5(480)
Date: 28-01-2002
Author: Петр СИМОНЕНКО, Первый секретарь ЦК Компартии Украины, глава фракции коммунистов в Верховной Раде
БРАТСТВО ДРУЗЕЙ ИЛИ ДРУЖБА “БРАТКОВ”?
На прошлой неделе лидер украинских коммунистов Петр Симоненко провел в Москве ряд рабочих встреч. Посетив и редакцию “Завтра”, он оставил для нашей газеты статью на актуальную тему взаимоотношений России и Украины.
Постановка в такой формулировке вопроса актуальна сегодня для двух государств как в геополитическом контексте, так и в плане решения внутренних проблем Украины и России. Это признают разные политические силы в обеих странах. Но ответ на него зависит оттого, какие и чьи интересы отстаиваются, кем и как используется наследие двух исторически, экономически и духовно близких народов.
Дружба народов — не выдуманное понятие носителями конкретной идеологии, а рожденная в глубинах человеческого бытия суть отношений наций. Именно этим определяется характер и нынешних неформальных связей объединенных общностью мировосприятия, нравственных ценностей народов двух государств. А потому дружба народов Украины и России является непреходящей, ее берегли, берегут старшие поколения и будут беречь вступающие в осмысленную жизнь новые поколения.
Это понимают и "новые украинцы", и "новые русские", пытающиеся на эксплуатации дружбы народов закрепиться на неправедных социально-экономических позициях. Однако давно известно, что спекуляция на священных чувствах и делах обязательно потерпит фиаско. Поскольку дружба народов никогда не может быть втиснута в рамки беззастенчивой меркантильности. Более того, она этой самой меркантильности изначально чужда.
Что касается "новых украинцев" и "новых русских", то использование ими фактора дружбы двух народов не выходит за рамки кланово-олигархических устремлений, жажды наживы. Такой путь отношений Украины и России ситуативный, а потому и бесперспективный, особенно если учесть, что у руля государственного управления находится немало означенных выше типажей. Не вызывает сомнения в неспособности руководителей из числа "новых украинцев" правильно определять иерархию целей и интересов на общегосударственном уровне. Они не могут удержаться от соблазна выдвигать в качестве приоритетов те, которые совпадают с их личными бизнес-интересами и обеспечивают их персональный политический и финансовый "навар".
Официальный Киев, совершая вояжи в Москву и мечась между НАТО, ВТО, Евразэс, не устает повторять о развитии "украинско-российского стратегического партнерства". Но если отбросить словоблудие, то взгляды власть предержащих на перспективы отношений двух государств и народов сводятся к следующим разнополюсным вариантам:
— интеграция в Европу через укрепление связей с Россией и вместе с Россией. России при этом отводится роль локомотива как стране, преуспевшей в создании элементов рыночной инфраструктуры и недавно признанной Западом "страной с рыночной экономикой";
— укрепление экономических связей с Россией без оглядки на Европу. Такой подход свойственен невыездным на Запад отечественным политикам и бизнесменам, а также группам, благополучие которых зависит от манипуляций с российскими энергоносителями и др.;
— "тактическое" улучшение отношений с Россией с целью наращивания собственного потенциала, необходимого для "ухода в отрыв" и самостоятельной интеграции в Европу. Своеобразный, если использовать спортивную терминологию, финт: ложное движение на Восток, а затем — рывок на Запад;
— истерика: "геть від Москви!" То есть налицо примитивный повтор пройденного еще этак в 1990 году, тезиса.
Сегодня в политическом лексиконе правящего режима появилось понятие "здорового прагматизма" в украинско-российских отношениях. Что за этим кроется, еще предстоит разобраться. Ведь еще свежи в памяти, а то и вовсе не исчезли такие проблемы, как "налоговая война" (таможенные рогатки), сужение рынка, отток из Украины в Россию дешевой рабочей силы, вопросы языка и информационного пространства и т.п.
КПУ, которая всегда выступала за всестороннюю интенсификацию украинско-российских отношений, считает, что трудности и препятствия, возникающие на пути двустороннего сотрудничества, во многом создавались в последние годы сознательно и искусственно. Десятилетие эксплуатации антироссийской риторики в сочетании с пропагандой абсолютно химерных лозунгов о "быстрой интеграции в европейское сообщество" — это время тяжелых потерь и упущенных возможностей для украинской экономики и народа Украины.
В такой ситуации в основу внешнеполитической доктрины, по мнению КПУ, должен быть положен принцип, основанный на конституционном статусе Украины как внеблокового государства. Такой принцип требует, прежде всего, сосредоточить внимание на создании наиболее благоприятной международной обстановки для решения внутриполитических проблем: интенсивного развития экономики на основе внедрения новейших технологий, создания материальной и финансовой базы образования, фундаментальной и прикладной науки, развития культуры, что возможно сделать в сжатые темпы исключительно при жестком государственном контроле над стратегическими отраслями промышленности.
Создание благоприятной международной обстановки возможно только при ярко выраженной позиции, демонстрирующей, с одной стороны, гибкость в подходах к решению тех или иных проблем спорного характера, с другой — твердость в отстаивании государственной (не путать с клановой, отождествляющей себя с государством) позиции. И это необходимо особо подчеркнуть. Например, поддерживая в принципе идею создания украинско-российского газотранзитного консорциума с участием других государств или вступление в Евразэс, КПУ основывается на реальном учете, в первую очередь, национальных интересов Украины, социально-экономических интересов ее граждан. В этом плане коммунисты оценивают перспективы и потенциал украинско-российского сотрудничества с точки зрения как укрепления безопасности Украины и Европы в целом, так и открывающихся возможностей для создания новых рабочих мест, позитивного импульса для начала технического переоснащения ряда отраслей украинской экономики.
С другой стороны, сам процесс создания украинско-российского газотранспортного консорциума и та закрытость, с которой готовились и подписывались документы, вырабатывались механизмы его управлением, вызывает не просто беспокойство. Учитывая провал "евроинтеграционных инициатив" политического банкрота Кучмы, который теперь ищет, а вернее пытается получить политическую поддержку российского истеблишмента, расплачиваясь народной собственностью, свидетельствует о посягательствах на государственные интересы Украины.
Реализация таких масштабных проектов, как украинско-российский газотранспортный консорциум с участием западных партнеров, может ограничить возможности силового диктата этих самых партнеров в отношении Украины. Наиболее такой диктат проявился в последние годы в форме антидемпинговых расследований. Совместный же контроль над стратегическими поставками энергоносителей расширяет возможности противодействия необоснованному внешнему давлению.
КПУ — единственная политическая сила в Украине, которая последовательно и четко вскрывает истинные корни украинского демпинга на мировых рынках. Речь идет о произвольно и предельно занижаемой (или не выплачиваемой) заработной плате работников ориентируемых на экспорт отраслей промышленности. Новые украинские хозяева "заводов, газет, пароходов", представляющие властные и околовластные олигархические группировки, получив за бесценок предприятия в собственность или в управление, продолжают строить свое благополучие в присущей им манере нещадной эксплуатации "рабочей скотины" и полного пренебрежения правами граждан Украины и ее законами. Поэтому внедрение в украинскую экономику более цивилизованных форм хозяйствования, в том числе связанных с международным сотрудничеством, при всей их противоречивости, на данном этапе поддерживается Компартией Украины. Наша задача — уберечь от деградации человеческий потенциал Украины, а значит, и сохранить надежду на полноценное возрождение страны. И тут близость истинно народных украинских и российских интересов безусловна.
Развитие всесторонних, многоуровневых отношений с Россией для Коммунистической партии Украины не внешнеполитический знаковый лозунг, а базовая стратегическая основа для укрепления международных позиций Украины, для преодоления острого системного внутреннего социально-экономического и политического кризиса, для совместного использования технологического потенциала двух стран.
КПУ предлагает долговременную программу объединения возможностей Украины и России. Вот лишь некоторые из ее направлений:
— унификация законодательства, причем приоритет должны иметь законы, способствующие защите и реализации прав граждан обоих государств. Украина и Россия, в частности, должны разработать единую систему мер по пенсионному обеспечению военнослужащих, чернобыльцев, других категорий населения. Требуют стандартизированных юридических гарантий и граждане, работающие сегодня за пределами своей страны в рамках Евразэс, СНГ;
— инвентаризация совместных возможностей украинского и российского ВПК, их развитие как для внутренних потребностей, так и в плане борьбы за внешние рынки торговли оружием, продукцией двойного назначения. И, опять же, с учетом долговременных перспектив и интересов рабочих и специалистов, которые трудятся в этой сфере. С отсечением посреднических паразитических структур. Особое внимание следует уделить безотлагательному предотвращению продолжающейся утечки военно-технических секретов, до сих пор во многом общих для Украины и России;
— согласование тарифной политики, развитие транспортной инфраструктуры, координация функционирования энергосистем России и Украины, создание эффективных моделей транзитно-топливной инфраструктуры и т.д. Жесткий государственный контроль над деятельностью соответствующих финансово-промышленных групп;
— реализация адекватных и современных институциональных форм сотрудничества, например, Евразэс как для развития двусторонних и многосторонних отношений в его рамках, так и для создания совместных плацдармов для сотрудничества с ЕС, США, Японией, Китаем, восстановления традиционных (со времен СССР) рынков сбыта в странах "третьего мира". С учетом индивидуальных особенностей и потребностей Украины и России, других государств Евразэс, но без ненужной конкуренции, часто искусственно культивируемой извне;
— усиление координирующих функций МПА СНГ в развитии средне- и долгосрочных форм сотрудничества;
— выработка совместно с Россией стратегии и тактики вступления в ВТО. Тут нужно определить оптимальную форму как с точки зрения ее содержания, так и точно обоснованных временных факторов. Процедура вступления в ВТО индивидуальна и противоречива. Основные механизмы, стандарты требований и обязательства этой всемирной организации находятся в процессе постоянной трансформации. Необходимо четко определить, какой минимум предварительных протекционистских мер реально необходим экономике Украины, чтобы преимущества от членства в ВТО превосходили прогнозируемые потери для "туземных" отраслей экономики.
Нужно помнить, что очередная кампания по вступлению в ВТО объявлена в Украине в условиях, когда в стране отсутствуют действенные профсоюзы, доминирует коррупционно-льготный бизнес, огромный массив теневой экономики (наиболее затененные и прибыльные участки которого тщательно сохраняются и охраняются заинтересованными группами чиновников и депутатов-лоббистов), процветает жонглерство тарифной политикой. Поэтому при решении множества сложнейших переговорных вопросов в процессе вступления в ВТО у украинского режима есть огромный соблазн действовать в ущерб интересам наемных работников, долгосрочным национальным интересам Украины, в угоду быстрого получения краткосрочных преимуществ для патронируемых и контролируемых коммерческих структур.
Вместе с тем КПУ считает, что необоснованное затягивание со вступлением в ВТО может привести к экономической изоляции Украины, лишить ее определенного инструментария защиты своих интересов. Согласование позиций с Россией в отношении ВТО видится нам не как формальный процесс, а как важная и обязательная предварительная экспертная подготовка и выработка правильной парадигмы движения в выбранном направлении.
Это касается и других вопросов. Сегодня нет смысла давать прогнозную оценку эффективности российских шагов по изменению форм взаимодействия с НАТО. Но Компартия Украины поддерживает те пожелания российской стороны, которые связаны с изменением самой сущности североатлантического альянса. Ведь превращение его из самой мощной в мире военно-полицейской машины в политическую, по принципам деятельности, организацию — это далеко еще не определенная перспектива.
Но для этого и нужен переговорный процесс, чтобы отстаивать свои позиции, пытаться влиять на чужие. Ничего подобного в заявлении о намерениях официального Киева по поводу вступления в НАТО не найти. Но нет сомнения, что очередную "эпоху сближения с НАТО" властный украинский клан объявит, просчитывая для себя новые выгоды (одно из последних заявлений украинского "гаранта" о неготовности Украины к вступлению в Евразэс наглядное тому подтверждение). Поэтому Компартия Украины будет требовать дать ясный ответ: во сколько обойдутся даже предварительные движения в сторону НАТО украинскому налогоплательщику и от кого конкретно этот блок его защитит. Именно с этой целью и было создано по инициативе КПУ парламентское объединение "Анти-НАТО", призванное отстаивать интересы Украины как государства, интересы народа Украины при решении вопросов, связанных с проблемами и перспективами внешнеполитических шагов украинской власти.
Для будущего украинско-российских отношений ключевым, перспективным и, следовательно, действительно прагматическим был бы анализ таких проблем. Кто формулирует в двух государствах "прагматические национальные интересы" в виде конкретных внешнеполитических решений? В каких целях действуют дипломаты? Насколько легитимно право основных центров политического влияния представлять свои народы на международной арене? Отвечают ли действительные, а не декларируемые, интересы "элит" глубинным интересам и потребностям большинства граждан?
Для народов Украины и России расширение статусно-институциональных международных возможностей государств — это один из аспектов защиты своего права на полноценное будущее. В этом плане внутренняя и внешняя проблематика тесно переплетаются.
Когда "прагматичные", но нечистоплотные дельцы много говорят о "братских узах" между народами, это означает, скорее всего, одно. В данный момент их собственный интерес в определенной мере совпадает с интенсификацией некоторых сегментов экономического и торгового сотрудничества. Может совпадать и интерес политический, привычно трансформируемый в бизнес-интересы.
Компартия Украины не отрицает необходимости сугубо прагматического анализа украинско-российских отношений. Например, в таком их аспекте, как долги за энергоносители. Тем более, что делают эти долги одни, причем, наживаясь соответственно их росту, а расплачиваться приходится нынешнему обездоленному народу, не избежать этого и будущим поколениям.
Конечно, нужно научиться составлять точные балансовые сметы взаимных расчетов. Только поможет ли чисто бухгалтерский подход решить проблему сначала физического (в Украине вопрос стоит именно так), а затем и полноценного социокультурного выживания и развития уникальной славянской цивилизации?
Несложно определить примерный валютный эквивалент внезапным фальшивым всплескам любви к России в среде нынешней украинской властной верхушки. Но все же не они и не доходы газовых или других контор должны определять главные параметры взаимодействия двух народов. В сегодняшнем однополюсном мире миссия России далеко не исчерпывается ее экономическим потенциалом. Он — лишь одна из опор для достижения баланса в мире ради его спасения. И речь идет не только о цивилизационном разнообразии, но и о необходимом силовом противовесе, сдерживающем от соблазна решать все мировые проблемы с позиции грубой силы теми, кто претендует на роль миссионеров и учащих уму-разуму отсталых "аборигенов". С мощной Россией, способной отстоять право народов на собственное — органично-историческое, с вековыми ценностями, уникальной спецификой — развитие связаны многие наши надежды. С Россией, которая будет в состоянии сдерживать перекосы вестернизации, ведущие к высокотехнологичному примитивизму. Во многом общее культурно-цивилизационное наследие, которое нам вместе удалось сохранить в разрушительных войнах, нужно уберечь и от "рыночно-прагматичной абсорбции".
Достаточно часто высказывается мысль, что историческая миссия России выполнима лишь в союзе с Украиной. Остается уточнить. Подходит ли для такого союза стандартная униформа прагматизма в сочетании с ритуальной, но пустой риторикой о "братстве"? Если отождествлять Украину с Кучмой, с его окружением, что ж, это, пожалуй, так.
Развитие ситуации в Украине во многом зависит от позиции России. Последняя имеет существенное влияние на украинский фактор в Европе. Однако не преувеличивая и не преуменьшая значение этого фактора отметим, что от внутренних преобразований в Украине в значительной мере будет зависеть и успешность украинско-российского сотрудничества, выходящего за рамки "бухгалтерского прагматизма". А посему дружбе двух народов — быть. На века.
Киев
1.0x