Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 10 июня 2002

ЕГО УНИВЕРСИТЕТ

24(447)
Date: 11-06-2002
ЕГО УНИВЕРСИТЕТ
Одним из символов приднестровской государственности, совместным достижением властей и общества ПМР является Приднестровский государственный университет имени Т.Г.Шевченко… Существование в Тирасполе вуза такого масштаба еще раз подтверждает перспективность проекта "Приднестровье", создает практическую и идейную основу существования республики.
Несомненно то, что университет, сформированный на базе первого высшего образовательного учреждения Молдавии, Тираспольского государственного педагогического института — это организационный и духовный прорыв, осуществленный в ПМР. В тяжелейших условиях становления приднестровского государства закладывались основы мощного научного, культурного и общественного центра, коим сегодня является ПГУ.
В составе университета 79 кафедр, 12 факультетов, 28 научно-исследовательских лабораторий, вычислительный центр, агробиологическая станция, редакционно-издательский отдел, спортклуб, библиотека (самая крупная в регионе — ее фонд составляет 850 тысяч книг), четыре музея и обсерватория. Университет распологается в двенадцати учебных корпусах, имеет филиал в городе Рыбница (там расположен инженерно-педагогический факультет), а также студенческий жилой городок, включающий в себя семь общежитий для иногородних студентов и преподавателей. Здесь учатся более 10 000 студентов, часть которых приехали из Украины и Молодовы. В университете работают более 200 профессоров, докторов, кандидатов наук и доцентов…
Содержание такой сложной и крупномасштабной образовательной структуры в компактной и к тому же непризнанной республике на первый взгляд представляется роскошью. Известно, что четверть расходной части госбюджета ПМР уходит на поддержку науки и образования. Однако экономический, политический и социальный эффект существования ПГУ намного превышает любые затраты. Высокий уровень образования, наряду с сильной социальной политикой и мощным промышленным потенциалом республики, формирует позитивный образ Приднестровья, создает высокий престиж ПМР далеко за пределами региона.
Поскольку наука и образование — это факторы национальной безопасности страны, политику власти по отношению к образованию обеспечивает специальный Совет при президенте Республики. Кабинетом министров утверждена программа реформирования системы образования и науки ПМР, которая, по сути, является программой государственной поддержки этих сфер. Государством выделяются средства не только на поддержание и сохранение существующей структуры, но, что особенно важно: деньги целевым образом идут на развитие…
Приднестровский государственный университет — это не только важный элемент народного хозяйства республики, инструмент воспроизводства специалистов для промышленности и культуры ПМР. На базе ПГУ создается слой молодой патриотически мыслящей приднестровской интеллигенции. Заложенное в Конституции положение о равенстве прав на получение высшего образования реализуется в первую очередь при помощи университета.
Играя важную роль в госстроительстве как очаг гражданского и этнического согласия, университет распространяет свое влияние далеко за рамки границ ПМР. Имея статус классического университета стран СНГ, ПГУ является крупным славянским научно-образовательным центром и, что особенно важно, очагом развития русского языка и русской культуры в регионе.
Русский язык здесь защищен со всех точек зрения. Процессы вытеснения, дискриминации русского языка, характерные для сопредельных государств региона, по известным причинам не коснулись ПМР. Приднестровский университет выражает на практике государственную политику властей Республики по защите, сохранению и развитию именно русских культуры и языка. Официальная доктрина формулирует культурную политику Республики как баланс "между российским менталитетом и культурными традициями многонационального населения края".
Ректор Университета Степан Берил говорит об этом так.
— Характерно, что пути большинства новых государств СНГ в области образования определялись политическим выбором, а точнее — геополитической ориентацией истеблишмента того или иного государства. Нередко вся система образования резко изменялась под лозунгами национализма. На практике это был отход от российских, советских стандартов в пользу западных систем. Действовал порочный механизм: дерусификация воспринималась как символ независимости. Молдова, например, еще с конца 80-х годов четко ориентируется на румынскую систему образования. Переход на латиницу был там идеологическим шагом, а не выбором более подходящей графики для языка. Именно это оформило уход Молдовы от России, ее переход в иные сферы влияния. По причине явного расхождения с Молдовой в политических взглядах и духовных ориентирах, нежелания следовать за курсом отрыва от славянского мира, пути Приднестровья и Молдовы разошлись. Молдаване нашего края сохранили свою исконную кириллическую письменность. В ПМР изначально, на уровне Конституции, введены в качестве равноправных и официальных три языка: русский молдавский и украинский. Учебный план ПГУ предусматривает обязательное изучение одного из трех официальных языков республики. И само обучение в Университете ведется на трех языках.
Такая стратегия руководства Приднестровского государственного университета привела к тому, что это учебное заведение в нынешних условиях выполняет важную просветительскую функцию. Сегодня ПГУ работает как российский вуз. Этому способствовал переход университета на российские образовательные стандарты.
Аттестация научно-педагогических кадров ПГУ происходит в России. Здесь создан ряд центров филиалов российских учебных заведений. На пространстве вуза создан научно-методический центр МГУ. Между Приднестровским университетом и МГУ идет активный обмен, десятки студентов и аспирантов едут в Россию в МГУ.
— Самим фактом своего существования,— говорит Степан Берил,— Приднестровье доказывает, что его возникновение — не случайный эпизод. В феномене нашего государства персонифицированы, материализованы чаяния значительной части образованных людей всего постсоветского пространства. Здесь советский интернационализм, русский язык и культурные традиции России сохранены отнюдь не в качестве этнографической редкости или некоего аморфного андеграунда. Наоборот, на этой небольшой территории все позитивное, что внесла в историю мировой цивилизации Россия, сохранено в качестве основополагающих государственных приоритетов.
Важнейшим шагом в создании Университета явилась проблема обеспечения качества образования. Оптимальным решением оказалась интеграция с системой образования России. Российская система, сохранившая традиции советской,— один из ценнейших ресурсов мировой цивилизации. В ПМР учебные программы и дисциплины идентичны тем, что используются в России. Учебно-методическое обеспечение по большинству дисциплин представлено продукцией российских издательств.
Формирование ПГУ происходило в жестких, экстремальных условиях. После кризиса 1992 года преподавательский состав приходилось формировать заново. Но, несмотря на эти суровые условия, моральный подъем, воля к победе обеспечили мощный рывок в будущее. Сегодня количество профессоров в вузе увеличилось, по сравнению с 1992 годом, в десять(!) раз и вдвое вырос преподавательский состав в целом.
После 1995 года очень остро и болезненно встала проблема дипломов. Выдавать дипломы несуществующего СССР было бессмысленно. К тому времени они считались уже недействительными. Руководству университета пришлось преодолевать всю сложность ситуации и продираться через тернии. Наконец пришло долгожданное решение о признании дипломов ПГУ эквивалентными дипломам государственных аккредитованных вузов России. Затем последовала аттестация научно-педагогических кадров университета в Министерстве образовании РФ, вхождение ПГУ в ряд ведущих ассоциаций вузов, в том числе в Евразийскую ассоциацию университетов. Ректор ПГУ Степан Берил высказывает благодарность людям, поддержавшим ПМР, жемчужину ее образования.
— Идеологическая, информационная экспансия униполярного глобализма распространяется до границ Приднестровья. И здесь мы с ней остаемся один на один. Противодействие этому натиску формируется на базе нашей принадлежности к российскому информационно-образовательному пространству. Эта принадлежность подкрепляется множеством контактов, а также инициативами со стороны российских общественных организаций, видных руководителей российских вузов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить этих людей, которые в непростой политической обстановке идут на серьезные издержки ради помощи анклаву русской культуры на Днестре. Такая поддержка не может быть выражена в денежных, материальных эквивалентах. Эта помощь неоценима, ибо речь идет о духовной, моральной поддержке, которую не купишь ни за какие деньги.
Феномен Приднестровья, практика самодостаточного бытия "непризнанной республики" строится, в том числе, на базе существования Приднестровского государственного университета — мощного научного и учебного центра к юго-западу от Москвы.
Андрей ФЕФЕЛОВ

29 ноября 2024
1.0x