ИЗНАСИЛОВАННАЯ ДУМА (Стенограмма политической схватки)
Панический страх овладел всей ельцинско-путинской ратью, как только коммунисты и все народно-патриотические силы выступили с призывом провести референдум по самым животрепещущим вопросам, волнующим россиян от мала до велика. В Краснодаре собравшиеся из разных регионов России представители сформулировали вопросы, на которые должен был ответить народ: согласны ли запретить куплю-продажу земли за исключением личных, дачных и приусадебных участков; согласны ли сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг на уровне 10% от совокупного дохода семьи; согласны ли, начиная с 2004 года, установить в стране минимальные пенсию и зарплату на уровне прожиточного минимума; согласны ли сохранить в государственной собственности недра, леса, водоемы и другие природные ресурсы, чтобы рента от использования природных богатств поступала в бюджет и тратилась на нужды общества? В категории международных проблем обсуждалась возможность вынесения на этот же референдум вопроса об активизации создания Союзного государства Беларуси и России.
Как свидетельствуют опросы всевозможных социологов, именно этот круг вопросов более всего интересует наше общество и охватывает самые главные моменты социально-экономического положения страны. Обсуждение именно этих вопросов способно объединить людей на активное, монолитное действие, на то, чтобы сформулировать свое единое твердое мнение и консолидированно добиваться выполнения своих требований.
Это было очевидно и понятно всем, кто превратил Россию в нищую, бессловесную, вымирающую страну. Вот почему буржуазный правящий клан, пристально следивший за происходящим в Краснодаре, всполошился сразу же, как стало очевидным, что патриоты и коммунисты не только провозгласили, но и сразу же начали подготовку к всероссийскому опросу: утвердили список уполномоченных по каждому из 89 регионов страны в составе 265 человек и приняли обращение "Слово — народу". Контуры референдума реально обозначились на горизонте политической жизни РФ.
Но эта-то реальность как раз и напугала всерьез всех сидящих, идущих, бредущих, бегущих, прислуживающих и прочих управляющих новыми "демпорядками" в рушащемся государстве. Страх от одной мысли, что народ заговорит во весь голос, охватил кремлевскую администрацию. Волошины, сурковы, котенковы и прочие, кто поменьше, ринулись в Думу на обработку своей депутатской пятой колонны.
И не успели еще коммунисты доехать из Краснодара до Москвы, как на Охотном ряду верные сурковцы за одну ночь наваяли проект конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ", запрещающий проведение референдума в последний год полномочий президента и иных выборных федеральных органов государственной власти, и даже таким субъектам, как депутаты от политических партий, запрещается выступать с подобной инициативой, поскольку администрация Путина расценивает ее как "пропаганду перед выборами"…
Разумеется, если бы понадобилось провести "свой" трюкаческий референдум, типа "да, да, нет, нет", то никаких бы запретов не было. Но всем "медведям" со своими союзниками, катастрофически теряющими все вздутые на финансовых дрожжах рейтинги, боязно даже подумать о народе, обществе, накаленном до предела обманом и унижениями, не то чтобы поднять такие каверзные вопросы. Правящая верхушка за последние годы привыкла сама все решать, как удобно и выгодно ей. И при чем тут народ…
Инициативу "разделаться" в Думе с КПРФ и с идеей о референдуме взяли на себя "яркие" почитатели президентской администрации: В. Пехтин со всей фракцией "Единство" (оно же "Медведь" с лицом Шойгу), В.Володин с "Отечеством всей Россией" (идейные вожди Лужков, Шаймиев и многостаночный предводитель Е. Примаков), Б.Немцов и весь Союз правых сил, вдохновляемый Чубайсом, Гайдаром, Хакамадой, Кириенко и т.п., С.Иваненко с "Яблоком", Явлинским и прочими непримиримыми "американистами", Г.Райковым с "Народным депутатом" и воображаемой народной партией, О.Морозовым с "Регионами России". Называем их поименно для того, чтобы те, кто отдавал свои голоса за эти партии и эти имена, знали: они, их избранники, затыкают народу рот!
Они, скучковавшиеся в парламенте буржуа и их представители, решили одним махом отобрать право на высказывание мнения у “главного носителя власти" (как записано в ельцинской Конституции) — народа. А заодно — и у единственной партии, защищающей его интересы, — КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым с союзником — Аграрно-промышленной депутатской группой во главе с Николаем Харитоновым.
Вопреки всем законам, регламентам и правилам, усилиями агрессивного большинства в Госдуме 18 сентября прошло беспрецедентное "принятие" в первом чтении тоталитарно-узурпаторского законопроекта о запрете референдума. Буржуазные партии, сформированные под президента и отдельных олигархов, устроили настоящее линчевание коммунистам и аграриям. Пока что — словесное, с использованием самых гнусных, хамских и изуверских приемов шинкарской риторики, которой не гнушаются, когда чувствуют безнаказанность.
Но главная интрига и неожиданность крылась в другом. Законопроект — конституционный, и для его принятия требовалось как минимум 300 голосов. И вдруг оказалось, что всех 300 депутатов убедить-то как раз и не удалось. Первое голосование сурковцам-путинцам принесло 299 голосов. Решили переголосовать. И новая неожиданность: 297 "за". Голосуют третий раз — снова 297 "за". По всем действующим нормам думского регламента, законопроект надо снимать с рассмотрения, готовить новый, выносить его на рассмотрение Совета Госдумы и только потом — снова обсуждение на пленарном заседании.
В заседании объявляют перерыв. И тут депутатская паства подвергается жесткой, по слухам, чуть ли не в физическом смысле, обработке. После чего рьяные инициаторы (выше поименованные) снова пошли в бой, придумав некую поправку о том, что запрет якобы не будет распространяться на проведение референдумов международного значения, и что якобы в будущем году можно будет провести опрос по Союзному государству России с Белоруссией. Вряд ли кто поверил этой хитрой уловке. Многие, и не только коммунисты, вообще возмутились четвертой попыткой протянуть сомнительный документ. Даже электронная система голосования, изготовленная мастерами бывшего советского ВПК, давала сбои. Но Сурков с Котенковым так быстро бегали по залу заседаний, так "трудились" во благо своего блага, что у депутатов вообще стали сдавать нервы. Наконец за то, что по недоразумению было названо конституционным законопроектом, проголосовало 304 депутата.
Можно ли такое продавливание назвать принятием закона? Риторический вопрос в нынешней России. Напомним, что стране подобным способом уже велели жить по Конституции, которая не снискала доверия даже пятой части населения. Так почему не "выжать" из "своей" Думы и спецзакон?
Сказано — сделано. И уже 19 сентября, отдохнув после стрессов и волнений, творцы "демократии" и предводители думского большинства сходу приняли законопроект в двух чтениях, втором и третьем. Волошин и Сурков с хакамадами, пехтиными, райковыми и морозовыми "победили" "меньшинство", представляющее большую половину населения России.
Новый урок преподала нынешняя власть народу России. Либералы, захватившие богатства страны, отобравшие у народа право на труд, отдых, на человеческую зарплату и пенсию, на лечение, на учебу, а теперь еще и право на слово, просто так не уйдут. Их никогда не одолеть выборами и голосованиями, которые они давно уже превратили в фарс, научившись достигать побед любыми методами. В их руках все счета, все кнопки, все пульты, рычаги и рубильники. Но у народа есть то, чего они, как все в этот раз увидели, боятся до смерти. У народа есть сила правды. Пора ее применить.
В. ВОЛОДИН, ОВР Законопроект позволит не допустить совпадений агитационных периодов в ходе подготовки выборов и референдума, так как одновременное проведение таких кампаний может привести к существенному искажению волеизъявления граждан страны. Проект закона в полной мере соответствует Конституции, которая допускает возможность таких решений, если это необходимо для защиты законных интересов граждан Российской Федерации.
В большинстве стран референдумы и плебисциты не могут проводиться в период военного и чрезвычайного положения, это ограничение есть и в нашем законодательстве, поэтому мы так же нормы уже эти переняли.
Вообще, соотношение прямой демократии (референдумов) и представительной — дело очень тонкое. История знает немало примеров того, как референдумы использовались в отнюдь не демократических целях. С помощью референдумов неоднократно приходили к власти диктаторы, примеров масса: и Наполеон III, и Муссолини…
В. ГРЕБЕННИКОВ, ОВР Проект имеет целью предотвратить возможность столкновения интересов двух кампаний: избирательной кампании и кампании референдума. Если объявить референдум и провести его во время избирательной кампании, то вполне возможно, что поскольку цели избирательной кампании и цели референдума разные, вопросы референдума могут не совпадать с теми вопросами, которые обсуждаются в процессе проведения избирательной кампании, и мы получим диаметрально противоположные результаты.
Б. КИБИРЕВ, КПРФ Вы сейчас сказали, что могут не совпасть, разойтись цели избирательной кампании референдума. Но, по моему представлению, высшая цель любого честного политика состоит в благе народа и в благе страны. Цикл политической жизни сегодня — четыре года. Вы из этих четырех лет три года для проведения референдума вычеркиваете — два года выборы и один год перед выборами.
И потом, скажите, пожалуйста, какой части общества, конкретно, интересы могут быть нарушены?..
Л. ИВАНЧЕНКО, КПРФ У меня вопрос к коллеге Гребенникову: кто наделил вас правом толковать возможные ответы народа на поставленные вопросы? Вы толкуете уже возможные варианты! И второй вопрос — к Володину: что дает вам уверенность в том, что мнение народа может не совпасть с чьим-то другим мнением? Чье это мнение?
В. ИЛЮХИН, КПРФ Вы заявили, что ваш законопроект направлен на защиту законных интересов граждан. Я думаю, что самые законные интересы граждан — это выразить свою волю, в том числе на референдуме. А какой смысл вкладываете вы? Как ваш закон будет защищать и как будет выглядеть эта защита законных интересов граждан?
А. ЧЕКИС, КПРФ У меня вопрос к В. Володину. Когда он информировал о том, что нельзя проводить референдум, он два мотива высказывал, две причины. Одна из них: референдум не должен проходить, он мешает основным демократическим принципам. В чем эти демократические принципы будут ущемлены, я бы хотел услышать? И второе выражение: если начнем заниматься референдумом, то предвыборная кампания будет потеряна. Для кого? Если вы считаете — для себя, дайте возможность нам проводить!
С. РЕШУЛЬСКИЙ, КПРФ Вопрос прямой: правильно ли мы понимаем, что после того, как вы примете эту поправку, в стране вводится военное или чрезвычайное положение? Потому что в Законе "О референдуме" четко сказано, что референдумы не проводятся только в случае объявления военного или чрезвычайного положения. Надо ли понимать, что эти нормы уже военного, чрезвычайного положения до выборов будущего Президента будут распространяться по всем аспектам жизни нашего общества?
В. ОЛЕНЬЕВ, Агропромышленная депгруппа У меня вопрос к Вячеславу Викторовичу.
Всем понятно в этом зале, что запрет референдума — это политическое решение, что бы вы нам не рассказывали тут о наполеонах, Муссолини и так далее… У меня вопрос: на одной чаше весов сегодня лежит несколько процентов голосов, которые, на ваш взгляд, левая оппозиция получит в результате референдума, а на другой — интересы страны, ее жителей, национальная безопасность, демократия, наконец. Что для вас важнее сегодня: эти два-три процента, или же все-таки демократия и интересы страны и ее жителей?
Н. КОЛОМЕЙЦЕВ, КПРФ Ваша поправка носит не характер поправки в Закон об основных гарантиях и о референдуме, а в Конституцию. Вторая же статья Конституции гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". А статья 3, пункт 3 говорит: "Высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободное волеизъявление". Кто же дал вам право ущемлять права в нарушение Конституции?
А. САЛИЙ, КПРФ За 10 лет мы не справлялись у народа: правильно ли мы провели приватизацию, остальные вещи… И потеряли в бюджете: 1990 год — Россия имела 680 миллиардов долларов в бюджете, а сегодня 60. Наверное, надо было к народу-то обратиться… Скажите, пожалуйста: агитационные мероприятия политической партии на референдуме и на выборах — они что, разные? На референдуме можно, а когда отменен референдум, в Думе принимаете антинародные законы...
Н. ХАРИТОНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ Агропромышленной депгруппы Когда Володин великолепно произносил речь о том, как стали мы весело и кудряво жить, то я хотел бы напомнить: почему же тогда президент Путин, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, сказал, что 40 миллионов — а это, надо понимать, взрослого населения — либо у черты, либо за чертой бедности находится?
Ю. НИКИФОРЕНКО, КПРФ Мне бы хотелось обратиться к Вячеславу Володину. Я записал вашу фразу, что референдум может допустить существенное искажение волеизъявления народа. То есть, вы боитесь мнения народа, боитесь, что мнение ваше и народа не совпадет? Да, большинство избирателей выскажется в поддержку вопросов, которые выносятся двадцатью с лишним движениями и партиями на обсуждение. И вы испугались. Процедура подготовки референдума занимает полгода. Никакой спешки нет. Всё в рамках закона. Почему вы не скажете истинной причины вашей боязни? Вы боитесь ущемления прав. Чьих? Олигархов, чиновников, номенклатуры?
В. ВОЛОДИН, ОВР Мы не боимся референдума, мы, более того, считаем, что референдум — это самая демократичная норма, но эта демократичная норма должна реализовываться в таких условиях, чтобы было меньше давления, чтобы было меньше грязных технологий. Мы через это проходили, у нас есть свой опыт. И исходя из этого опыта, мы говорим.
О. СМОЛИН, Агропромышленная депгруппа У меня вопросы к обоим нашим докладчикам. Вячеслав Викторович, вы сказали, что тщательно изучили зарубежный опыт. Приведите, пожалуйста, пример хотя бы одной зарубежной страны, где бы референдум значился в Конституции, но из четырех лет полтора года этот референдум был запрещен — хотя бы одной! А вы, Валерий Васильевич, откомментируйте, пожалуйста, высказывание вашего коллеги о том, что вы ограничиваете право на референдум, исходя из того, что 2003 год — тяжелый. Не кажется ли вам, что так ведь можно сначала наделать долгов, потом разрушить экономику, а потом под это дело ограничить и демократию?
А. ЛУКЬЯНОВ, КПРФ Уважаемые депутаты, давайте зададим себе вопрос: откуда взялся этот законопроект? Как вам, видимо, известно, 14 сентября инициативная группа, состоящая из представителей различных общественных сил ряда регионов, вышла с предложением о проведении федерального референдума по четырем острым вопросам жизни страны. К этой инициативе присоединились 32 партии и организации. Чем могла ответить на это власть в любом уважающем себя демократическом государстве? Она должна была ответить: что ж, давайте выслушаем мнение народа. Рейтинг президента, правительства, как говорится, как никогда высок, нам бояться нечего, мы согласны вести диалог с избирателями. Но не тут-то было! Президентская администрация дает команду: ни в коем случае не допустить проведения референдума. Об этом свидетельствует тот документ, который сегодня роздан депутатам, почитайте это откровение Администрации президента. В этом документе прямо ставится задача: во что бы то ни стало не допустить проведения референдума по поставленным вопросам!
Вот откуда появился законопроект, вот откуда появились подписи шести руководителей фракций, отсюда и невероятная спешка, на которую сейчас обречена Государственная дума.
Суть законопроекта предельно проста — установить, что референдум не может проводиться в год, предшествующий парламентским и президентским выборам. Таким образом, из избирательного цикла, который составляет у нас 4 года, изымается, по крайней мере, 1,5-2 года, в течение которых у каждого гражданина России отбирается право на участие в референдуме, право, которое записано в Конституции, в статье и 3 и 32-ой. Заодно грубейшим образом нарушается законодательство о выборах, поскольку избирательные кампании могут проводиться не более 3-4 месяцев, а не целый год.
То есть мало того, что в стране сегодня непрерывно идет кровавый передел собственности, теперь, по мысли авторов законопроекта, создаются условия для непрерывного и грязного передела власти при помощи выборов.
Авторы проекта ссылаются на статью 55 Конституции. Она известна. Но довод, который приводится, совершенно безоснователен, поскольку никакой чрезвычайной ситуации проведение референдума не создает. Но зато полностью игнорируется вторая часть статьи 55 Конституции, где говорится: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. Наконец, надо учитывать сам характер права граждан на участие в референдуме. Оно представляет собой неотъемлемый институт народовластия и поэтому заключены эти нормы в первой и второй главе Конституции, которые никаким другим образом изменить нельзя.
Суть же представляемого законопроекта состоит в том, чтобы на потребу одного не нравящегося властям случая изменить закон постоянного действия. И это значит, что ситуация подгоняется под закон и заставляют для этого изменить закон. Спрашивается, о какой стабильности, о какой диктатуре закона может идти речь? Практически они превращаются в фикцию. Так что, господа центристы так называемые, и господа-либералы, не в первый раз вы целитесь в коммунистов — а фактически попадаете в интересы России.
В этих условиях наша фракция, да и любой честный человек, и уж тем более юрист, не может себе позволить голосовать за закон, явно противоречащий и Конституции, и интересам миллионов граждан. А вы, господа депутаты, можете опустить глаза и нажимать кнопки так, как вам велено. Другое дело, как вы будете отвечать, глядя в глаза своим избирателям, у которых вы отбираете — у каждого — право на участие в решении государственных вопросов. Но это уже ваша забота.
Н. ХАРИТОНОВ Сегодняшние законопроекты без совета с субъектами Российской Федерации — это нарушение 72-й статьи Конституции, это подтверждение панического страха власти перед народом. Что же мы делаем?
Не мы ли сегодня сами себя толкаем в тоталитарное государство? На одном проулке мы говорим одно, на другом проулке бегаем к Соловецкому камню, припадаем к нему и кричим: "Тоталитарность!". Давайте мы остановимся. Я вас просто прошу. Не подыгрывайте, давайте будем самостоятельной федеральной властью и не будем этот закон форсировать... Он абсолютно антинародный, антиконституционный.
В. САЙКИН, КПРФ Я должен попросить депутатов, чтобы они вспомнили всю историю с экономикой, которая у нас произошла за последние 10 лет. Выступали по-разному, лгали очень много, поэтому наступил очень серьезный и ответственный момент перед народом: как мы будем сегодня голосовать?
С. РЕШУЛЬСКИЙ "Честные и чистые выборы", как они проходят по всей стране, вот такие же сегодня в Государственной думе… Геннадий Николаевич, я ведь не зря спросил у вас: согласно регламента, больше этот вопрос не вносится на голосование? Вы как председатель Госдумы заявили: "Да, согласно регламента больше он не вносится". Что же изменилось за это время?..
Ведь законы, принятые незаконным путем, они же только во вред России идут!
Н. ХАРИТОНОВ Коллеги, ужели на самом деле у вас вместо глаз доллары? Вас же 75 процентов юристов здесь, вы что делаете? Вы опомнитесь! Геннадий Николаевич, ну вы-то уже с опытом председатель, вы же сказали: в первом чтении концепцию отклонили. Какое еще голосование? Про что вы говорите? Новый закон разрабатывайте, вносите регламентные нормы и все. Но не позорьтесь на весь белый свет!..
1.0x