НА МЕЛИ (Бесславный финиш Морской коллегии)
43(412)
Date: 23-10-2001
Сменив Ельцина, развалившего армию и флот, президент Путин начал было радовать нас вроде бы заботой о Вооруженных Силах. Помните, как он громогласно заявил 23 августа 2000 года по телевидению: "Я восстановлю мощь армии и флота... Я буду с моим народом". Правда, одновременно с этим заявлением было объявлено о новом сокращении Вооруженных Сил на 360 тысяч человек к 2003 году, в том числе ВМФ — на 50 тысяч. Подавляющий контингент сокращаемых — доблестный офицерский корпус России. Это, конечно, потрясающая "забота" о защитниках Отечества!
Такое сокращение окончательно подорвет нашу боевую мощь. Не защитят огромную Россию "маленькие мобильные" Вооруженные Силы! И это уже рельефно проявляется в свете потрясших весь мир терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне и бомбардировках США, которые неизвестно чем еще обернутся и для России, и для всего мира. Но какими же бледными и немощными предстают наши нынешние армия и флот в сравнении с развертываемыми сегодня военно-морскими и военно-воздушными армадами, контингентами сухопутных войск и морской пехоты, формированиями спецназа США!
Но все же военных моряков несколько радовали те знаки внимания, которые периодически оказывал новый президент Военно-Морскому Флоту. Его указом утверждены "Основы политики РФ в области морской деятельности на период до 2010 года", в Главном штабе и других учреждениях ВМФ завершена разработка "Морской доктрины России на период до 2020 года".
Кроме того, Путин согласился с неоднократными предложениями об учреждении Морской Коллегии как специального совещательно-консультативного органа при президенте России для рассмотрения и оценки проблем ВМФ и различных аспектов морской политики. Как полагают многие военные профессионалы, в состав Коллегии, дабы ее работа не подвергалась давлению правительственных и других государственных структур, должны входить известные, с большим опытом службы военно-морские профессионалы уровня бывших главнокомандующих, начальников Главных штабов ВМФ и их заместителей, командующих, начальников штабов флотов и их заместителей, начальников центральных управлений и институтов ВМФ. Но все они должны быть из когорты закончивших военную действительную службу или находящихся в отставке. Кроме того, в состав Коллегии могут входить отдельные крупные военно-морские ученые, кораблестроители, конструкторы военно-морской техники... Безусловно, в Коллегии должен быть и главнокомандующий ВМФ (или начальник Главного штаба). Состав ее не должен быть раздутым, 10-15 человек, и может подвергаться ротации.
При такой структуре и организации Коллегии будет обеспечиваться объективность и независимость в оценке возникающих проблем и выработке по ним предположений для доклада президенту. Предложения Коллегии рассматриваются им, утверждаются или отклоняются, либо направляются в правительство и другие инстанции. Примерно так функционировала Морская Коллегия (кажется, она называлась Морским особым совещанием) при Николае II после поражения России в русско-японской войне и разгроме русского флота при Цусиме в 1905 году. Именно на основании предложений той Морской Коллегии были приняты действенные меры по восстановлению флота России и его строительству перед Первой мировой войной.
И вот, наконец, в печати и других СМИ прошли сообщения: "М. Касьянов создал и возглавил Морскую Коллегию". Ура! Подчеркиваю: именно Касьянов, а не Путин. И вот кого включил Касьянов в ее состав: И. Клебанов, Г. Греф, С. Иванов, В. Куроедов, В. Артюхов (министр природных ресурсов РФ), А. Бедрицкий (руководитель Росгидромета), А. Дундуков (министр промышленности, науки и технологии РФ), И. Иванов (министр иностранных дел РФ), Н. Лаверов (вице-президент РАН), В. Логвиненко (замдиректора ФПС России — начальник Департамента морской охраны), М. Московенко (помощник главнокомандующего ВМФ), Е. Наздратенко (председатель Госкомрыболовства России), В. Поспелов (гендиректор Россудостроения), В. Рукша (первый заместитель транспорта РФ), К. Тоцкий (директор ФПС России), С. Франк и И. Юсуфов.
Представляете, сколько иронии, мрачных оценок и просто смеха звучит по поводу такой Морской Коллегии. Среди фигур, большей частью печально известных, находим фамилии всего двух военных моряков: это главнокомандующий ВМФ адмирал флота В. Куроедов и его помощник капитан I ранга в запасе М. Московенко. Но, надо полагать, Михаил Московенко — не член Коллегии, а ее секретарь, то есть "рабочая лошадка", обеспечивающая работу Коллегии. При этом Куроедов по своему должностному статусу всего лишь второе, если не третье лицо, по сравнению с большинством других членов Коллегии. Ну и как же такая "коллегия" будет рассматривать и продвигать решение проблем Военно-Морского, гражданского (транспортного) флотов и всевозможные зигзаги морской политики России? Ведь любое серьезное предложение Куроедова, насущное для ВМФ, но затрагивающее или, тем более, урезающее интересы других ведомств, будет подавляться теми же Касьяновым, Ивановым или Клебановым. Да Куроедову и рта не дадут раскрыть, чтобы возразить министру обороны, Грефу или же самому премьеру!..
Так что скорее всего никакого проку для ВМФ и морской политики от такой Коллегии не будет. И зачем Касьянову нужно было "обозвать" своих министров дополнительно еще членами какой-то Морской Коллегии? Без всякой коллегии премьер-министру и его министрам положено рассматривать и принимать решения по различным, в том числе и морским вопросам и проблемам.
Поистине, гора родила мышь, как гласит пословица. Думаю, что со мной согласятся и другие, с более крупными звездами на погонах военно-морские профессионалы, кораблестроители, ученые и другие. Пока же напрашиваются одни вопросы. Либо президента снова "подставили" советники (не знаю, есть ли среди них морские профессионалы), а сам он, к сожалению, слабо ориентируется в проблемах флота и его истории, либо Путин попросту уклонился от ранее принятого решения лично руководить сложной работой, возложив ее на правительство, которое и без всяких "коллегий" обязано заниматься этими делами?
Увы, невыполнение ранее данных обещаний становится характерным для президента. Например, такое же обещание повышения должностных окладов офицерского состава с 1 января 2002 года перенесено на июль 2002 года, а повышение окладов по воинскому званию — аж на 2004 год! Ну а там ведь неизвестно, что будет: как говорится, петух прокукарекал, а там хоть не рассветай. Офицерский состав Вооруженных Сил продолжает пребывать на нищенском, особенно для младших офицеров, денежном довольствии. И нам, военным морякам, — и кадровым, и отставникам — все это представляется странным и обидным, поскольку создается впечатление, что Путину чужды проблемы нашего флота, да и не только флота...
Ну а что такое военный флот для Великой Морской Державы, каковы его роль и значимость — уже вовсю демонстрируют и еще, возможно, покажут всем нам американцы в начавшейся "операции возмездия"...
Владимир Заборский, капитан I ранга
1.0x