Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 октября 2001

ВОПРОС В ЛОБ г-ну Карлосу ПАЛЬМАРОЛЕ, послу Республики Куба в России

ВОПРОС В ЛОБ г-ну Карлосу ПАЛЬМАРОЛЕ, послу Республики Куба в России
43(412)
Date: 23-10-2001
"ЗАВТРА". Как кубинское руководство оценивает решение Путина закрыть российскую станцию радиоразведки в Лурдесе, Куба?
В ответ на наш вопрос кубинское посольство прислало в редакцию официальную ноту кубинского правительства, выдержки из которой приводятся ниже.
"Радиоэлектронный центр в Лурдесе был создан в 1964 году, через два года после Карибского кризиса. СССР не платил ни единой копейки за предоставляемые Кубой услуги с учетом существовавшего в то время тесного сотрудничества как в экономической, так и в военной областях. В 1992 году Российская Федерация в одностороннем порядке, в результате предварительных переговоров и соглашений с Соединенными Штатами, отвела военную бригаду, оставшуюся на Кубе. Однако она высказала заинтересованность в сохранении центра в Лурдесе. Наше правительство согласилось сохранить данный центр, причем Россия не несла никаких расходов в связи с предоставляемыми нашей страной услугами. Так было только в течение определенного этапа, поскольку между Кубой и Россией уже не существовало ни малейших политических или идеологических связей. Все действовавшие соглашения были в одностороннем порядке разорваны правителями России, и не было ни малейшего основания оказывать ей бесплатно какие бы то ни было услуги. Неоднократно выражаемая Россией заинтересованность в сохранении, расширении и модернизации радиоэлектронного центра в Лурдесе по перечисленным выше причинам определила заключение соглашения, включавшего оплату Кубе российскими товарами или валютой услуг, оказываемых этим центром, которая составила 90 миллионов в 1992 году, 160 миллионов в 1993, 1994 и 1995 годах, а в 1996-2000 годах достигла 200 миллионов, — цифра отнюдь не чрезмерная, если учитывать, что она равнялась едва ли 3 процентам убытков, причиненных экономике нашей страны в связи с распадом социалистического лагеря и СССР, и односторонней отменой всех соглашений. Соединенные Штаты ни на минуту не прекращали оказывать давление на Россию в связи с присутствием этого центра.
Во время визита президента Владимира Путина на Кубу в декабре 2000 года 14 декабря в течение нескольких часов в центре находились главы государств обеих стран. Не было сказано ни малейшего слова о его закрытии, наоборот, шла речь о том, чтобы еще более развивать и модернизировать его. В тот день Путин дословно сказал: "Россия и Куба заинтересованы в дальнейшем развитии его деятельности". Через несколько месяцев в российской политике по отношению к радиоэлектронному центру в Лурдесе произошли странные изменения, выразившиеся в невыполнении их обязательств, суммы которых накапливались и в неоправданных и чрезмерных требованиях сократить оплату за услуги. 16 октября специальный посланник срочно предложил нам закрыть центр. Ему было отвечено, что когда политика Соединенных Штатов стала предельно агрессивной и воинственной и многие страны чувствуют, что им грозит опасность, закрытие этого центра является сигналом и уступкой правительству Соединенных Штатов, что представляет собой серьезную угрозу для безопасности Кубы, и мы не согласны с его ликвидацией. Затем данный представитель привез еще одно послание от российского президента, в котором предлагалось заявить публично и немедленно о том, что соглашение о радиоэлектронном центре в Лурдесе отменяется. Мы ответили ему, что совершенно не согласны с этим, и предложили изучить другие варианты. Поспешность российской стороны, как они сказали, объясняется желанием того, чтобы президент Путин явился на встречу с президентом Бушем на Форуме по сотрудничеству азиатских и тихоокеанских стран в Шанхае с этими двумя новостями. Любой понимает, насколько они приятны для его собеседника: та, что касается Камрани, хотя и незначительна по сути, но весьма символична; та же, что касается Кубы, — это особый подарок. Следовательно, соглашение о радиоэлектронном центре в Лурдесе не отменено, поскольку Куба не дала на это своего согласия, и необходимо, чтобы Россия продолжила переговоры с кубинским правительством, учитывая, что остались еще нерешенными очень важные вопросы, касающиеся этой темы”.
Публикацию подготовил Денис ТУКМАКОВ



1.0x