которых входят и учителя. О том, что правительство жаждет "разобраться" с их зарплатами, сообщил с телеэкранов известный строитель криминального капитализма, верный гайдаровец и ельцинист, член партии "Выбор России" (отныне СПС), усердно работающий на благо олигархов и себя самого в чине министра труда и социального развития Александр Починок. Хватит финансировать бюджетную сферу по единой тарифной сетке, сказал А.П., пора переходить на отраслевые системы оплаты труда. Одноименный законопроект министерство готово внести в Госдуму.
Возможно, кто-то подумал, что наконец в стране бюджетные отрасли оценят по достоинству — по значимости для общества и по трудозатратам в них работающих. Это, разумеется, потребовало бы увеличения, по крайней мере, в 2 раза, фонда заработной платы, чтобы, как и положено, за счет государственных средств поднять оклады, надбавки и общий уровень материального положения бюджетников, которые сегодня влачат жалкое существование.
Но оказалось, "реформирование" затевается не справедливости ради. Тратиться на учителей и медиков с библиотекарями правительство не собирается. Оно решило в собственных интересах провернуть хитрую манипуляцию с жалкими крохами, заложенными в бюджете на индексацию зарплат в непроизводственном секторе (в 1,33 раза), запланированную на октябрь. А заодно и освободить себя от излишнего бремени ответственности за выплату заработков многострадальным бюджетникам.
А пока починковский закон не принят, тысячи учителей адресуют свое негодование многомесячными задержками зарплат главным виновникам своих бед — обитателям Кремля и "Белого дома" на Краснопресненской набережной. Но недавняя встреча президента с министром образования не дала ответа на их вопросы.
ХРОНИКА ПРОТЕСТА ИРКУТСК, январь-февраль. Долги по зарплате работникам бюджетной сферы в Иркутской области выросли на начало года до 450 миллионов рублей. По области развернулось забастовочное движение среди учителей и воспитателей детских садов. В январе им выплачено жалованье за сентябрь и октябрь, но остаются непогашенными долги за последние два месяца. Занятия в школах приостановлены. Профсоюз работников просвещения и высшей школы настаивает на перечислении муниципалитетам финансовых дотаций из федерального бюджета.
НИЖНЕИЛИМСКИЙ РАЙОН, Иркутской области, январь-февраль. Ряды бастующих пополнили учителя и воспитатели дошкольных учреждений района. Они не получали зарплату с августа. Накопившаяся задолженность превысила 500 млн. руб.
АЛТАЙ, январь. Учителя сельских школ объявили голодовку, требуя выплаты зарплаты.
КАРЕЛИЯ, январь. Остановлены занятия в школах нескольких районов. Там не только задерживают выплаты заработка учителям, но и не топят в школах.
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, февраль. Учителя области, не получающие зарплату с октября, начали забастовку. Более 300 учителей объявили голодовку с требованием вернуть им заработанные деньги.
ПРИМОРЬЕ, февраль. Предзабастовочное состояние объявили учителя нескольких городов края. Они заявили, что не будут мириться с невыплатами.
ЕКАТЕРИНБУРГ, февраль. Бастуют учителя школ и работники детсадов г. Верхняя Пышма. В этом году они еще не получали зарплату.
УСТЬ-КУТ, ТАЙШЕТ, февраль. Голодовка учителей — следствие неполучения ими зарплаты еще за ноябрь прошлого года.
ВЛАСТЬ ПРЯЧЕТСЯ ЗА РЕГИОНЫ Столь неприглядный фон в настроениях народных масс в год парламентских выборов для власти и его партий явно не на пользу. Высший эшелон не скрывает своего раздражения. Число недовольных растет, а раскошеливаться монетаристские схемы не велят. Выход нашел "гибкий" Починок. В своем "рыночном" законопроекте он не только предусмотрел "реформирование" оплаты труда бюджетников за счет их самих, но и способ, как спустить "гроздья" народного гнева на регионы. Концепция его законодательной инициативы такова, что федеральный центр перестает быть ответственным за судьбу заработков как учителям, так и всем остальным бюджетникам. По законопроекту мандат ответственности будет передан в регионы. Это означает, что власть не собирается считаться с протестами и прислушиваться к населению. Предвыборные обещания 1999 года относительно увеличения окладов и помощи малоимущим забыты. Может быть, о них вспомнят ближе к декабрю. А, может, и не вспомнят. Но аккуратно и методично правительство "обязуется" взимать финансовую дань с регионов РФ в размере более 2/3 того, что там способны наскрести в условиях едва дышащей промышленности. Впрочем, это уже делается с января. На местах говорят, что так было во времена завоевателя Мамая...
Починку и ему подобным все равно, как будут жить учителя и что произойдет с образованием в России. Как и с другими сферами. Они смотрят за океан. Там рожают их жены, чтобы отпрыски считались американцами. Там же рассчитывают их обучать, а, возможно, и сами туда умчатся, когда почуют угрозу возмездия.
ЛАПША О ПРАВАХ И СВОБОДАХ Блеф нескончаемой болтовни про права человека и демократические свободы со всей откровенностью раскрылся на отношении к педагогам. Сравним. В советское время самый низкий заработок учителя равнялся 150 руб., сейчас он не превышает 1800 руб. На советские 150 руб. можно было купить 750 булок хлеба, на сегодняшние 1800 — около 300. Начинающий учитель получает 32 рубля в день! Да и те не всегда вовремя. В некоторых регионах учителя не видели денег годами, а когда забастовками или голодовками их наконец выбивали, то получали суммы, обесцененные инфляцией в полтора-два раза. И никто не ответил за нарушение конституционных прав граждан на получение в полном размере заработной платы.
"Реформаторам" предоставлена полная свобода действий. И они ни в чем себе не отказывают. Начали сворачивать льготы, сохранявшиеся с советских времен. Лишили учителей возможности приобретать пособия и профессиональный инвентарь, не выплачивая положенных на то средств, ужали льготы налоговые и по уплате коммунальных услуг, сократили надбавки. Запретили школам вести внебюджетные счета и другие вполне рыночные начинания, которые помогали бы им хотя бы выживать. Власть целенаправленно ставит педагогов перед выбором: или работай в школе без гарантий на оплату, или катись за рыночные прилавки в услужение кавказцам.
И многие ушли. Нехватка учителей уже остро чувствуется не только в провинции, но и в крупных городах. Лучшая в мире система образования рушится. Если Советский Союз заслуженно считался самой образованной страной в мире, то в конце 90-х годов, по данным ЮНЕСКО, уровень образования российских детей отнесен к последней, третьей группе, да и в ней Россия аж на тринадцатом месте. Но ни президента, ни премьера с многочисленными замами это не беспокоит. Тупое равнодушие порой прикрывается бутафорскими конкурсами типа "Лучший учитель года", помпезными съездами, конференциями, где, не жалея слов, будь то Матвиенко или Путин, расточают реки хвалебных речей в адрес замечательных российских педагогов. На том все и заканчивается.
Только один пример (программа "Время", 4 февраля). Победителю конкурса "Лучший педагог года", учительнице одной из средних школ Кировской области Ларисе Даровских, не на что было купить еду к праздничному новогоднему столу. Она, как и все ее коллеги, с октября 2002 года сидит без зарплаты. Вместе со всеми Лариса включилась в забастовку, надеясь хоть таким способом вернуть заработанное. О размере оплаты она уже и не говорит. Он ничтожен. Приходится по выходным подрабатывать на рынке, торговать чужим товаром. Такова судьба талантливого русского педагога в нынешней России.
Либералы только недоумевают: почему эти учителя упорствуют и все еще сидят в школах, когда же наступит настоящий крах российского образования? Неграмотным электоратом будет совсем легко манипулировать. Но учителя держатся на крепкой советской закалке — чувстве долга, любви к профессии, к детям, которым сегодня еще тяжелее, чем взрослым. В 120 тыс. общеобразовательных учреждениях РФ, где обучаются 33,8 миллиона учащихся, продолжают работать около 6 млн. педагогов.
Разумеется, каждое обсуждение вопроса о повышении зарплаты бюджетникам с учетом инфляции сопровождалось в Госдуме мощным прессингом со стороны многочисленных министров вроде Починка. На какие только те ни шли ухищрения, чтобы снизить размер повышения или затянуть принятие закона. Широко применяемые сегодня способы ущемления прав и интересов важнейших для общества категорий работников. Их права не волнуют правозащитников.
"ЕДИНСТВО" — ПРОТИВ ОБРАЗОВАНИЯ Натиску бездарных чинуш всегда противостояли в Госдуме коммунисты и аграрии. Тогда как пропутинское "Единство", в связке с лужковским ОВР (“Отечество — Вся Россия”), немцовско-гайдаровским СПС (Союз правых сил, он же "Выбор России") и прочими морозовыми и райковыми, назвавшимися центристами, голосуют только так, как прикажет правительство. Подсчет процента поддержки образовательной сферы со стороны депутатских объединений произвели в комитете по образованию и науке под руководством зампреда Олега Смолина. И вот что выяснилось.
КПРФ (Геннадий Зюганов) поддерживает образование на 83,7%; Агропромышленная группа (АПДГ, Николай Харитонов) — на 81,4%; "Яблоко" (Григорий Явлинский) — на 51,5%; "Российские регионы" (Олег Морозов) — на 42,6%; депутаты, не входящие в группы, — на 31,8%; "Отечество — Вся Россия" (Евгений Примаков, Вячеслав Володин) — на 28,3%; "Народный депутат" (Геннадий Райков) — на 28,3 % (удивительное совпадение до десятых долей процента!); Союз правых сил (Борис Немцов) — на 20,9%; ЛДПР (Владимир Жириновский) — на 9,7%; "Единство" (Владимир Пехтин, вице-спикер Любовь Слиска) — (минус) -7,3%. Именно эта фракция, единственная в Госдуме, имеет отрицательный рейтинг, как голосовавшая против образования чаще, чем за него. Пусть об этом вспомнят педагоги во время парламентских выборов в декабре 2003 г. и в феврале 2004 г., — на президентских.
Годы реформ уже почти отучили работников образования, здравоохранения, культуры и искусства даже поднимать вопрос о реальном повышении оплаты их труда. Всего 50% составляет заработок бюджетника от среднего заработка работающего в промышленности. А по закону он должен быть таким же, как средняя оплата труда в промышленности. Но власть законы игнорирует. Отговорка одна: нет денег.
Но куда проваливаются доходы последних двух-трех лет, когда цены на нефть зашкаливают, а мы ее гоним несметное количество во все концы света, и когда, по словам Касьянова, растет промышленное производство? Экономика здоровеет, а положение учителей ухудшается. Еще в 2001 году правительство пообещало почти вдвое увеличить им зарплату. Третий год ждут. Богатеют только нувориши. Капитал Алекперова и Абрамовича удвоился только за один минувший год.
Авторский блог Редакция Завтра
00:00
25 февраля 2003
«РЕФОРМА» УНИЧТОЖАЕТ ШКОЛУ. ПЕДАГОГИ ПРОТЕСТУЮТ. ПРЕЗИДЕНТ И МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ИХ НЕ СЛЫШАТ
1.0x