Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 мая 2001

ПОДВОДНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ

ПОДВОДНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ
22(391)
Date: 29-05-2001
Среди указанных аварий есть несколько десятков столкновений подводных лодок, в том числе 20 столкновений лодок ВМФ с иностранными подводными лодками при нахождении их в подводном положении. Из них 11 произошли в полигонах боевой подготовки на подходах к основным пунктам базирования Северного и Тихоокеанского флотов, в том числе восемь на Севере и три на Тихом океане. Среди них на Северном флоте: столкновение в 1968 г. АПЛ К-131 с неустановленной АПЛ ВМС США. Этот факт американцы, полагая, что наша лодка затонула, длительное время тщательно скрывали от общественности своей страны, журналистов и даже международной организации "Гринпис"; столкновение в 1969 г. АПЛ К-19 с АПЛ "Гато" ВМС США; столкновение в 1970 г. АПЛ К-69 с неустановленной АПЛ ВМС США; столкновения в 1981 г. АПЛ К-211 и в 1983 г. однотипной с ней АПЛ К-449 с неустановленными АПЛ ВМС США; в 1986 г. АПЛ ТК-12 столкнулась с АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании; в феврале 1992 г. АПЛ К-276 в наших территориальных водах столкнулась с АПЛ "Батон Руж" ВМС США и в марте 1993 г. АПЛ "Борисоглебск" столкнулась с АПЛ "Грейлинг" ВМС США.
На Тихом океане в июне 1970 г. в полигоне боевой подготовки у Камчатки столкнулись АПЛ К-108 и АПЛ "Тотог" ВМС США; в 1974 г. в этом же районе АПЛ К-408 столкнулась с АПЛ "Пинтадо" ВМС США и в 1981 г. в заливе Петра Великого (на подходах к Владивостоку) АПЛ К-324 столкнулась с неустановленной АПЛ типа "Лос-Анджелес" ВМС США.
Таким образом, почти все столкновения в полигонах боевой подготовки были с АПЛ ВМС США, ведущими разведку на подходах к нашим военно-морским базам (ВМБ) и записывающими гидроакустические шумовые "портреты" наших АПЛ по плану операции "Хоулистоун". За это их командирам хорошо платили.
Как правило, американские АПЛ находились в мертвой зоне (зоне тени) гидроакустических средств наблюдения наших АПЛ и не могли наблюдаться последними. При выполнении маневров, связанных с изменением курса или глубины погружения, нашими подводными лодками даже при кратковременном взаимном гидроакустическом контакте столкновения избежать не удавалось прежде всего из-за дефицита времени и особенно — информации о пространственной ориентации их относительно друг друга.
Теперь — о растиражированных высказываниях некоторых "консультантов" о "катастрофической" аварийности наших атомных подводных лодок. Если оценить ее по общепризнанному в мире показателю относительной аварийности, который рассчитывается как отношение количества аварийных кораблей флота за один год к его списочному составу, то за последние 7 лет этот показатель в ВМФ России был в 2,35 раза меньше, чем в ВМС США.
С помощью элементарного математического анализа можно ответить и на вопрос по поводу соотношения катастроф подводных лодок. За послевоенный период в ВМС США погибли 4 подводные лодки (из них 2 атомные) из 150, находящихся в составе флота. В ВМФ СССР за тот же период погибли 7 подводных лодок, из них 3 атомные (без учета "Курска"). Однако, если учесть, что тогдашний СССР имел подводных лодок в два с лишним раза больше, чем у США, то вышеуказанный коэффициент у американцев равен 2,7, и 2,3 у нас, то есть примерно одинаков.



1.0x