Авторский блог Редакция Завтра 03:00 29 октября 2001

СУДЬБА РОССИИ В ПОЛОТНАХ НАБАТОВА

СУДЬБА РОССИИ В ПОЛОТНАХ НАБАТОВА
44(413)
Date: 30-10-2001
"Судьба России" — так называется персональная выставка известного русского художника Анатолия Набатова, которая откроется 2 ноября в Большом Манеже. Это первая открытая выставка мастера в Москве. Ранее он выставлялся на закрытых площадках — в Верховном Совете России, Совете Федерации, администрации президента, Минфине, МВД и других учреждениях. Она — своеобразный итог, десятилетие творческой работы художника.

Анатолий Набатов впервые появился на горизонте российской живописи 10 лет назад — и сразу привлек к себе внимание общественности.
Россия Набатова — это и северные крестьянские избы, и лица писателей-современников. И — славянка-воинтельница, протягивающая меч, чтобы остановить на Святой Руси разгул темных сил ("Пора, сыне"). И солдаты, защищающие народ, и пепел пожарищ, печать сиротства неубранных полей.
Пожалуй, трудно назвать “горячую точку” на карте России и ближнего зарубежья, где бы Набатов не побывал со своими картинами. Это — Приднестровье времен конфликта 1992 года, и Прибалтика, Верховный Совет в трагическом 1993-м. Тогда, в черный для России день, 4 октября в "Белом доме" были расстреляны картины художника. Сейчас он вспоминает: "Полотна, расстрелянные из автоматов, крупнокалиберного пулемета, растоптанные сапогами, являли собой жалкое зрелище. А картина "Апофеоз" была даже превращена в мишень: изображение головы Ленина было обведено по кругу и расстреляно в упор. Часть картин пропала". Несколько полотен, расстрелянных в 1993-м, будут на выставке в Манеже живым напоминанием о трагедии.
К слову, о кисти художника. Анатолий Набатов родился в Выборге, петербуржец, воспитанник классической ленинградской школы живописцев. Почерк Набатова очень индивидуален. Оценивая творчество Набатова, искусствоведы спорят: одни называют его чистейшим портретистом, другие утверждают, что так говорить нельзя. Действительно, у Анатолия очень большая портретная галерея. И в лицах, изображенных на портретах, тоже — судьба России.
Набатов писал Валентина Пикуля. Он — единственный, кому согласился позировать известный писатель. Прошло более десяти лет, а все также с грустной улыбкой смотрит на нас Пикуль в своей извечной тельняшке с непотухшей сигаретой в руке.
Ниспосланной и дарованной благосклонным к трудам художника Провидением считает Анатолий свою встречу с покойным Владыкой Иоанном — Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, портрет которого писал в "митрополичьих покоях".
С портретом Митрополита Иоанна связана почти мистическая история. Художник вспоминает, что известие о безвременной кончине митрополита застало его в Москве. В столице ничто не предвещало трагедии. Недоброе предчувствие шевельнулось лишь тогда, когда с двухметровой высоты рухнул портрет Владыки, золоченая рама на нем треснула. Поздно вечером раздался звонок — умер митрополит.
Кисти художника принадлежат портреты писателей Василия Белова, Даниила Гранина, председателя последнего Верховного Совета России Руслана Хасбулатова, других известных политических и общественных деятелей. Портретный набросок Руслана Хасбулатова, который был сделан 4 октября 1993 года в зале Совета Национальностей горящего "Белого дома" под грохот танковых орудий. Небольшой и торопливо сделанный, этот набросок полностью сохраняет атмосферу того часа, ставшего для многих предсмертным...
Но Анатолий Набатов — не только живописец. Он и общественный деятель. Так, по инициативе художника, еще в 1993 году был создан Совет деятелей культуры при Председателе Верхового Совета. Ныне он преобразован в Совет деятелей культуры России. Набатов — его глава. И тянет большой воз общественной работы. Совет занимается издательской деятельностью. Помогает молодым живописцам в издании альбомов. На выставке в Манеже пройдет презентация только что вышедшего из типографии альбома "Художники Севера", изданного Советом.
Россия Набатова — это Китеж, где в тусклом свете охры проступает из тумана свеча "Сорока сороков", минувшая и нынешняя Россия, на холодных площадях которой гнездятся мерзкие, серые твари, так похожие на стаи воронья ("Свили гнездо"). И Россия, могучая, прекрасная, словно богиня восстающая из огненной купели, рожденная Востоком и Западом, осененная Богоматерью. Она с рождения принимает не только венец, но и меч ("Рождение России").
Татьяна РОМАНЕНКО



1.0x