Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 18 февраля 2002

БОССЫ И МОССЫ

8(431)
Date: 19-02-2002
БОССЫ И МОССЫ
Архитектурно-оперный скандал неожиданно возник в Санкт-Петербурге. Речь идет о ситуации, которая складывается вокруг эгоцентричного проекта реконструкции комплекса знаменитого Мариинского театра. Автор — иностранец, "модный" американский архитектор Эрик Мосс. Сам проект представляет собой какую-то стеклянистую, в три этажа высотой, медузу, плюхнувшуюся на старинную питерскую застройку.
Амбициозный руководитель Мариинки Валерий Гергиев, что называется, двумя смычками -— за… Чопорная питерская общественность возмущена "наглостью гениального осетина", ратует за архитектурную девственность Северной Пальмиры, и, соответственно, против американского проекта. Местные архитектурные боссы настаивают на проведении открытого конкурса на лучший проект, протаскивая подспудно нечто "классическое", не столь вызывающее в контексте петербургского стиля.
В прессе все это подается как столкновение двух подходов: революционно авангардного (в лице Мосса и Гергиева) и консервативно-охранительного (в лице "чисто-питерской" интеллигенции). На самом деле подобная идеологизация противостояния вокруг реконструкции Мариинки несколько завышает сам предмет спора. Дело в том, что архитектурно-городская среда Петербурга находится ныне в столь ужасающе ветхом состоянии, что всякие разговоры о "сохранении неповторимого облика" и прочем граничат с форменным издевательством. С другой стороны, авангард авангарду рознь. Ведь большая часть современной "завернутой" архитектуры Запада попадает, в лучшем случае, в разряд дорогих игрушек, а в худшем напоминает, как проект Мосса, неудачную шутку. Характерно то, что пока шумно пикировались псевдоавангардисты и квазитрадиционалисты Россия скромно отпраздновала вековой юбилей своего гениального сына — архитектора Ивана Леонидова. Сплав оригинального практического мышления и свободного художественного дерзновения был характерен для мастеров советского конструктивизма.
Равных им нет до сих пор. Однако отечественная архитектура предпочитает сегодня ориентироваться на другие образцы.
Андрей ФЕФЕЛОВ

1.0x