Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 июля 2001

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ СУДЬБЫ

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ СУДЬБЫ
28(397)
Date: 10-07-2001
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.), великого художника, поэта, философа, археолога, путешественника и общественного деятеля вроде бы изучены досконально. Тем поразительнее выход иллюстрированного издания Елены Сойни "Северный лик Николая Рериха". Оказывается, большой пласт его жизни и творчества, практически двадцатилетие, оставался неисследованным до выхода этой книги.
Автор книги — кстати, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, кандидат филологических наук, член Союза писателей России — не только обстоятельно изучила дневниковые записи и письма Н. Рериха, различные архивные документы, но и прошла, как мне кажется, по следам художника в Карелии, Финляндии и Швеции, чтобы впечатляюще реконструировать весьма важную страницу его творчества.
Нужно ли напоминать, что величина и качество таланта — категории различные и обычно редко совпадают, но в случае с Николаем Рерихом это, к счастью, не так. И Елена Сойни неоднократно и убедительно спорит с другими критиками, в частности с Э. Рихтером и С. Тандефельт, отстаивая силу и индивидуальность русского мастера. Причем, вводя читателя в атмосферу его творческой мастерской, даже бери шире — в атмосферу "Серебряного века", Елена Сойни, сама известный в Карелии поэт и переводчик, подробно и основательно анализирует "судеб скрещенья": жизнь и наследие русского писателя Леонида Андреева, финского живописца и графика Аксели Галлен-Каллела, русского балетмейстера Михаила Фокина, финского поэта Эйно Лейно, русских символистов и Мориса Метерлинка.... Список блистательных имен можно продолжать и продолжать; дело в другом — синтез материального и духовного возникает буквально у нас на глазах, in status nassendi (в момент возникновения), приводя к столь важному убеждению, что первая ступень к всепланетному единству — народность.
Удивительным образом, мне кажется, совпадают сегодня наши устремления и умонастроения с общим настроением давно миновавшего времени, исследуемого в книге. Но эта книга — еще и великолепный мини-альбом. В нее включены 82 цветные репродукции ранних, а порой и малоизвестных работ художника (от картин "Заморские гости" и "Ладьи" 1901 года до картин "Властитель ночи" 1918 г. и "Последний путь" 1922 г.), причем многие работы репродуцируются впервые. Помимо самоценности, они еще и наглядно иллюстрируют основные постулаты исследования.
В тиши Сортавалы Николай Константинович испытал и всю тяжесть томительной неизвестности. Письма и газеты приходили все реже. Известий из России почти не было, о событиях в Петрограде он мог только догадываться. Но даже при всей своей неконкретности стихи и картины Рериха передают то духовное напряжение, которым жил народ в 1917 году. Чувством ожидания проникнуто все литературное и живописное творчество мастера этого периода. В картине "Вечное ожидание", написанной в 1917 году в Сортавале, Рерих изображает четырех людей на берегу сурового озера. Рядом маленькая избушка без окон, с двускатной крышей, на двери — секирообразный замок, возможно, это хлебный амбар, который строили возле усадьбы. На одном из камней — причудливое растение. Оно художником не прописано, только обозначено фантастическим темно-розовым цветом, и непонятно — то ли это низкорослое дерево, то ли кустарник. Высокой стеной окружают людей синие скалы. Что за этими скалами? Какой мир — спокойный или бушующий? Как его отголоски, его посланники, появляются на небе пестрые облака, их стремительное движение вносит в жизнь побережья смятение и тревогу. Люди смотрят в даль озера. Чего они ждут? Вестника. Вестей из того мира, что скрыт от них каменной грядой".
И данная книга — вся — весть из далекого незабытого времени, весть, окутанная северным сиянием таланта, благая весть.
Виктор ШИРОКОВ
Елена СОЙНИ. Северный лик Николая Рериха. Самара. Издательский дом "Агни". 2001 г. 168 с.



1.0x