ОПЕРАЦИЯ “БЕЛЫЙ АИСТ”
35(404)
Date: 28-08-2001
ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦСЛУЖБЫ — ПРОТИВ ЛУКАШЕНКО
В СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РБ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО
Аналитический центр "Независимая политическая экспертиза", исследуя открытые и закрытые источники, пользуясь утечками из разведывательных и дипломатических кругов, располагая рядом секретных документов, а также на основании конфиденциальных бесед с представителями белорусской оппозиции и функционерами иностранных, аккредитованных в Беларуси организаций, приходит к выводу о существовании тщательно подготовленной организационно-политической операции под кодовым названием "Белый аист", ставящей целью в ходе сентябрьских президентских выборов в Республике Беларусь добиться отстранения от власти нынешнего президента А.Лукашенко. С приходом нового, прозападно настроенного главы государства произвести полную трансформацию конституционного строя в стране в соответствии с моделями, реализованными в других республиках постсоветского пространства.
План разработан спецслужбами Запада ЦРУ, БНД и МИ-6, доведен до сведения ряда иностранных представительств в Минске. Его реализация поручена группе офицеров разведки, действующих под прикрытием в иностранных гуманитарных миссиях на территории РБ, а также дипломатам, работающим в контакте с консультативно- наблюдательной группой ОБСЕ, возглавляемой послом Х.-Г.Виком. Действие упомянутого плана распространяется как на период, предшествующий выборам, так и на сами выборы, а также на послевыборный период, независимо от результатов голосования.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Состоялась встреча Х.-Г.Вика с оппозиционерами В.Гончариком, С.Калякиным, а также представителями С.Домаша и М.Чигиря, на которой посол КНГ ОБСЕ заявил: "Почему мы это все делаем? У нас есть определенные, свои причины. Когда Советский Союз распался, то движущей силой остался только национализм. А в странах с тоталитарным режимом, как сейчас в Беларуси, должна быть демократическая альтернатива. Шаги, которые предшествовали бы этому, должны быть сделаны..."
Предпосылкой плана является стратегия Запада по "освоению белорусского пространства" в экономическом, геостратегическом, военном и идеологическом смыслах. Пространства, по которому с Востока на Запад и обратно проходят основные транспортные коммуникации, нефте- и газопроводы, движение товаров, идей, информации, а в случае военного обострения на Европейском ТВД — перемещение войск и военного снаряжения, направление сухопутных и воздушных ударов. Беларусь является важнейшим плацдармом для влияния на Россию с ее сложными, нестабильными процессами формирования нового социума, а также удобной территорией для воздействия на Украину и Молдову, где либеральные преобразования наталкиваются на серьезные препятствия, грозящие стратегическим откатом.
После крушения Милошевича и установления в Югославии прозападного либерального строя только Беларусь является "неосвоенной" Западом территорией, мешающей созданию сплошного геополитического кордона от Балтики до Черного моря, блокирующего всяческие попытки "имперской реставрации" в России. Кордона, с рубежей которого военное давление НАТО, политическая консолидация стран Центральной и Восточной Европы становятся неодолимыми для любых "рецидивов имперской политики" России.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Американская администрация намерена изменить тактику антибелорусской кампании и основные акценты сместить на проведение военно-политических и экономических акций, направленных на дестабилизацию ситуации в стране. В странах Балтии предполагается провести крупные натовские учения с участием американских "зеленых беретов". С Польшей в настоящее время ведутся перегово- ры о размещении на ее территории бригады войск быстрого развертывания и бригады войск специального назначения ВС США".
Несомненным препятствием для упомянутого "освоения белорусского пространства" является режим нынешнего президента РБ А.Лукашенко. Режим, параметры которого несовместимы с интересами Запада в регионе. Авторитарный характер установленной Лукашенко власти препятствует упрочению "либеральных ценностей", развитию "гражданского общества", внедрению политических, экономических и культурных свобод. Экономический централизм сохраняет за государством господствующие позиции в экономике, тормозит развитие "рынка", передачу собственности в руки частных владельцев. Ярко выраженная антизападная ориентация А.Лукашенко, стремление воссоздать Союз России и Беларуси, с последующим включением в него других республик бывшего СССР, противоречат интересам Запада на обширных пространствах постсоветской Евразии, служат детонатором воссоединения СССР в духе идей и ценностей нынешнего белорусского президента. Все это вместе взятое побуждает Запад желать устранения Лукашенко как главного препятствия на пути к геополитическим моделям "нового мирового порядка".
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"В Вашингтоне прошла встреча С.Шарецкого с первым заместителем госсекретаря США С.Тэлботтом. Высказывания Шарецкого носили ярко выраженный антибело- русский характер. Он заявил, что в РБ существует "сталинско-гитлеровский режим, планирующий присоединить страну к России и готовящий совместно с РФ военную агрессию против прибалтийских республик". Призвал США усилить международную изоляцию республики и ввести против нее жесткие экономические санкции."
После тщательного анализа, взвешивания рисков, исследования срезов белорусского общества была признана невозможность устранения А.Лукашенко насильственным путем — с помощью физического истребления или инициацией вооруженного восстания, или прямым военным воздействием НАТО, как в случает бомбардировок Югославии. Перечисленные методы не гарантируют успеха, могут привести к консолидации белорусского общества, а также к нежелательным для Запада последствиям на международной арене — в том числе к прямой поддержке Лукашенко со стороны России, Китая и Индии. Не исключен и раскол в стане европейских государств. Поэтому все перечисленные формы устранения Лукашенко были отвергнуты, а предпочтение оказано "выборным технологиям", которые в сочетании с новейшими информационными и психологическими методиками, именуемыми "организационным оружием", должны обеспечить победу на президентских выборах представителю белорусской оппозиции. В случае же выигрыша нынешнего президента — представить выборы как нелегитимные, вырвать победу у Лукашенко в условиях полной дестабилизации белорусского общества.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Страны Европы усилили дискриминационные меры по отношению к белорусским товарам. Так в Республике Польша на большинство импортируемых из Беларуси товаров установлена таможенная пошлина, более высокая, чем на товары стран ЕС, что делает белорусскую продукцию неконкурентоспособной. На белорусские телевизоры пошлина установлена в размере 22,9%, а для стран ЕС — 2,8%. На большегрузные автомобили МАЗ, БелАЗ — 35%, для стран ЕС — 20%, На белорусские тракторы — 35%, на тракторы из стран ЕС — 5%. В результате объем продажи белорусских тракторов на польском рынке за пять месяцев текущего года составил 130 штук по сравнению с 2883 в минувшем году."
Политической и социальной средой, на которой базируется проект "Белый аист", является белорусская оппозиция, БНФ, оппозиционные организации и кружки, "независимые" СМИ, "агентура влияния" в культуре, экономике и религиозных движениях, "теневой бизнес", "совместные предприятия", области явных и неявных конфликтов в правящей политической и экономической элитах, а также многочисленные зарубежные фонды, миссии, гуманитарные представительства с их организационным и финансовым потенциалом. Последнее пятилетие обогатило оппозицию опытом политической борьбы, агитации, публичных выступлений, в том числе носящих силовой характер, двинуло оппозиционный процесс из Минска в регионы, а тщательная, кропотливая работа с оппозиционерами зарубежных "спонсоров" позволила преодолеть эклектичность и неуправляемость оппозиционных организаций, во многом синхронизировала их деятельность, понизила амбициозность оппозиционных лидеров. Нынешний уровень протестных выступлений вполне достаточен для реализации проекта "Белый аист".
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"На конфиденциальной встрече в Варшаве с делегацией региональных формирований Белорусского Народного Фронта (БНФ) З.Позняк обозначил в качестве первостепенной задачи подготовку массовых выступлений населения Беларуси с требованием отставки правительства и главы государства. Впервые им было заявлено об установлении контактов с чиновниками, работниками правоохранительных органов с целью их "обработки". Руководство претворяет в жизнь так называемую программу "Основы политической психологии" по обучению представителей оппозиции навыкам влияния на психику людей, процессы формирования и разрушения веры, выработки психологии протеста, технологии разобщения и методологии пропаганды. БНФ намерен активизировать работу по созданию молодежных лагерей и проведение военно-политического воспитания среди членов "Маладога фронта".
Координатором проекта, штабом организационно-политической операции "Белый аист" выбрана консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ, возглавляемая кадровым германским разведчиком, послом Х.-Г.Виком. Легальный характер "группы", опыт общения со многими оппозиционными и властными структурами, разветвленная сеть информаторов, рычаги финансового влияния, политические полномочия, способность мгновенно откликаться на малейшие сдвиги во внутренней политике Беларуси и побуждать ОБСЕ реагировать на эти сдвиги в интересах западного сообщества, а также личные характеристики Х.-Г.Вика, опытного аналитика, дипломата и разведчика, взвешенного партнера и умного, обаятельного собеседника,— все это делает КНГ идеальным координатором "проекта", способным свести в фокус многомерные выборные процессы и обеспечить в решающий момент достижение стратегической цели.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Состоялась встреча Х.-Г.Вика с представителями общественных структур, организующих наблюдение за выборами, на которой дипломат заявил: "Я планирую купить отчет, подготовленный координационным советом по наблюдению за выборами, и эта сумма будет эквивалентной той, которую планировалось выдать для наблюдателей. По вопросам распределения финансовых средств КНГ ОБСЕ скоординировало свои действия с представителями США. Решено, что расходы на обучение и направление наблюдателей будут распределены между ОБСЕ и США поровну".
Одной из насущных задач КНГ ОБСЕ является формирование коалиции оппозиционных лидеров, выставляющих себя кандидатами на президентских выборах. Выявление этих популярных оппозиционных персон, отсев наименее эффективных, выделение наиболее перспективных, работа с каждым из них в отдельности, имеющая целью, с одной стороны, увеличение их индивидуального рейтинга, а с другой — обучение их действовать сообща, интегрировать усилия и, в конце концов, пожертвовать личной политической ролью ради главного претендента,— важнейшее направление деятельности КНГ и лично посла Х.-Г.Вика, чей дар убеждать, а иногда принуждать особенно ярко проявился на протяжении последних месяцев. Созданная коалиция вбирает в себе разнообразную палитру лидеров, пользующихся влиянием каждый в своем социальном срезе, что в целом создает электоральный оплот, способный конкурировать с Лукашенко. Согласование интересов внутри коалиции, распределение ролей после победы, выделение главного претендента — вполне достижимый результат, если учесть степень зависимости каждого из оппозиционных лидеров от моральной, политической и финансовой поддержки, уже оказанной каждому со стороны КНГ.
Единым кандидатом от оппозиции мог бы стать В.Гончарик, пусть временно и уступающий С.Домашу в рейтинге, однако имеющий перед ним следующие перспективные преимущества. Прежде всего, это влияние в рабочей среде, наиболее чувствительной к колебаниям экономической ситуации, и принадлежность к профсоюзам, обладающим значительными организационными возможностями. Кроме того, репутация "левого" политика, ратующего за социальную справедливость, конкурирующего с "левой", "социалистической" репутацией А.Лукашенко. И, наконец, незабытая победа лидера польского профобъединения "Солидарность" Леха Валенсы, что вызывает у избирателей подсознательную веру в "счастливую звезду" В.Гончарика.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Состоялась встреча Х.-Г.Вика с активом координационного комитета "Выборы-2001". Х.-Г.Вик: "На мой взгляд, "Выборы-2001" внесли значительный вклад в создание коалиции. Уверен, что в конце концов С.Домаш также присоединится к ней. Однако, в данной коалиции пока не хватает нескольких лидеров, например, от молодежи и женщин. Одним из сложных аспектов при создании единой коалиции будет привлечение на ее сторону С.Домаша, который присоединит 5-10% своих сторонников к этой структуре. То же самое необходимо осуществить и в отношении П.Козловского, В.Гончарика и М.Чигиря, а также не забывать о вводе в состав коалиции женщины-политика и представителя молодежных кругов, предпочтительно выдающегося спортсмена-политика. Я бы предпочел, чтобы это была женщина-спортсменка".
За несколько недель до выборов, с момента объявления предвыборной кампании следует резко активизировать все оппозиционные организации, протестные группы, либерально мыслящие кружки и союзы, опираясь на потенциал поддержки, который был им оказан в предшествующий период. Особенно важно включить в борьбу женские организации, а также молодежные союзы с их радикализмом, готовностью решительно действовать, перемещаться по стране, и, если понадобится, мобильно, из разных регионов, по сигналу двинуться на Минск, преодолевая препятствия, чинимые властями. Формирования, состоящие из женщин и молодежи, могут сыграть решающую роль на последнем этапе операции "Белый аист", после завершения голосования, в период ночного подсчета голосов. Оппозиционные организации и центры, получавшие все это время значительную денежную помощь, множительную технику, располагающие активистами, прошедшими обучение в Беларуси и за границей, должны продемонстрировать свою динамичность, массовость листовочных атак, умение вести агитацию в производственных коллективах, среди скопления народа, в домах и отдельных квартирах. Особенно важна подобная деятельность в провинции и сельских районах, остающихся базой поддержки А.Лукашенко. Однако не следует забывать, что при "спонсировании" оппозиции главная борьба должна развернуться не за отдельные оппозиционные организации, а за электорат в целом, мало охваченный партийными структурами, находящийся под воздействием правительственных СМИ.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Ежегодные затраты западных госструктур на финансирование оппозиционных организаций РБ составляют 5-7 млн. долларов. Только по так называемой "Малой программе" грантов США выделили за год 72 оппозиционным организациям 917717 долларов. В том числе: "Независимому обществу правовых исследований" — 21171 долл.; Фонду "Люди в беде" — 3465 долл.; "Белорусской ассоциации журналистов" — 25000 долл.; Гродненскому региональному объединению "Ратуша" — 20000 долл.; Гомельскому региональному объединению "Гражданские инициативы" — 13000 долл., Могилевскому городскому объединению "Круг друзей" — 22000 долл. Финансирование осуществляется через "комиссии по развитию демократии" при посольстве США".
Оппозиционная пресса, столичная и провинциальная, в основном малотиражная, на время предвыборной кампании должна резко увеличить свои тиражи и спецвыпуски, для чего изданиям уже оказана и будет впредь оказываться значительная финансовая поддержка. Во многих изданиях обновлена полиграфическая техника, для них приобретены или сданы им во временное пользование современные цветные ксероксы, портативные типографии, позволяющие выпускать яркую цветную продукцию, превосходящую по качеству официальные издания. Для газет подготовлены типовые пропагандистские материалы. Журналисты и редакторы прошли курс пропагандистской работы, избавляющий их от рутинных приемов пропаганды, передающий в их распоряжение новые информационные методики и приемы. Учитывая относительно слабое влияние прессы на умонастроения избирателей, подавляющий эффект правительственных электронных СМИ, предполагается втрое-вчетверо увеличить объем вещания иностранных радиостанций на белорусском языке с территорий Чехии, Польши и Литвы, что в состоянии уравновесить воздействие подконтрольных Лукашенко СМИ. "Тотальная информационная война", где учтен каждый срез белорусского общества, каждый тлеющий или открытый социальный конфликт,— реальность, с которой столкнется президент Лукашенко.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Состоялось заседание экспертов консультативного совета оппозиционных партий по средствам массовой информации. Особо подчеркивалась роль посла ОБСЕ Х.-Г.Вика в управлении оппозиционной печатью.
М.Пастухов: "Х.-Г.Вик хотел, чтобы мы ему доложили наши наработки в области того, какие обращения, письма должны публиковаться в печатных изданиях. Необходимо предоставить программу, а потом ее реализовать, если она будет обеспе- чена в финансовом отношении."
В.Нистюк: "Сегодня время такое, когда будет много всяких обращений. Например, обращение офицеров пролежало у И.Середича месяц. Только после встречи с Х.-Г.Виком, когда он заявил, что как это "Народная Воля" не печатает, И.Середич опубликовал материал."
В.Глод: "В качестве подписантов, как ранее указывал Х.-Г.Вик, необходимо использовать активистов общественных организаций, профсоюзов, просто граждан."
Ю.Топорашев: "О результатах нашей работы мы доложим Х.-Г.Вику".
Особенно важно многоаспектное выстраивание негативного образа Президента Лукашенко. Рассмотрение не только конкретных отрицательных черт его личности и политики, но и апелляция к глубинным архетипам белорусского народа, к воспоминаниям давней и недавней истории. Лукашенко — враг "либеральных ценностей", препятствующий вхождению Беларуси в число просвещенных и зажиточных стран Европы. Лукашенко — авторитарный лидер сталинского, коммунистического толка. Лукашенко — тайный поклонник Гитлера, принесшего белорусскому народу неисчислимые беды. Лукашенко — сателлит Москвы, желающий вернуть Беларусь в лоно Российской империи. Лукашенко — ретроград, не умеющий управлять экономикой и культурой, обрекающий белорусское общество на стагнацию. Лукашенко — сторонник Союза с Россией, переживающей фазу необратимого распада, которая неминуемо захлестнет и Беларусь. Лукашенко — жестокий и вероломный политик, сажающий в тюрьму политических противников, среди которых есть и такие, кто помог прийти ему к власти.
Особенно эффективна, проверена в период недавнего "украинского кризиса", а еще раньше — в период "югославских событий",— тема физического устранения неугодных президенту политиков, исчезновение политических оппонентов, криминальная деятельность спецслужб, выполняющих заказы на политические убийства. Упор необходимо сделать на том, что именуется в белорусской оппозиционной печати "эскадронами смерти". Население крайне чувствительно к этой теме, а власти уязвимы перед лицом этих обвинений, как показала кампания на Украине, вменявшая Кучме исчезновение журналиста Гонгадзе. Пользоваться этой темой надо виртуозно, постоянно меняя направления атаки, подключая к ней представителей прессы, молодежи, правозащитных организаций, а также российское телевидение, числящее своего оператора среди лиц, пропавших без вести в Белоруссии. Однако в случае с исчезнувшим В.Гончаром надо иметь в виду негативную роль, которую отводили ему иностранные эксперты в развитии оппозиционного движения, помехи, которые он чинил созданию коалиции, сталкивая точки зрения послов США и Германии, манипулируя представителями ОБСЕ, что позволило официальным властям Минска сделать ряд намеков на возможное участие иностранных спецслужб в устранении Гончара.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"На встрече временного поверенного в делах США в РБ Р.Лекока с послом Германии в РБ Х.Винкельманом последний выразил просьбу быть пожестче с "этими людьми", так как война В.Гончара с Х.-Г.Виком может дискредитировать оппозицию. В.Гончар, занимая неконструктивную позицию, хочет устранить Н.Статкевича и стать во главе оппозиции. Позже, после исчезновения В.Гончара, немецкий дипломат заявил, что "несмотря на множество эпизодов с исчезновением ряда политических деятелей, обвинять в этом органы власти нельзя, ибо из-за высокой криминализации местных элит эти случаи могут иметь под собой уголовную подоплеку". Дипломат считает, что в случае с В.Гончаром "тот, возможно, использовал замешанного в темных делах Красовского для инсценирования своего исчезновения".
В период выборной кампании следует инициировать деятельность многочисленных иностранных фондов и миссий, зарегистрированных на территории РБ, с тем чтобы они активно включились в процедуру наблюдения за выборами, фиксировали все случаи нарушений со стороны властей, инициировали протесты и судебные разбирательства, оказывая всестороннюю поддержку оппозиционным организациям и лидерам. КНГ ОБСЕ, обладая влиянием в европейских политических институтах, должна координировать давление этих институтов на руководство РБ, повышая его уровень, пик которого должен пасть на день голосования и ночь подсчета голосов. Это давление может переходить в санкции, вплоть до исключения РБ из европейских политических институтов, в том случае, если развитие событий пойдет в нежелательном для Запада направлении.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"В настоящий момент сотрудники иностранных спецслужб, действующих в РБ с позиций диппредставительств, благотворительных, гуманитарных и иных фондов и организаций, нацеливаются не только на дестабилизацию общественно-политической обстановки в стране, но и на создание в Беларуси единой информационной сети, подчиненной целям политической разведки. Важная роль в этом отводится таким зарубежным неправительственным организациям, как Сохнут, Джойнт, фонды Сороса, Форда, Карнеги, Крибла, Эберта. Намечается использовать стратегию, апробированную в период распада СССР через навязывание населению "западных ценностей" методами психологического воздействия".
Особая роль отводится России как наиболее влиятельному соседу РБ. Здесь следует добиться нейтрального отношения к проблеме выборов в РБ со стороны правительства и президента России и активной поддержки оппозиционеров российскими электронными СМИ, чье влияние на белорусский электорат весьма велико. Иностранное спонсирование центральных телеканалов России должно привести к серии передач, направленных против действующего президента Лукашенко. Учитывая значительное влияние народно-патриотических и "левых" сил России на умонастроение белорусского населения, следует добиться перехода на сторону оппозиции хотя бы незначительной части белорусских "левых", что снизит уровень поддержки Лукашенко российскими коммунистами.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Госдепартамент США признал, что Вашингтону не удалось подключить к антибелорусской кампании политическую элиту и деловые круги России. Со ссылкой на американского посла в РФ Д.Коллинза подчеркивалось, что в условиях дальнейшего расширения НАТО на Восток В.Путин ни при каких обстоятельствах не согласится отказаться от союзнических отношений с Минском".
Решающей фазой операции "Белый аист" должен стать марш протестных молодежных организаций на Минск в ночь после выборов, когда на избирательных участках начнется подсчет голосов. Манифестации должны проходить под лозунгом состоявшейся победы оппозиционного кандидата в первом туре при массовой фальсификации результатов голосования проправительственными избирательными комиссиями. Не исключается бросок манифестантов на резиденцию президента, что приведет к неминуемым столкновениям с силовыми структурами, в результате чего могут возникнуть беспорядки с человеческими жертвами. Эти жертвы и жестокое обращение властей с протестующей молодежью даст мощный повод Западу объявить выборы в Республике Беларусь несостоявшимися, их результаты сфальсифицированными, а переизбранного президента Лукашенко нелегитимным. Все это будет способствовать демонизации личности Лукашенко, приведет к нарастанию нестабильности в РБ вплоть до возможного социального хаоса, для стабилизации которого у Запада имеется обширный арсенал средств.
СООБЩАЕТ ИСТОЧНИК.
"Выступая на "Конгрессе демократических сил", лидер "Маладога фронту" П.Северинец провозгласил: "У нас мощные кандидаты! Единство — сила! 10 сентября молодежь предпримет поход на Минск, и мы заживем в свободной стране!"
В случае прихода к власти демократического Президента вступает в действие план реформирования белорусского общества, трансформации власти, экономики и системы международных отношений, что приведет к пересмотру границ в четырехугольнике Германия — Польша — Литва — Беларусь, созданию за счет польской и литовской территорий "Балтийского коридора" для немцев вплоть до границ с Калининградской областью РФ, с компенсацией этих, отобранных у Литвы и Польши территорий белорусскими землями.
Материал, предоставленный в Совет безопасности РБ центром "Независимая политическая экспертиза", печатается в сокращении.