СПЕЦСЛУЖБЫ И ПОЛИТИКА (Комментарии к выступлению председателя национального совета по разведке США)
39(408)
Date: 25-09-2001
После актов террора 11 сентября 2001 года, объектами которых стали Пентагон и комплекс зданий Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, перед властями США и других развитых стран мира, несомненно, по-новому встал вопрос о целях и критериях эффективности работы собственных спецслужб. Решение этого вопроса, судя по всему, потребует пересмотра устоявшейся системы параметров и приоритетов национальной и международной безопасности, чьим концентрированным выражением стал подготовленный в декабре 2000 года Национальным Советом по разведке (NIC) США доклад “Глобальные тенденции до 2015 года”, содержание которого весьма скупо освещалось в отечественных средствах массовой информации.
Между тем материалы этого доклада, а также основанного на нем выступления председателя NIC Джона Гэннона “О роли разведслужб в новой реальности — процессов глобализации в мире” (фонд Ф.Эберта, Берлин, май 2001 года) чрезвычайно важны для понимания модели, которую американские и западноевропейские партнеры применяют к отношениям с иными странами мира, в первую очередь — с Россией. Принципиальная уязвимость этой модели сегодня уже не нуждается в дополнительных доказательствах — гораздо продуктивнее выявить ее объективные “слабые места” и разобраться в том, каким образом они могут быть устранены политическим и разведывательным сообществом Запада. Отдельной, но оттого не менее значимой проблемой являются последствия подобной корректировки для России, а также возникающие в результате этого новые возможности выбора для нашей страны.
Председатель Национального Совета по разведке (National Intelligence Council) США Джон Гэннон (John Gannon): “Я рад вновь оказаться в Берлине. Для меня большая честь участвовать в такой отвечающей духу времени конференции, спонсором которой выступил Фонд Фредерика Эберта, что само по себе вызывает уважение.
Как вам известно, я являюсь Председателем Национального Совета по разведке (НСР), который представляет собой хоть небольшой, но весьма высококвалифицированный мозговой центр, чьей задачей является определение приоритетов по проблемам национальной безопасности и передача этой аналитической информации непосредственно Директору ЦРУ для дальнейшего использования как Президентом, так и его советниками.
Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми наблюдениями, в основе которых лежит недавно опубликованный НСР доклад под названием “Глобальные тенденции до 2015 года”.
Этот доклад не просто результат исследовательской работы. Важно то,что он сам по себе отражает процесс взаимодействия с внешними источниками информации и специальных знаний, что является примером, как наше разведывательное сообщество должно вести себя в будущем.
Я обсудил этот доклад в различных правительственных организациях, включая ФБР, военных, Госдепартамент, а также с рядом экспертов в США и за рубежом.
Комментарий НАМАКОН.
Следует отметить, что слова Джона Гэннона обращены в том числе и по преимуществу к “своим”, к “посвященным” — членам разведывательного сообщества Запада, которые многое должны понимать “между строк”. Полная титулация докладчика и характеристика органа, который он представляет, необходимы для установления иерархического и ценностного, в данной ситуации — чрезвычайно высокого — статуса дальнейшего сообщения.
В этом отрывке частично раскрываются сетевые механизмы принятия и осуществления стратегических решений управленческими структурами США, причем относительно первой процедуры очевидно применена методика “обратного отсчета” инстанций по согласованию интересов — ведущую роль здесь очевидно играют неконкретизованные “эксперты в США и за рубежом”, затем — в порядке убывания — Госдепартамент, Пентагон и ФБР. После этого через аппарат ЦРУ выработанные “приоритеты безопасности” доводятся до органов исполнительной власти США. Те же приоритеты квалифицируются докладчиком как образец работы разведывательного сообщества для Запада в целом.
По моему мнению, в будущем нашим спецслужбам нужны новые подходы в пяти направлениях.
Первое: в наших взаимоотношениях с людьми, отвечающими за выработку политики. Они должны понимать и поддерживать наши задачи и извлекать пользу из предоставляемых разведданных.
Второе: в сотрудничестве с новыми партнерами внутри наших собственных правительств, с правоохранительными органами и с нашими связями за рубежом.
Третье: во внимании к передовым технологиям, что может быть решающим для достижения успеха.
Четвертое: в комплектовании личного состава, в вербовке агентуры и всестороннем развитии мастерства в нашем ремесле.
Пятое: в использовании внешних аналитических и экспертных источников, что потребует беспрецедентной открытости в нашем деле.
Позвольте детальнее остановиться на каждом из этих моментов.
Первое. За последние десять лет, с момента распада Советского Союза, все демократические государства и их народы осознали, что стратегические угрозы в мире радикально изменились. В то же время мало кого в моей стране (смею надеяться, и в ваших тоже) нужно убеждать в необходимости сохранения разведслужб для защиты их интересов в этом опасном мире. Вопрос заключается в том, что мы или просто демонстрируем нашим правительствам и парламентам наши способности адаптироваться к новым реалиям и проблемам, или мы действительно можем делать дело по-новому. Нас спрашивают не о необходимости нашего существования, а о том, каковы наши новые задачи, какой должна быть наша деятельность и сколько это будет стоить.
Второе. Для того, чтобы добиться успеха, мы должны понимать, что чем больше расширяется круг вопросов, связанных с национальной безопасностью, тем больше они приобретают транснациональный характер и тем больше наша деятельность должна быть в русле сотрудничества с другими правительственными органами как в своей стране, так и в странах наших союзников и противников. Мировые финансовые потрясения, нелегальная миграция, терроризм, организованная преступность, информационные войны — все эти угрозы будут приобретать все более широкий и сложный глобальный характер, и для их парирования нужно более тесное международное сотрудничество.
Третье. Технологии. Каждый аспект разведывательной деятельности (сбор информации, проведение спецопераций, анализ разведданных, дезинформация, защита источников информации и методов работы) зависит от умения использовать новейшие технологии. Разведслужбам необходимо иметь доступ в мир самых искусных технологий, что в наши дни невозможно без сотрудничества с коммерческим сектором экономики.
Четвертое. Люди. Для того, чтобы в будущем уметь решать самые сложные и разнообразные задачи, в том числе и технологические, разведслужбы должны подбирать, готовить и расставлять на нужные места высококлассных профессионалов. Большинство из нас, я надеюсь, таковыми и являются.
Пятое. Независимые эксперты извне. Сегодня вряд ли есть служба, которая способна предоставить своему правительству всю необходимую информацию и экспертные анализы, используя только собственные ресурсы, если это касается вопросов науки и техники, особенно биотехнологий, окружающей среды, гуманитарных катаклизмов, инфекционных болезней и т.д. Поэтому разведслужбы должны сотрудничать с независимыми экспертами из академических кругов, из корпоративного мира, и, самое важное, с научным сообществом в целом. Примером такого сотрудничества и является доклад “Глобальные тенденции до 2015 года”. Это плод совместной работы профессионалов из разведки и независимых экспертов “со стороны”, затрагивающий широкий круг вопросов. Это не грандиозное разведдонесение, основанное на классических источниках и методах получения информации. Напротив, как я уже говорил, этот доклад — отражение полного взаимодействия разведсообщества с независимыми экспертами “извне”. Более года шла работа в тесном сотрудничестве с различными специалистами в правительстве, в академических и деловых кругах, в частном бизнесе и т.д. Все было подчинено одной цели — изданию всестороннего аналитического труда, определяющего движущие силы, которые будут действовать в мире и определять, каким он будет на период до 2015 года.
Комментарий НАМАКОН.
Здесь обращает на себя внимание прежде всего констатация связи нового этапа мирового развития с разрушением Советского Союза. Обозначена также трехуровневая структура нового миропорядка. Наиболее узкий и высший по отношению к прочим уровень образуют “демократические государства и народы”, затем их союзники и, наконец, противники. Видимо, каждому уровню должны быть присущи свои объемы и принципы “сотрудничества” на уровне разведслужб и правительств. Акцентировано внимание на глобальном характере проблем, встающих перед “демократическим миром” и роли “корпоративного”, “коммерческого сектора экономики” (читай — ТНК) как, по сути, единственной структуры, способной адекватно решать эти глобальные проблемы. Учитывая, что ТНК выступают также основным спонсором научных программ и “венчурного” бизнеса, предложенные Джоном Гэнноном “новые методы работы разведывательного сообщества” Запада призваны фактически вывести его национальные институты из-под государственного контроля, что указывает и на скрытое неравенство внутри самого “демократического мира” .
Действие этих движущих сил и развитие процессов необходимо рассматривать в следующих областях:
Демографическая ситуация.
Природные ресурсы и окружающая среда.
Наука и техника.
Управление на национальном и международном уровне.
Тенденции к возникновению конфликтов в будущем.
Взятые вместе, эти движущие силы и процессы, пересекаясь и взаимодействуя, создадут единую картину мира до 2015 года, о которой с разной степенью объективности мы и можем строить прогнозы. На наш доклад последовала конструктивная реакция как со стороны официальных лиц в США и в других странах, так и со стороны прессы и неправительственных экспертов.
Этот доклад не является точным описанием будущей истории.
Мы надеемся, что многие негативные тенденции, в нем обозначенные, будут остановлены и направлены в другое русло (правительства и/или международное сообщество сделают определенные выводы и предпримут соответствующие шаги).
Комментарий НАМАКОН.
Еще раз подчеркивается уровень и статус дальнейшего сообщения: “не описание, но призыв к действию”, на который уже получена “конструктивная реакция со стороны официальных лиц в США и других странах”, а также, что, видимо, еще более важно, со стороны прессы и “неправительственных экспертов”, представляющих структуры, обозначенные как “международное сообщество”.
Это не безусловный сценарий развития событий. Это призыв к действию, имея на руках стратегический анализ на 15-летний период.
Демографическая ситуация.
Демографические тенденции — включая рост населения, урбанизацию, миграцию и здоровье людей.
В 2015 году в мире будет проживать около 7,2 миллиарда людей по сравнению с 6,1 миллиарда в 2000 году. На 95% этот прирост населения обеспечат развивающиеся страны.
К 2015 году население Индии вырастет с 1,1 миллиарда до, по меньшей мере, 1,2 миллиарда человек. В Пакистане эта цифра возрастет со 140 до примерно 200 миллионов человек. В других странах, включая Россию и некоторые страны Африки, численность населения сократится.
В Японии и некоторых странах Западной Европы (Германия, Франция, Италия) будет происходить подобное сокращение до тех пор, пока не произойдет резкого увеличения рождаемости или потока иммиграции. Эксперты полагают, что к 2015 году население Германии сократится с 82 миллионов до, примерно, 80 миллионов человек. Параллельно этому будет идти процесс старения населения, что потребует больших затрат на охрану здоровья.
Перемещение людей. К 2015 году более половины населения всего земного шара будет жить в городах. Число людей, проживающих в мегаполисах (с населением более 10 миллионов человек) увеличится более чем до 400 миллионов. Это такие города, как: Мехико, Буэнос-Айрес, Лагос, Каир, Карачи, Бомбей, Калькутта, Дакка, Пекин, Шанхай и Токио. Например, в Дакке (Бангладеш) в 1950 году проживало 400 тысяч. Сегодня эта цифра составляет 12,5 миллиона, а к 2015 году достигнет 17,3 миллиона человек.
Процесс урбанизации многим странам дал возможность использовать революционные достижения в области распространения информации и другие технологические новинки. Но резкий рост городского населения в развивающихся странах усугубляет проблемы окружающей среды и нехватки природных ресурсов. Он станет испытанием способности правительств удовлетворять потребности населения городов.
Миграция. В дополнение к нарастающим процессам урбанизации и глобализации, демографическому дисбалансу между индустриальными и развивающимися странами межгосударственные конфликты приведут к увеличению миграционных потоков в мире. Растущая миграция таит в себе как возможности, так и проблемы.
Для стран, где идет процесс эмиграции, это, с одной стороны, облегчает проблему безработицы среди молодежи, а с другой, приведет к потере квалифицированной рабочей силы. Особенно это касается стран Африки, расположенных южнее Сахары, Юго-Восточной Азии и России.
Для принимающих стран иммиграция создаст демографические и экономические проблемы, так как с ней связаны сложные вопросы политической и социальной интеграции.
Еще одна проблема, требующая более тесного международного сотрудничества и координации действий между разведывательными и правоохранительными органами,— нелегальная миграция. Этот вид миграции будет обеспечиваться международными преступными синдикатами, специализирующимися на контрабандном перемещении иностранных граждан. Нелегальная миграция будет расти особенно в США, в Европу и в наиболее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Количество нелегальных мигрантов сейчас составляет от 1/3 до 1/2 от общего количества мигрантов. Несмотря на увеличение нелегальных мигрантов, полиция и иммиграционные службы в ряде стран полагают, что большинству из них удается избежать встречи с правоохранительными органами.
Контрабандное перемещение иностранных граждан сейчас является прибыльным бизнесом с оборотом от 10 до 12 миллиардов долларов в год. Во всем мире с его помощью перемещается более 50% всех нелегальных мигрантов. Зачастую в нем участвуют коррумпированные правительственные чиновники.
Несмотря на усиление контроля, Германия остается одной из самых желанных целей для нелегальных иммигрантов. Для прекращения этого преступного бизнеса большую работу проводит БНД, обнаруживая организованные структуры и каналы переброски через границы. Но не нужно забывать и о международном сотрудничестве.
Другой формой нелегальной миграции является незаконный ввоз женщин и детей с целью сексуальной эксплуатации или для принудительного труда. Торговля живым товаром (включая контрабандное перемещение и ввоз женщин и детей) является вторым по прибыльности криминальным бизнесом после торговли наркотиками. По оценкам ЦРУ, только за 1997 год было незаконно перемещено через границы около 700 тысяч женщин и детей. Независимые неправительственные эксперты называют более высокую цифру. По оценкам американского правительства, ежегодно мировая “бордельная индустрия” зарабатывает на своих незаконно перемещенных жертвах по меньшей мере 4 миллиарда долларов.
Американское разведывательное сообщество полагает, что незаконное перемещение и торговля женщинами и детьми в будущем будет расширяться, так как этот “бизнес” приносит большие прибыли, имеет относительно малый риск и редко приводит на скамью подсудимых. Для того, чтобы поставить преграду на пути этой отвратительной деятельности, необходимо усиление контроля на международном уровне и тесная координация между правоохранительными органами.
Комментарий НАМАКОН.
Демографическая ситуация занимает первое место в списке движущих сил мирового развития, составленном НСР США. Предполагается, что пропасть между “развитыми” и “развивающимися” странами расширится и углубится, а нехватка демографического потенциала первых будет восполняться частично за счет наиболее активных и культурно подготовленных к интеграции мигрантов из вторых, а частично — за счет более высокого качества “человеческого материала”. Сделан акцент на необходимость согласованных действий западных стран по этому направлению. Россия постоянно упоминается в одном ряду с “некоторыми странами Африки”. Ее удел — сокращение населения, снижение уровня здравоохранения, расширение вывоза женщин и детей на Запад “криминальными структурами”. Стоит еще раз отметить статус изложенной Джоном Гэнноном информации: это не прогноз, а призыв к действию.
Здравоохранение и здоровье людей. В докладе предполагается, что в последующие 15 лет разрыв между состоянием здоровья людей, проживающих в развитых и развивающихся странах, будет увеличиваться. В развитых странах к 2015 году в результате увеличения расходов на здравоохранение и значительных достижений в медицине будет наблюдаться ощутимый прогресс вборьбе против целого ряда болезней. Важную роль играет революция в области биотехнологий. Развивающиеся страны, напротив, ощутят всплеск как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний — главным образом по причине нехватки средств на здравоохранение и его ограниченных возможностей. Будет стремительно расти заболеваемость туберкулезом, малярией, гепатитом и особенно СПИДом. В большинстве развивающихся стран именно СПИД и туберкулез станут основной причиной смерти людей. СПИД будет главной проблемой в Африке, где к 2015 году ожидается появление более 40 миллионов детей-сирот. Это же касается Индии, Юго-Восточной Азии, ряда стран бывшего СССР и, возможно, Китая.
Природные ресурсы и окружающая среда.
Пищевые ресурсы. Нужно отметить, что производство и продажа зерна в 2015 году будет вполне удовлетворять потребности возросшего населения мира. Ключевую роль в этом сыграет дальнейшее развитие технологий в области сельского хозяйства. Но в некоторых странах сохранятся проблемы с распределением продуктов питания. Например, в странах Африки, расположенных южнее Сахары и раздираемых постоянными конфликтами, число хронически недоедающих людей за 15 лет возрастет более чем на 20%.
Водные ресурсы. Эта проблема весьма актуальна. К 2015 году почти половина населения всего земного шара (более 3-х миллиардов человек) будет проживать в странах с ограниченным водоснабжением, имея менее 1700 кубометров воды в год на душу населения. Это касается, в основном, стран Африки, Ближнего Востока, Южной Азии и северного Китая. На Ближнем Востоке и в Африке снижение водоснабжения в последующие 15 лет будет выглядеть примерно так: в Израиле — на 33%, в Иордании — на 75%, в Ираке — на 50%, в Саудовской Аравии — на 67%, в Египте — на 40%, в Эфиопии и Руанде — на 60%, в Южной Африке — на 55%.
Вероятно, все более спорными станут вопросы раздела водных ресурсов, и это может становиться причиной конфликтов.
Недостаток водных ресурсов в сочетании с другими источниками напряженности, как на Ближнем Востоке, будет одной из главных “головных болей”.
Комментарий НАМАКОН.
Перераспределение водных ресурсов, действительно, становится одним из важнейших на среднесрочную перспективу вопросов международной политики. Однако в перечислении “сухих” точек планеты, которые могут стать и “горячими”, Джон Гэннон по неясным причинам обходит республики Средней Азии и Казахстан, которым уже сегодня приходится не только конкурировать между собой, но и отдавать часть воды северному Китаю, упомянутому в заявлении главы NIC. В свою очередь, это может негативно сказаться на гидробалансе ряда сибирских рек, берущих начало на территории нынешнего Казахстана.
Окружающая среда. В докладе отмечается, что за последующие 15 лет многие из существующих сегодня проблем, связанных с окружающей средой, лишь обострятся. Эти проблемы вызывают наибольшую озабоченность в Европе. Постоянно возрастающая интенсивность землепользования будет вести к деградации пахотных земель и потере тропических лесов. При благоприятном для окружающей среды сценарии развития мировой экономики работа “зеленого цеха” станет значительно более эффективной. В ряде стран, особенно развивающихся, проблемы окружающей среды встанут в ряд основных, но прогресс в их разрешении везде будет разным.
Работа, которую проводят разведслужбы, включая ЦРУ и БНД, по проблемам окружающей среды, отражает расширившееся понимание “национальной безопасности”, наиболее подходящее сегодняшнему глобализирующемуся миру.
В 1997 году Национальный Совет по разведке выступил с открытым аналитическим докладом под названием “Взгляд на состояние окружающей среды в Центральной и Восточной Европе”. В нем сделан вывод, что с падением коммунизма состояние окружающей среды в странах данного региона значительно улучшилось, но еще предстоит многое сделать для достижения постоянного прогресса в этой области.
ЦРУ проявляет особый интерес к преступлениям, имеющим отношение к окружающей среде. Этот вид преступлений является одним из наиболее доходных и все более привлекающим внимание международных криминальных структур.
По оценкам американского правительства, международные и национальные преступные синдикаты ежегодно получают 22-23 миллиарда долларов прибыли от демпингового экспорта опасных отходов производства, контрабанды запрещенных опасных материалов и от незаконной эксплуатации и продажи охраняемых природных ресурсов. Организованные преступные группировки извлекают многомиллиардные барыши из легальной торговли материалами, годными к повторному применению — такими, как металлолом, или из полулегального экспорта и продажи токсичных отходов. Большое количество этих отходов поставляется в страны Восточной и Центральной Европы, Азии и Африки.
Незаконная разработка и торговля природными ресурсами — еще один источник дохода криминальных организаций. Хорошо организованные криминальные структуры в Африке, Восточной Европе, Латинской Америке, Китае, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии широко вовлечены в незаконную заготовку и транспортировку леса и торговлю ценной древесиной.
Комментарий НАМАКОН.
Одно из наиболее затемненных мест выступления, точное понимание которого “посторонними” чрезвычайно затруднено. Ясно лишь то, что “проблемы окружающей среды” во внешней политике США на ближайшие 15 лет могут занять приоритетное место, которое ранее отводилось “правам человека”. Можно полагать, что движение “зеленых” в странах Запада во многом выполняло функции подготовительного этапа и обработки общественного мнения в заданном направлении. Еще раз отмечается солидарность разведывательного сообщества Запада (ЦРУ и БНД) в подходе к этим проблемам. Особое место отведено “значительному улучшению состояния окружающей среды” в бывших социалистических странах Европы, очевидно, связанному с резким падением здесь промышленного производства, достижение “постоянного прогресса” в этой области обозначено как цель.
Энергетические ресурсы. Несмотря на 50%-ное увеличение мировых потребностей в энергоносителях, энергетические ресурсы будут вполне достаточными для полного их удовлетворения. Но геополитику в отношении самих энергоресурсов ожидают значительные изменения. Наибольшее увеличение потребности в энергоносителях ожидается в Азии, особенно в Китае и, в меньшей степени, в Индии, что отодвинет Северную Америку с места главного энергопотребителя и составит более половины всех мировых потребностей. К 2015 году только 1/10 часть добываемой в районе Персидского залива нефти будет поступать на западные рынки; 4/5 пойдут в Азию. США и другие западные страны будут полагаться на залежи нефти, расположенные в бассейне Атлантики.
Комментарий НАМАКОН.
Дж.Гэннон описывает вероятную картину развития энергетических рынков в случае “естественного” хода событий. Надо полагать, он не совсем устраивает или даже совсем не устраивает страны Запада и его ТНК, которые вряд ли согласятся “без боя” отдать контроль над нефтяными запасами Персидского залива. Заявленная главой NIC “нейтральная” позиция США должна побудить европейских союзников Америки по НАТО проявить собственную инициативу в данном вопросе.
Мировая экономика.
Мировая экономика, хоть и чувствительна к циклическим спадам, но сейчас находится в хорошем положении, чтобы поддерживать динамичное развитие до 2015 года. Ведомая бурно развивающимися информационными технологиями, она крепко стоит на ногах. Ожидается расширение международной торговли и инвестиций, улучшение макроэкономической ситуации и роста влияния среднего класса в разных странах.
Наиболее динамично будут развиваться так называемые “нарождающиеся рынки”, особенно два азиатских гиганта: Китай и Индия, при этом основа для подобного роста будет существовать во всем мире, включая промышленно развитые и развивающиеся страны. Глобализация мировой экономики будет способствовать укреплению политической стабильности в мире в 2015 году. Но экономический рост затронет не все страны. Информационная революция более зримо покажет наличие бедности, а различия по регионам будут значительны. Особенно отставание будет проявляться в Африке к югу от Сахары, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе.
Наука и техника. Мировая наука и техника будут двигаться семимильными шагами. В авангарде — находящие все большее применение информационные и биотехнологии. Технологии будущего поставят перед разведслужбами вопрос, способны ли они конструктивно взаимодействовать с научным сообществом, если они хотят не только понимать, но и адекватно реагировать на все возможные прорывы в науке. Вызов со стороны технологий будущего — это то, что я называю “разрушитель сложившейся системы”.
Информационные технологии станут краеугольным камнем в развитии международной торговли и вовлечении все более набирающих силу негосударственных игроков. К 2015 году информационные технологии широко распространятся не только в городах, но и в сельской местности, однако некоторые страны не смогут извлечь из этого больших преимуществ. Среди развивающихся стран Индия останется главным разработчиком информационных технологий, в то время как Китай будет лидировать в их использовании. Интернет найдет широчайшее распространение в Латинской Америке. В Европе Интернет уже сейчас используется повсеместно. С введением невысокого фиксированного тарифа за доступ в Интернет число немцев, пользующихся его услугами, значительно возрастет в течение ближайших трех лет. Это подстегнет электронную торговлю и приведет к увеличению “интернет-экономики” в Германии.
Биотехнологии. К 2015 году революция в области биотехнологий проявится в победах над различными болезнями, в увеличении производства продовольствия, в сокращении загрязнения окружающей среды и в повышении качества жизни людей. Многие из этих достижений, особенно в области медицины, потребуют больших расходов, и поэтому будут доступны в основном на Западе.
Другие технологии. Стоит отметить прогресс и в других технологиях. Технологии, создающие новые материалы, предоставят широкий круг товаров не только сложных и “замысловатых”, не причиняющих вреда окружающей среде, но и изготовляемых под заказ. Достижения в нанотехнологии приведут к изменениям почти во всех областях — от создания новых вакцин до нового поколения компьютеров, от автомобильных покрышек до предметов, которые мы сегодня не можем себе представить. Перед разведывательными и правоохранительными органами встанет задача отслеживать и пресекать попытки противника получать информацию о новых технологиях для использования в своих интересах.
Комментарий НАМАКОН.
Типичный образец линейно-прогрессистской логики, свойственный публичному уровню западного мышления. Ранее объектом подобного воздействия со стороны американской пропаганды выступали социалистические страны, в первую очередь СССР. Сегодня, судя по всему, та же схема применяется к европейским союзникам США. Особенно показательна фраза о том, что современная мировая экономика, ведомая информтехнологиями, “крепко стоит на ногах”, и ее перспективы в целом более чем радужны.
Управление на национальном и международном уровне.
Государства будут оставаться важнейшим действующим лицом в вопросах политики, экономики и безопасности, хотя они и столкнутся с серьезными проблемами эффективности управления. Решения, которые примут правительства разных стран, будут иметь решающее значение и определят, получат ли развитие негативные тенденции, обозначенные выше, или же они будут направлены в позитивное русло и в какой-то мере окажется реализована полученная от этого польза (например, в воюющих странах).
Процессы глобализации усложнят выработку решений для каждого отдельного правительства и создадут потребность в более тесном международном сотрудничестве. Отдельно взятая страна все больше будет терять контроль над свободой перемещения через границы информации, капиталов, товаров, услуг, людей, технологий и болезней. Негосударственные структуры, включая разные фирмы, некоммерческие организации и объединения, даже криминальные сообщества, все больше будут участвовать в перераспределении власти в свою пользу. Региональное и международное сотрудничество среди разведывательных и правоохранительных органов возрастет, но наиболее щекотливые операции и обмен информацией будут происходить на двусторонней основе.
Определенную проблему для государств будут представлять транснациональные преступные организации. Они все больше станут использовать сложные информационные технологии, а также финансовые и транспортные глобальные сети. Преступные сообщества, находящиеся в Северной Америке, Западной Европе, Китае, Колумбии, Израиле, Японии, Мексике, Нигерии и России, будут расширять масштаб и сферы своей деятельности. Они будут подкупать руководство в нестабильных странах, брать под контроль проблемные банки и сферы бизнеса и даже сотрудничать с мятежными политическими движениями, чтобы контролировать целые регионы в отдельных странах.
Комментарий НАМАКОН.
Важная манифестация принципов американских спецслужб: несмотря на “глобализацию”, обмен важной информацией и “наиболее щекотливые операции” — только на двусторонней основе, т.е. в заведомо выигрышных для США условиях. Заявлено, что выгоды от процесса глобализации получат далеко не все, а “строптивым” правительствам придется в одиночку бороться с международной организованной преступностью (тесные связи ЦРУ и ФБР с мафией общеизвестны).
Конфликты.
Риск войны среди развитых стран будет незначительным. Но возможность возникновения войны между двумя государствами и развязывания внутренних конфликтов останется. Жесткое соперничество в Азии (например, между Индией и Пакистаном или между Китаем и Тайванем) является потенциальной угрозой для возникновения межгосударственных конфликтов. Это же относится и к странам-антагонистам на Ближнем Востоке. Здесь эта угроза будет усиливаться наличием оружия массового поражения, ракет средней дальности и других военных технологий.
Способы и пути распространения оружия массового поражения все более разнообразны. Это усложняет слежение и контроль, что увеличивает опасность его неожиданного применения. Для прикрытия своей деятельности от международного контроля большого искусства достигла практика всякого рода обмана и отрицания с целью получения доступа к новейшим технологиям. Основным в вопросе о распространении оружия массового поражения является опасная тенденция, которая может спровоцировать возврат к длительным конфликтам на более низком уровне.
Внутренние конфликты. В последующие 15 лет в основе внутренних конфликтов будут лежать религиозные, этнические, экономические и политические противоречия — такие, как мы наблюдали в Боснии, Косово, Македонии, Сьерра-Леоне, Конго и Индонезии. Эти противоречия или останутся на сегодняшнем уровне, или даже обострятся. Такие конфликты будут часто приводить к вынужденной миграции, вызывать потоки беженцев и гуманитарные катастрофы. ООН и другие региональные организации будут вынуждены заниматься разрешением этих проблем. Внутренние конфликты будут происходить, главным образом, в Африке южнее Сахары, на Кавказе, в Центральной Азии, в некоторых районах Южной и Юго-Восточной Азии, в Центральной Америке, в районе Анд.
В то же время страны с вялым государственным управлением, слабой экономикой и “дырявыми” границами, где существуют этнические, культурные и религиозные напряженности, будут основной питательной средой для проявления терроризма. В этих странах отдельные группировки будут бросать вызов не только своим правительствам, но и международному сообществу.
Асимметричные подходы в военной области. США и другие развитые страны столкнутся с асимметричными угрозами, когда являющиеся нашими противниками государства и негосударственные формирования будут избегать прямых столкновений с вооруженными силами, используя такую стратегию, тактику и оружие, которые позволят использовать обнаруженные уязвимые места.
Все большее значение, которое приобретают компьютерные сети и связанная с ними инфраструктура в развитых странах, делают их весьма привлекательной мишенью. Анонимный противник имеет новые возможности для своих атак. Нельзя с уверенностью сказать, насколько быстро и эффективно противник в лице террористов или притворяющегося мирным государства сумеет создать инструменты и технологии для ведения кибервойны, и какую роль подобная война будет играть в реальных боевых действиях.
Ясно одно, мы должны сотрудничать по проблеме обнаружения и отражения киберугроз. Эта проблема имеет международный характер. Быстрое развитие и распространение биотехнологий, нанотехнологий и технологий создания новых материалов дает потенциальным противникам возможность вести биологическую войну или проводить отдельные биотеррористические акты. Для США и их союзников такие асимметричные подходы будут представлять главные угрозы. Каковы же возможные проблемы для правительств и разведслужб в мире 2015 года? Предлагаю четыре вывода для отдельно взятой страны.
Во-первых. Важную роль будет играть национальная политика. Для того, чтобы процветать в мировой экономике 2015 года, правительствам придется вкладывать больше средств в развитие технологий, в проведение рыночно ориентированных реформ,в образование и шире привлекать к управлению государством влиятельные негосударственные организации и сообщества. Им придется бороться с особенно сильно проявляющейся в странах нарождающейся демократии коррупцией, которая ослабляет само государство и гражданское общество и вызывает разочарование у людей, которым пришлось претерпеть экономические трудности и политическое давление в надежде на лучшую жизнь своих детей.
Во-вторых. В 2015 году перед Соединенными Штатами и другими развитыми странами будет стоять задача осуществлять стремительную технологическую революцию, одновременно поддерживая военный, дипломатический и разведывательный потенциал, позволяющий справляться с традиционными проблемами и угрозами, исходящими от странн и групп с низким уровнем технологий. Палестинец с камнем в руке останется, однако вероятно и появление противника, имеющего в своем распоряжении лазер, способный сбить наши спутники. США и их партнерам не придется особенно выбирать: они вынуждены будут взаимодействовать с ведущими игроками и решать проблемы, возникающие по обеим сторонам разделенного экономического и цифрового мирового пространства 2015 года, когда выгоды, приносимые глобализацией, получат далеко не все.
В-третьих. В 2015 году международным организациям придется столкнуться с еще большим количеством транснациональных проблем. Это — экономические и финансовые кризисы, легальная и нелегальная миграция, борьба за сокращающиеся природне ресурсы (такие, как вода), гуманитарные и природные катастрофы, проблемы беженцев, терроризма, наркоторговли, распространение оружия массового поражения, а также региональные конфликты и киберугрозы. В этом будущем будут играть свою роль и отдельные государства, выступая временами в качестве партнеров, а временами — в качестве соперников. В этом контексте следует упомянуть Китай, Японию, Индию, Мексику, Бразилию, Европейский Союз и Россию.
В-четвертых. Для того, чтобы успешно решать международные проблемы, правительствам придется развивать более тесное взаимодействие и сотрудничество как между организациями, занимающимися вопросами национальной безопасности и полицией, так и между всеми правительственными структурами в целом. Такое сотрудничество необходимо для достижения всеобъемлющего понимания транснациональных угроз, включая региональные конфликты, и для выработки общей стратегии борьбы с этими угрозами.
Комментарий НАМАКОН.
Как видим, возможности “асимметричного” ответа на глобалистскую политику США и связанные с этим дополнительные возможности подчинения западных союзников, а также иных потенциальных партнеров с помощью стратегии “регулируемой напряженности”, включая региональные и внутренние конфликты “низкого уровня”, комплексно рассматривались NIC уже в конце 2000 года. Это обстоятельство, несомненно, следует иметь в виду при оценке и прогнозе дальнейших действий Вашингтона. Значительный интерес с данной точки зрения имеет и сделанное Джоном Гэнноном обозначение вероятного противника западных стран в целом и их разведывательного сообщества в частности: “террористы или притворяющиеся мирными государства”. Подразумевается, что степень подлинной и притворной “мирности” указанных государств будет определяться исходя из представлений Запада, США прежде всего.
1.0x