36(459)
Date: 03-09-2002
СУДАН ПРИГОДИТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ! (Беседа главного редактора газеты “Завтра” Александра ПРОХАНОВА с Послом Республики Судан д-ром Ибрагимом Аль-Баширом Османом АЛЬ-КАББАШИ)
Александр ПРОХАНОВ. Президент США Буш назвал Судан в числе стран, принадлежащих к "оси зла", грозил нанести удар по Судану, то есть поступить с ним так же, как с Ираком и Ираном. Какова реакция на это заявление суданского общества, суданских политиков, вызвало ли оно какие-либо изменения в поведении Судана на международной арене?
Ибрагим Аль-Башир Осман АЛЬ-КАББАШИ.Господин Буш — я хочу немного поправить — не отождествляет, не приравнивает Судан к странам "оси зла". До определенного момента у нас были некоторые трудности в отношениях с Соединенными Штатами. Но, начиная с 2000 года, Судан и США вступили в диалог. Положительное влияние этого диалога было выражено в различных формах. США не стали включать Судан в группу террористических стран. Именно поэтому США, наряду с другими странами, входящими в Совет Безопасности ООН, сняли дипломатические санкции, которые были наложены на Судан.
Судан скорбел по действиям, которые имели место в США 11 сентября. Суданское правительство заинтересовано и готово к сотрудничеству со странами, борющимися с террором. С сентября прошлого года господин Буш, президент Соединенных Штатов, направил своего личного представителя, сенатора Дембульса, для ведения диалога между суданской стороной и повстанцами. США, Великобритания, Италия, Норвегия и страны, соседствующие с Суданом, подписали мирный договор между государством и повстанцами.
Контакты между Соединенными Штатами и Суданом направлены на улучшение обстановки, на улучшение отношений между двумя странами. На данный момент в Судане находится группа конгрессменов и сенаторов, которые приехали на экскурсию.
Конечно же, у нас есть экономический потенциал, Судан является богатейшей страной, у нас есть нефть, бриллианты и прочие полезные ископаемые. Большое число американских компаний выразили желание принять участие в разработке наших месторождений. На данный момент отношения между Суданом и США, возможно, не безоблачны, но, несомненно, улучшаются.
А.П. Не является ли это улучшение отношений с американцами результатом некоторой трансформации, произошедшей среди суданской элиты? Мне известно, например, что в Судане существуют достаточно сильные радикальные исламские группировки, которые ставят своей целью конфронтацию со Штатами. И эти группировки в последние годы были потеснены, а некоторые лидеры были взяты под домашний арест.
И.А.-Б. Эти группировки имеют влияние в стране и противостоят улучшению отношений между Суданом и США. Однако, во-первых, США уверены, что Судан не имеет никакого отношения к международному терроризму. Правительство Судана приняло политику "открытых дверей". Эта политика проводится не только в сфере экономики, но также во властных сферах. Материализуется совместный проект между Суданом и США в отношении политики мира и согласия. Правительство Судана не настаивает на радикальной исламизации. Оно выстраивает политику с прицелом на современность. Внутри страны двери также открыты для всех партий, включая коммунистическую.
vА.П. В начале беседы вы упомянули о том, что страна долгое время терзается гражданским конфликтом, гражданской войной. Какова природа этого конфликта: религиозная, племенная, экономическая? Либо это подрывная деятельность из-за рубежа?
И.А.-Б. Замечательный вопрос, он включает в себя все эти факторы. В Судане насчитывается более 500 кланов, а в южной части Судана расположено более ста племен. Они говорят более чем на ста языках. Соответственно, этнический фактор налицо. Во-вторых, развитие отношений между Севером и Югом страны не совсем идеально. Есть ряд ошибок, совершенных как северной частью, так и южной. Затем идет уже внешний фактор. Некоторые миссионеры-крестьяне пришли на юг, и их действия, включая убийства и минирование территорий, были поддержаны повстанцами; они ощущают также политическую и дипломатическую поддержку со стороны ряда западных стран. Всё вместе это привело к продлению военных действий.
В Кении сейчас проходят переговоры между Суданом и руководством повстанцев. Посредством, как я уже упоминал, американцев, европейцев, а также африканцев будет принято решение по всем насущным важным проблемам. Мы надеемся, что к концу этого месяца все будут довольны.
А.П. Вы сказали, что ваша страна выбрала прогрессивный современный ислам, отказавшись от радикальных форм ислама. Но когда мы говорим, что мир переживает исламское возрождение, исламский подъем, исламский взрыв, мы имеем в виду огненный ислам, радикальный ислам. Не является ли ваш современный ислам способом погашения радикального исламского взрыва?
И.А.-Б. Нет, впервые ислам пришел в Судан более тысячи назад. Он не пришел в Судан посредством завоеваний. Он вошел в Судан через обмен философскими идеями, посредством торговых отношений. Радикализму совершенно нечего делать в Судане. Вы никогда не увидите представителя суданской нации, вовлеченного в какие-то радикальные действия, радикальные движения.
Мы не претендуем быть супергосударством. Нас всего 25 миллионов. Но я слышал, что количество мусульман в Судане приравнивается к количеству мусульман в России. В Индии, например, более 200 тысяч мусульман, а в Индонезии более 200 миллионов мусульман. Мы не соревнуемся с ними, мы просто хотим передать наши современные знания человечеству, включая, конечно же, исламскую цивилизацию.
А.П. Скажите, господин посол, а как вы себе представляете ваше общество будущего? Как выглядит, если говорить языком американским, суданская мечта?
И.А.-Б. Мы мечтаем о мире, о развитии, сюда же входит человеческое развитие, удовлетворение основных человеческих потребностей: иметь чистую воду из-под крана, удобную, вкусную, питательную еду, образование, здоровье. Мы также мечтаем о добыче бесчисленного количества полезных ископаемых, находящихся в нашей стране. Кроме этого, мы хотим внести свой вклад в развитие человечества. Но мы нуждаемся в помощи друзей, находящихся вокруг нас. Я не говорю о пожертвовании, я не говорю о благотворительности, я не говорю о безвозмездной помощи, я говорю о торговле, инвестициях и о формуле "выиграл — выиграл", то есть ты выиграл — я выиграл, я выиграл — ты в выигрыше. Нам, к примеру, нужно импортировать стальные конструкции для зданий, цемент, различного рода механизмы, технику и т. д.
А.П. Все, что Вы сейчас перечислили, господин посол, касается плоти, но ведь есть еще ценности, связанные с духом, с небом. Например, Советский Союз хотел построить абсолютно другое, альтернативное человечество, основанное на добре, на равенстве, на братстве. Скажем, ислам, который хочет построить мир, согласно Корану, имеет в виду царствие небесное, рай, перенесение своей мечты с земли на небо. Присутствует ли среди сегодняшней суданской интеллигенции подобный же высокий мировоззренческий порыв, или речь идет лишь о стальных конструкциях?
И.А.-Б. Конечно, мы верим в загробный мир, мы верим в судный день, мы также знаем, что у нашего тела свои потребности, а у нашей души — свои. Все суданцы являются практикующими мусульманами: молитвы 5 раз в день, обязательный рамадан, хотя бы раз в жизни мы должны побывать в Мекке, мы заботимся о наших родителях и т.д. Конечно же, мы развиваем в себе чувство человечности. Мы очень высоко ценим уважение к женщине, мужчине, мы верим в равенство прав между мужчиной и женщиной, они получают совершенно одинаковое образование, они имеют равные права, и единственное, о чем мы сейчас беспокоимся, что суданские женщины являются более образованными, нежели мужчины. Я не знаю почему, но это так. Количество студенток-девушек превышает количество юношей-студентов. У нас есть женщины в парламенте, есть женщины-губернаторы, женщины занимают посты дипломатов…
А.П. А женщины-муллы у вас есть?
И.А.-Б. Да, они окончили религиозные школы. Среди представительниц слабого пола есть солдаты, офицеры, доктора, журналисты. Моя жена в прошлом журналист, а сейчас дипломат.
А.П. Советский Союз, имея громадную армию, сильную партию, мощную экономику, был гарантом спокойного развития стран Третьего мира, в том числе и Судана. Сегодняшняя Россия, хорошо это или плохо, стала младшим союзником Америки. Еще три месяца назад казалось, что Путин безоговорочно поддерживает любые шаги Буша. Но вот совсем недавно Россия заключила торговые соглашения с Ираком, с Ираном, сейчас заключает очень тесные соглашения с Северной Кореей, — странами, которые Буш хочет бомбить. Как сегодняшняя достаточно слабая Россия может быть полезна Судану экономически, политически, морально?
И.А.-Б. Отношения между Россией и США — это их эксклюзивные отношения. Мы, конечно же, не вмешиваемся во внутренние дела каждой из стран. Нас больше интересуют отношения между Россией и Суданом. Например, берем экономическую область. Когда я приехал сюда, это было примерно три года назад, объем торговых операций между Россией и Суданом едва достигал 10 миллионов долларов. А теперь мы подходим к цифре 200 миллионов долларов. Но я уверен в том, что потенциал двух стран намного больше сегодняшнего результата. Есть некоторые российские товары, в которых мы испытываем потребность, а также ряд суданских товаров, которые мы хотим экспортировать в Россию. Не прекращаются контакты между ассоциациями бизнесменов Судана и России, которые мы, несомненно, усилим.
На политической арене мы также достигли очень хороших отношений. У нас многостороннее взаимопонимание. Судан выступает за целостность Российской Федерации; точно так же Россия заинтересована в целостности Судана. У нас обоюдное взаимопонимание с международными организациями, начиная с момента независимости Судана, с 1956 года. Порядка 5-6 тысяч суданских граждан получили свое образование в СССР, и у этих граждан все еще сохранились хорошие чувства и воспоминания о России.
А.П. Было очень интересно. Возможно, в следующий раз мы будем беседовать в другой обстановке — скажем, на берегу Красного моря — но в том же составе. Спасибо Вам!
1.0x