Авторский блог Редакция Завтра 03:00 11 июня 2001

ХОЧЕШЬ МИЛЛИОН?

Author: Иван Афанасенко
ХОЧЕШЬ МИЛЛИОН?
24(393)
Date: 12-06-2001
Только что в одном из лучших и интересных издательств — "Третье тысячелетие" вышла книга Ивана Афанасенко "Экономика и духовная программа России". Это многообразный, интереснейший труд современного ученого, обеспокоенного судьбой Отечества. Один из разделов большого 400-страничного тома посвящен становлению нового типа предпринимательства.
Пока не сложится новая система общественного труда, а предпринимательство не примет формы, приемлемые для основной массы населения, и не получит моральную поддержку, возрождение России невозможно — такова основная мысль автора.
Предлагаем фрагменты книги с "иллюстрациями" из русской литературы.
РОССИЯ — ОБЩЕСТВО социальных и духовных предпочтений. Чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества всегда побуждало русских предпринимателей "хозяйствовать из понимания общей, общественной пользы, а не только из личной выгоды".
И сейчас в индивидуальном производстве (малом бизнесе) и общественном производстве (крупном бизнесе) предпринимательская способность реализуется по-разному. В малом бизнесе в одном лице сочетаются производитель продукта и предприниматель. От человека, пожелавшего завести собственное дело, требуется обладание двумя способностями: умением производить продукт или услугу и организовыватьт свое дело так, чтобы оно было доходным. Люди, от природы наделенные столь ценными качествами, — большая редкость. Поэтому малый бизнес — своеобразный полигон, на котором проверяется наличие таких качеств.
Желание сохранить дело побуждает человека сделать выбор: остаться хорошим мастером или заняться предпринимательством. Торговцы — первый вид предпринимательства и предпринимателей, обособившихся от ремесла и земледелия еще в глубокой древности.
В производстве, основанном на разделении и кооперации труда, предпринимательство выделено в виде особой функции. В нее входит довольно широкий и разнообразный спектр деятельности: надзор, контроль, согласование, изучение рыночной конъюнктуры, заключение контрактов, сбыт произведенной продукции и т.д. Вначале эти функции берет на себя хозяин предприятия, но по мере их усложнения они возлагаются на специальную группу работников, работающих по найму. Отделение функций предпринимательства от функций работника снимает жесткие ограничения, присущие мелкому бизнесу, и упрощает организацию собственного дела.
Предприниматель рискует своим доходом, капиталом, видом деятельности (может лишиться своего дела), он нередко рискует жизнью (ограбить купца, а иногда в азарте и лишить его жизни — явление, которое еще с древних времен было распространено повсеместно). Однако в этом ряду недостает еще двух таких же необходимых видов ответственности — нравственной и экологической. Движущей силой развития предпринимательства является оправданный риск. Балансирование на грани риска — этим искусством в полной мере владели и наши предки.

"Три сотни горячих голов повалили к конторе требовать выплаты всех заработанных денег. По ту сторону реки, за мостом, под ружьем стояли солдаты. Через мост прямо на толпу скакал офицер.
— Стой! — кричал он, размахивая шашкой.
— Нам по делу, — остановилась толпа, — Нас рассчитывать не хотят, нам паек не дают.
— Расходись! Стрелять прикажу!
И, взметывая пыль, поскакал обратно.
Видно было, как солдаты взялись за ружья".
(В. Шишков "Угрюм-река")

Высокая степень риска и тяжесть ответственности побуждают предпринимателей к защитным действиям. Так появляется институт торгового и хозяйственного права. С давних времен складываются различные системы защиты национального предпринимательства: для охраны торговых путей содержалось специальное военное сословие, с целью открытия для национальных товаров зарубежных рынков организовывались военные походы, заключались межгосударственные торговые договоры, в которых отрабатывались элементы международного торгового права. Событием такого рода наполнена русская история. На Руси усилиями торгово-промышленного сословия племенные союзы были превращены в централизованное государство.Государство поддерживало предпринимательство, всеми средствами оберегало его интерес.
Предпринимателя отличают рациональность, высокий уровень притязаний, готовность к риску, способность взять на себя ответственность за результаты хозяйствования, экономическая компетентность, правовое сознание и более высокая общая культура. История засвидетельствовала, что русское служилое сословие (дворянство) оказалось в целом не способно взять на себя столь сложное дело. Неудачные опыты по переходу к рациональному хозяйству несли убытки, разорение.
Научное понятие "предприниматель" уточнялось по мере изменения в западном мире характера общественного производства и условий хозяйствования. В экономике стран Западной Европы еще в начале XIX столетия преобладало индивидуальное производство, в котором предприниматель не отделен от работника.
На предприятиях, основанных на разделении и кооперации труда, функции предпринимателя были уже обособленны, но их еще выполнял сам хозяин, иногда ему помогали члены его семьи. Определение понятия "предприниматель", данное А. Смитом, полностью соответствовало такому типу хозяйствующего субъекта: "собственник, берущий на себя риск хозяйствования".
К середине XIX века сложилась уже иная картина: в промышленности получили распространение акционерные общества. В качестве хозяйствующего субъекта теперь все чаще выступало юридическое лицо — ассоциация (группа предпринимателей). Появилось коллективное предпринимательство, исполнение ряда функций которого возлагалось на правление акционерного общества. К этому делу стали привлекать и специально подготовленных работников, работающих по найму. Был создан механизм использования "заемного капитала" — чужой собственности (через систему акционирования, аренды, кредита). В таких условиях предпринимателем мог стать и человек, не располагающий личным капиталом, достаточным для открытия собственного дела — "экономический агент, комбинирующий факторы производства". Применительно к современным условиям определение понятия "предприниматель" получило такое выражение: "хозяйственник, выполняющий функции по мобилизации ресурсов, комбинации факторов производства, интеллектуальному обеспечению производства".
На первом месте в качестве хозяйствующего субъекта утвердился владелец факторов производства (собственник по потреблению), потеснив с этого места полного собственника: для организации дела собственных средств, как правило, не хватает, и собственники сами вынуждены добавлять к своим средствам заемный капитал. Такое состояние характерно и для мелкого, и для крупного бизнеса. При использовании чужой собственности степень риска и ответственности не снижается, а напротив, возрастает. Заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли. В случае банкротства предприниматель лишается своей собственности и собственности компаньонов и заемных средств. За все он отвечает своим имуществом и личной свободой. Для неудачливых предпринимателей изобретена долговая тюрьма
Предпринимательство как тип поведения личности — явление еще более сложное. Оно во многом опосредуется внешней средой, в которой предприниматель формируется. Эту внешнюю среду образуют дух и философия хозяйства, нравственные установки, которые передаются через обычаи и традиции, и психология хозяйственных эпох.
Хозяйство — явление духовной жизни. На хозяйственное поведение личности влияет менталитет данного народа, а именно то, к какому порядку в ранжированной шкале нравственных ценностей относится экономическая деятельность как таковая.

"Директор банка выдохнул весь воздух, сколько его было в легких, и в изнеможении опустился на стул.
— Сколько вы хотите получить? — спросил он у мадам Щукиной.
— 24 рубля 36 копеек.
Директор вынул из кармана бумажник, достал оттуда четвертной билет и подал его Щукиной.
— Берите и... и уходите!"
(А. Чехов "Беззащитное существо")

Сложились два противоположных представления о сущности хозяйства и поведения хозяйствующего субъекта. В Западном мире экономическая деятельность относится к ценностям первого порядка, "имеет самостоятельное, самодовлеющее значение". Поведение хозяйствующего субъекта сводится к экономическому поведению, "единственный мотив которого есть стремление к богатству, сопровождаемое ростом потребностей". В хозяйственной жизни первично частное начало, система хозяйства предстает как "экономическое общество" — совокупность рационально поступающих экономических субъектов в соответствии со своими интересами и предпочтениями. В этом обществе господствуют "экономические инстинкты", "его экономическая мораль" определяется верой в их "полную законность и даже единственность".
В Русском культурном и историческом мире хозяйственная деятельность человека не имеет самостоятельного, самодовлеющего значения, она регулируется "высшими, сверхэкономическими мотивами".
В теоретическую экономическую конструкцию здесь включаются этнические и духовно-нравственные начала, которые в ней представлены как "незаинтересованные, неэкономические" действия людей, вытекающие из понимания общей пользы, "общественного блага" на разных уровнях — общины, артели, товарищества, трудового коллектива, государства. В такой конструкции наряду с общим благом представлен и его носитель — государство, которое одно может выражать общий интерес народа, общую цель, оно и есть "некая духовная община". Человек в ней — не просто индивид, он частица более крупной общности — семьи, коллектива, общины, нации, государства.
Моральное оправдание такой хозяйственной деятельности — в наличии обратной связи между экономической жизнью людей и общественными, социальными задачами, которые люди решают посредством общественной деятельности. Успехи хозяйственной жизни служат лишь средством достижения людьми социальных и нравственных идеалов.
Хозяйственная деятельность всегда является средством, а не целью в себе. Как средство достижения нравственных идеалов она входит в группу вторичных ценностей. К высшим нравственным ценностям в Русском мире относятся счастье, красота, здоровье, слава, общественное признание, общение. Русское общество, в отличие от западного, есть общество социальных, духовных предпочтений. Поэтому выбор приоритетных целей всегда остается за обществом. С учетом выбранных обществом приоритетов оцениваются эффективность функционирования народного хозяйства, структура народного богатства, выбирается тип экономического роста.
Иная задача ставится и перед экономической наукой: она должна изучать поведение не отдельного хозяйствующего субъекта, а хозяйственную жизнь, взятую в целом. Принципиально иначе определяется роль государства в экономике. Государство — носитель общественного блага, выразитель общих интересов народа. Не случайно еще первые русские политэкономы (вспомним Ордин-Нащокина) исходили из необходимости выделения народного хозяйства в качестве объекта государственного управления.
Иным, чем на Западе, было и экономическое поведение русских предпринимателей: чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества побуждало их "хозяйствовать из понимания общей, общественной пользы, а не только личной выгоды". Стремление к богатству, материальному благополучию объяснялось необходимостью достижения более высокого уровня качества жизни. Именно в качестве жизни народа выражается "полнота понятия ценности хозяйственных отношений". Уже И. Т. Посошков в объяснении, что такое богатство, говорит о таком царственном богатстве: "ежели бы весь народ, по местностям своим богам был самыми домовыми внутренними своими богатствами". Следуя национальной традиции, И. Т. Посошков исходит из единства материального и духовного мира. "Паче же вещественного богатства надлежит всем нам пещися о невещественном богатстве, то есть об истинной правде". "Правда вельми богатства и славу умножает", а неправда "и древнее богатство истончевает, и в нищету приводит, и смерть наводит".

"Особенно раздражали его сегодня, когда обходил он рельсопрокатный цех, бледные, выпачканные углем и высушенные огнем лица рабочих. Глядя на их упорный труд в то время, как их тела обжигал жар раскаленных железных масс, он сам как будто испытывал часть их физических страданий. Ему тогда становилось стыдно и за свой выхоленный вид, и за свое тонкое белье, и за три тысячи годового жалованья".
(А. Куприн "Молох")

Таким образом, в структуре народного богатства четко различаются два элемента: вещественный (материальное) и невещественный (духовное). Напомним, что русская научная мысль подошла к такому пониманию сущности богатства еще в начале XVIII века. В западной литературе богатство до сих пор сводят к вещественному (материальному), что отражается на понимании содержания предпринимательской деятельности.
Процент на капитал издавна "считали предосудительным", при этом "обличали жадность, бесчеловечие, своекорыстие ростовщиков". О силе нравственных традиций в торгово-промышленной среде, о непринятии стяжательства свидетельствует такой факт: у русских предпринимателей существовал негласный кодекс чести, осуждающий все виды развития паразитического, ростовщического, спекулятивного капитала.
Предприниматели делились на несколько групп: к первой относились промышленники, фабриканты, крупные торговцы-оптовики, финансисты и предприниматели в области страхования и кредита; во вторую группу включались торговцы крупные, средние и мелкие, ведущие дело "по чести и без обмана". Обе группы — уважаемые, почтенные. К третьей, "презираемой", группе относились спекулянты, перекупщики, процентщики, пытавшиеся нажиться путем различных махинаций и обмана.
В отличие от Запада в русской предпринимательской среде не очень высоко ценили и ссудного капиталиста. "В московской неписанной купеческой иерархии, — вспоминал В. П. Рябушинский, представитель династии крупнейший русских предпринимателей, — на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант; потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были, и как бы приличен он сам ни был".

"— Слушайте меня, старика, Артемий Николаевич. Вы человек молодой, только что начали, а я, слава Богу, поседел на этих работах. Вы наших порядков не знаете. А порядки у нас простые. Один в свой рот не заберет всего. Будьте только справедливы, и двадцать тысяч ваши.
— Допустим, что я взял у вас эти двадцать тысяч. Но если узнают, что я взял у вас эти деньги, меня прогонят и больше на службу не примут.
— Во-первых, никто не узнает...
— Как же иначе все всегда знают: такой-то инженер вор?
— Сколько же вы хотите?
— Ну — миллион!
— Помилуйте, здесь и дела-то всего на триста тысяч!.."
(Н. Гарин-Михайловский "Инженеры")

В народном хозяйстве предприниматели образуют активную силу, которая возбуждающе действует на другие хозяйственные элементы. Энергетические и волевые способности, нацеленность на риск — все это оправдывает отнесение предпринимателей к пассионариям, у которых импульс поведения превышает величину инстинкта самосохранения.
Появились исследования личностных качеств и новых российских предпринимателей. Они значительно отличаются от того социального типа предпринимателя, котороый вырабатывала русская трудовая культура на протяжении столетий и который окончательно сложился к началу ХХ века. У них почитаемо то, что прежде резко осуждалось: паразитизм, спекуляция, ростовщичество. Говорят, что на этику новых предпринимателей повлияло слабое развитие самого предпринимательства, что еще не заработал принцип саморегулирования, а у предпринимательства не достает здоровых сил для очищения своих рядов от недобросовестных дельцов.
Обобщенные вводы социологических исследований создают картину неутешительную, насыщенную тревогой за судьбу новой волны национального предпринимательства. Основная масса населения психологически, профессионально и материально не подготовлена к предпринимательской деятельности такого типа. При этом достаточно отчетливо проявляется различие в восприятии разными народами России принципов рыночной экономики западного образца. У русских отторжение выражено наиболее явно. Психологически не подготовлено к воспроизведению новой реальности прежде всего русское население, а оно составляет 80 % жителей страны. В то же время наблюдается более активное продвижение в сферу бизнеса отдельных этнических меньшинств.
Населения в целом позитивно относится к предпринимательству в негосударственном секторе. Но восприятие мелкого бизнеса и владения мелкой трудовой частной собственностью более лояльно, чем крупного бизнеса и владения крупной нетрудовой частной собственностью.
Отношение населения к самим предпринимателям более негативное, по сравнению с отношением к предпринимательской деятельности как таковой.
У население существует резкая неприязнь к предпринимателям-нуворишам, разбогатевшим на спекуляциях, их мотовству, социальной близорукости, криминальным замашкам. Недоверие к предпринимателям подкрепляется тем, что они часто замешаны в преступных махинациях и нечестных хозяйственных сделках, жертвой которых становится население. Такие выводы не стали неожиданностью. Слой нынешних предпринимателей создан правительством искусственно. В их рядах оказалось немало субпассионариев, людей с нарушенным стереотипом поведения.

"За две недели до прихода Татарского в штат контора сделала большой заказ. Какие-то темные люди, которым срочно надо было продать большую партию фальшивых кроссовок, заказали рекламу. Скидывать товар предполагалось на загородных рынках, но партия была такой большой, что темные люди, поколдовав над своими калькуляторами, решили проплатить телерекламу, чтобы ускорить оборот..."
(В. Пелевин "Поколение "П")

В общей массе предпринимателей выделяют несколько слоев, которые различаются не столько по времени вхождения в бизнес, сколько мотивами и социальной целью. В первую группу включают тех, кто прежде занимался нелегальным предпринимательством и имел опыт коммерческой деятельности. В этой группе выделяют две категории лиц. Первая — это работники торговли, сферы обслуживания и представители "теневой экономики". Они образовали первую волну кооперативов и приумножили свои капиталы, используя предоставляемые кооператорам льготы и отсутствие в то время правовой среды, соответствующей рыночной экономике. К ней примыкает и другая категория — руководители приватизированных предприятий розничной торговли, сферы услуг, транспорта, строительной индустрии.
Несколько обособленно стоят третья и четвертая группы предпринимателей. В третью входят те, кто имел хороший опыт управленческой и экономической работы на промышленных предприятиях и сумел получить хоть что-то от приватизации. Им удалось привести в действие какую-то часть производительного капитала, используя из-за отсутствия оборотных средств бартерные сделки. Они преследовали цель реализовать себя, самоутвердиться.
Четвертая группа по мотивации примыкает к третей. К ней отнесены те, кто, в отличие от "челноков", имея производственный опыт и научные знания, стремятся приложить их к производству товаров и услуг, рассчитывая только на свои умелые руки и умную голову. Это народные умельцы, представители технической интеллигенции и прикладной науки. Их цель — трудоустройство, реализация своего трудового и научно-технического потенциала. Они представляют здоровые силы в предпринимательстве, но экономически не защищены.
Появились и первые российские олигархи. В их руках нечаянно оказалась огромная экономическая власть, которая подталкивает их к обретению и политического влияния в обществе. Олигархов устраивает государство, лишенное экономической власти. Уже первые шаги государства по возрождению своей экономической мощи вызываюет с их стороны отчаянное сопротивление.
Уход в предпринимательство, как правило, не сопряжен с долговременно перспективной целью. Накопленные средства многие предпочитают тратить на непроизводительное потребление. В ранжированном перечне побудительных мотивов желание создать собственное дело, которое можно было бы передать своим детям, занимает последнее место.
Моральные качества новых предпринимателей вызывают у населения негативные эмоции — такова общественная оценка нравственно-этической стороны современного российского предпринимательства, которое поднялось на волне реформ. Теперь нам как бы предстоит вернуться к тому времени, когда зарождался русский национальный тип предпринимателя.



1.0x