Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 октября 2001

МИНКУЛЬТ-УРА?!

МИНКУЛЬТ-УРА?!
43(412)
Date: 23-10-2001
После ухода Ельцина речи о патриотизме стали хорошим тоном в самых высших эшелонах российской власти. Даже Альфред Кох, заявивший было, что “Россия никому не нужна”, как ни в чем не бывало вернулся из Америки по зову своего друга Анатолия Чубайса — поруководить средствами массовой информации, которые “приватизировал” Газпром. Сам Путин, будучи еще на полпути от премьер-министра к президенту, отмечал: "Чувство патриотизма сохранило своё первоначальное полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" (“Российская газета”, 31.12.1999).
И нельзя сказать, что его слова были только предвыборной уловкой. Не только. Идея “государственного патриотизма” некоторое время была знаменем путинского правления. И это знамя привлекало к Путину значительную часть общества, помогая президенту укреплять свою “властную вертикаль”. Но когда эта самая “вертикаль” в своем несколько обновленном по сравнению с ельцинскими временами составе достаточно укрепилась, то сразу стала присваивать себе “монополию на патриотизм”, не стесняясь объяснять прочим гражданам, “как надо Родину любить”, а как — не надо.
Не случайно постановлением правительства РФ №122 от 16 февраля 2001 года была даже принята специальная государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2003 годы", куда, по идее, должны были войти предложения всех заинтересованных министерств и ведомств. В этом документе, между прочим, специально отмечалось тяжелейшее положение современной российской молодежи: безработица, наркомания, алкоголизация, преступность, плохое состояние здоровья. И — как следствие — явное нежелание молодежи такую Родину любить, а тем более — защищать. У одной моей знакомой сын-призывник как-то спросил: “Мама, вот теперь нашу русскую землю продавать будут — так что, я должен свою кровь за земли какого-нибудь Березовского проливать? Надо ли теперь вообще в армию идти?” На что та, человек прямой, честно ответила: “Надо — чтобы потом ты мог с оружием в руках ее народу вернуть”. А наемная армия, между прочим, будет не за Родину воевать, а за того, кто ей больше заплатит...
Конечно, то, что беды современной молодежи есть прямое следствие либерально-капиталистического курса правительства РФ, “патриоты” в этом самом правительстве не признают никогда. Наверное, поэтому всеми силами они направляют мысли молодых на то, что во всем виновато “проклятое прошлое”, в данном случае — советское. Большинство школьных и вузовских учебников по общественным дисциплинам, газеты и журналы, телевидение и радио (выходящие в свет под эгидой государства — не в меньшей степени, чем частно-”олигархические” и “соросовские”) проводят эту нехитрую “установку” с рвением, достойным лучшего применения. В частности, из учебника экономики И.В.Липсица для 10 класса можно узнать, что СССР был не в состоянии обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией — из-за отсутствия “рыночной экономики” — и был вынужден ввозить продовольствие из-за рубежа. Разумеется, о нынешнем 40-60%-ном импорте и его причинах — ни слова. Да разве в одном только Липсице дело? Дело — в реальной политике, где “государственно-монополистический” патриотизм быстро и естественно превращается в патриотизм “чиновный”.
А о том, что такое чиновный патриотизм, можно судить, например, по следующей истории. Одна общественная организация обратилась в министерство культуры с предложением создать Всероссийский Центр патриотического воспитания молодежи на базе Российской государственной юношеской библиотеки — благо, там накоплен не только большой опыт работы с подрастающим поколением, но и с библиотеками всей страны. Мысль, наверное, не гениальная — все же книге трудновато конкурировать с газетой и ТВ, но в целом правильная, даже системная. В библиотеки-то ходит самая здоровая, стремящаяся к знаниям часть нашей молодежи. Почему не развернуть работу в этом направлении?
А потому,— отвечала инициаторам “первая леди” минкульта Наталья Леонидовна Дементьева,— что поздно вы со своей хорошей мыслью к нам обратились. Мы федеральную программу “Культура России” на 2001-2005 годы уже приняли, так что финансирование открыть можем только через годик — если проект работы Центра пройдет через наш экспертный совет. Это раз. К тому же, никаких документов из самой библиотеки к нам не поступало. Так что решайте этот вопрос сначала с руководством библиотеки.
Между прочим, почти год болела бессменный со дня основания библиотеки ее директор Ирина Викторовна Бахмутская, а прочее руководство, на словах идею создания Центра не отвергая, откладывало дело в долгий ящик: то запятые в подготовленном “снизу и со стороны” проекте не так стоят, то слова другие надо поставить, и вообще — зачем вся эта канитель? Деньги надо зарабатывать для учреждения, а не ерундой заниматься! Не исключено, что сторонникам создания Центра вскоре придется искать другую работу, и вопрос отпадет сам собой. Или трансформируется во что-то совсем другое.
Как заявил другой высокий чиновник в минкульте: “Что вы носитесь с этим своим русским патриотизмом? Россия — многонациональная страна”. Это, конечно, верно. Только верно и другое: “патриот России” и “русский патриот” — одно и то же. А вот что такое патриот “российский”, знают, наверное, только чиновники, когда смотрят свое “российское” ТВ, слушают свое “российское” радио и читают свои “российские” газеты. Или смотрят на себя в зеркало по утрам. Как бы не разойтись этим двум “патриотизмам” снова по разные стороны баррикад. С понятным итогом для Родины в целом. Или — на то и расчет? Минкульт-ура, в общем. В какой уже только раз...
Андрей КАССИРОВ



1.0x