Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 мая 2001

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК ВПК

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК ВПК (Беседа корреспондента “Завтра” с Антоном СУРИКОВЫМ)
22(391)
Date: 29-05-2001
Антон Суриков — фигура загадочная и во многом конспирологическая. Его, возглавляющего аппарат Комитета по промышленности в Госдуме, можно встретить в кремлевских коридорах и в совсекретных лабораториях ВПК, и в редакции “Завтра”, и на набережной Ниццы неподалеку от виллы Березовского. Его облик в сомнительном окружении Волошина и Басаева проступал на столь же сомнительной фотографии в газете “Версия” двухлетней давности. Еще раньше его часто видели в “горячих точках” бывшего Союза, в зонах межэтнических распрей. В начале 90-х он в качестве наблюдателя изъездил всю Абхазию и Грузию, конфликт между которыми иногда называют репетицией будущей чеченской войны. О том, так ли это, а также о тайных пружинах грузино-абхазского столкновения и о сущности власти в националистической Грузии Антон Суриков рассказывает сегодня нашим читателям.

— Антон Викторович, насколько, по вашей оценке, правы те чиновники министерства обороны, утверждавшие в личных беседах со мной, что грузино-абхазский конфликт возник в результате неприязненных отношений, возникших между министром обороны России П. Грачевым и президентом независимой Грузии Э. Шеварднадзе из-за того, что когда он был министром иностранных дел СССР, то приложил свою руку к более быстрому, чем надо было, выводу советских войск с территории ГДР? Этого военные чиновники, имевшие огромное влияние на президента России Б. Ельцина, простить Шеварднадзе не хотели?
— Эта точка зрения, на мой взгляд, весьма субъективна, хотя, действительно, отношение к президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе в военных кругах было весьма негативным по той причине, которую вы обозначили в своем вопросе. Но вовсе не это явилось поводом, а также причиной грузино-абхазского конфликта. В результате политики гласности и демократизации, проводимой М. Горбачевым в конце 80-х гг., в Грузии активизировались националистические силы, призывающие к выходу ее из состава СССР. В политические движения, имеющие националистическую окраску, входило немало представителей творческой интеллигенции Грузии. Одно из таких движений было возглавлено Звиадом Гамсахурдиа, памятным всем по весенним событиям в Тбилиси в 1988 году. Главным требованием этих политических сил был лозунг о выходе Грузии из состава “Российской Империи”, как они называли СССР, и создании независимого этнократического Грузинского государства, естественно, только для грузин. Они при этом совсем забывали, что Грузинская ССР была многонациональной республикой, в которой, наряду с грузинами, также проживали представители других наций, и на ее территории есть целые регионы, которые компактно заселены представителями национальных меньшинств. К примеру, Абхазия, где проживают представители русского, армянского, абхазского и многих других народов. В состав Грузии входила Южная Осетия, где население состоит из осетин; район Ахалкалаки, где в основном проживают представители армянского народа, и район под названием Аджария, где живут в основном грузины-мусульмане, исповедующие ислам, из-за чего они являются самостоятельной народностью.
Все жизненные интересы национальных меньшинств, проживавших на территории Грузии, были проигнорированы теми политическими группировками, что стремились в то время к власти в республике. Это не могло вызвать у населения Абхазии и Осетии одобрения, и логика их действий была адекватной действиям Грузии. Раз она считала себя вправе выйти из состава СССР, то точно таким же правом обладала Абхазия, чтобы выйти из состава Грузинской ССР.
И у Абхазии, и у Южной Осетии не было оснований оставаться в ее составе, тем более, если вспомнить историю, то и осетины, и абхазы входили в состав Российской империи, а не какого-то несуществующего на тот период Грузинского государства. И эти народы считали Союз Советских Социалистических Республик своей Родиной, из которой они никуда выходить не собирались. И уж тем более они не хотели жить в этнократическом и даже националистическом Грузинском государстве, не желавшем признавать их прав, которыми они пользовались в СССР.
И поэтому эти автономии, естественно, считали себя вправе поставить вопрос о невхождении в состав вновь образующегося Грузинского государства.
А с другой стороны, в это же время грузинское руководство, во главе которого встал сначала Звиад Гамсахурдиа, а после его свержения Госсовет, состоящий из таких криминальных элементов, как Китовани, имевшего криминальное прошлое, и Иоселиани, который был просто выходцем из бандитской среды, категорически не хотело считаться с правом Южной Осетии и Абхазии на самоопределение. И на уровне этого руководства Грузии было принято решение о подавлении Южной Осетии и затем Абхазии с использованием вооруженной силы их государства. В результате чего возникла и долго шла сначала война в Южной Осетии, которую и вел Гамсахурдиа, а после нее, буквально через несколько месяцев, возник вооруженный конфликт в Абхазии. В Сухуми вошли войска под руководством Китовани, и был высажен в районе Гагры военно-морской десант. Целью этих акций была попытка силовым методом ликвидировать Абхазию как самостоятельную республику.
— Как же на подобные действия Грузии отреагировала Россия, вмешалась ли она в этот конфликт? И если да, то как?
— Напрямую Россия в грузино-абхазский конфликт не вмешивалась. Ситуация вокруг него складывалась иным образом.
У российских спецслужб, естественно, была информация о возможности вторжения войск грузинского Госсовета, и когда это произошло, руководство Абхазии выступило с призывом к сопротивлению грузинской агрессии. В связи с чем стали создаваться и активно вооружаться различные части абхазской армии.
В нее вступали не только этнические абхазы, но и армяне, и русские, проживающие в Абхазии.
Что же касается их вооружения, то, во-первых, в Абхазии была своя милиция, у которой было легкое оружие. Во-вторых, и тогда была, и по сей день существует в Бомборах военная база, где находятся десантные войска России, располагающие запасом вооружения. Эта база была блокирована местным населением Абхазии, которое потребовало выдать им оружие для защиты от грузинских агрессоров. И естественно, поскольку требование было справедливым, им его выдали.
Таким образом произошло вооружение абхазских сил. После чего в процессе уже самой войны на помощь Абхазии на ее территорию стали прибывать добровольцы. Причем помимо абхазского батальона из Чечни, были представители из Адыгеи, из Карачаево-Черкессии, много добровольцев из Кабардино-Балкарии. Кроме представителей кавказских республик, прибыло много казаков и большое количество жителей Приднестровья, переживших подобный конфликт с румынами и выражавших свою солидарность с народами, населяющими Абхазию.
И наряду с теми, о ком я вам сказал выше, в Абхазию прибыло много добровольцев со всего бывшего Советского Союза. И они, подобно тем интернационалистам, что в 1936 году воевали в Испании против фашистского режима Франко, стали оказывать сопротивление грузинской агрессии в Абхазии в 1992-93 годах.
— Кстати, в это же время в Абхазии воевал не кто иной, как в дальнейшем известный террорист и чеченский полевой командир Шамиль Басаев?
— Да, на стороне Абхазии за ее независимость от Грузии воевал Шамиль Басаев, который в то время был замминистра обороны Абхазии. Я его роль во время грузино-абхазского конфликта расцениваю крайне положительно. Ведь надо же понимать, что в тот исторический отрезок времени он отстаивал интересы России, не щадя себя.
А почему у него, когда в 1994 году возник вооруженный конфликт в Чечне, была совсем другая роль, надо бы спросить не только у него, но и у тех структур, что довели ситуацию на Кавказе до этого конфликта.
— По словам сотрудника одной из аналитических спецслужб России, уже в 1992 году был представлен доклад президенту и Верховному Совету России, где было ясно сказано, какие политические силы придут на Кавказе к власти.
И как утверждали сотрудники из того же ведомства, работавшие в отделе по борьбе с терроризмом, у спецслужб России и после 1991 года осталась хорошая агентура среди террористов всех наций. Значит, не случайно Шамиль Басаев был неуловим для ФСБ во время всех чеченских кампаний и умело выходил много раз их тройного окружения? И радиостанция "Свобода" передавала, что спецслужбы России подготовили его вторжение в Дагестан, чтобы привести к власти в России В. Путина...
— Утвердительный ответ на ваш вопрос прозвучал бы бездоказательно, хотя, на мой взгляд, подобная трактовка событий отчасти имеет право на существование. Но лишь отчасти.
— Кстати, я неслучайно вспомнил в предыдущем вопросе о русско-чеченском конфликте. По мнению ряда политологов, грузино-абхазский конфликт был своего рода полигоном, на котором еще в 1992 году отрабатывался сценарий чеченской войны. Вы, Антон Викторович, согласны с этим мнением?
— Нет, я с этим мнением не соглашусь по той причине, что Абхазия в ту войну, о которой мы с вами говорим, воевала за единое с Россией государство, чтобы остаться в его составе. И сейчас она следует этому выбранному политическому курсу.
Что же касается событий в Чечне, то там присутствовали сепаратистские настроения и нежелание ее правящей верхушки, поддержанной западными кругами и определенной частью ее населения, остаться в составе России.
Я даже могу поставить в один ряд выход из состава СССР таких ее бывших республик, как Грузия, Азербайджан и та же Чечня. Причем при каждом выходе этих республик из СССР виден один и тот же путь, с одними и теми же лозунгами.
Нельзя проводить параллель между Абхазией, которая стремится в состав России, и Чечней, которая хочет вырваться из России. Поэтому эти два конфликта никак несопоставимы!
— А как вы думаете, откуда у грузинских агрессоров могло появиться самое совершенное оружие последней разработки: или в этом конфликте сумели вовремя подсуетиться коррумпированные военные круги, или уже тогда турецкие наркокартели сотрудничали с колумбийской наркомафией, которой в 1991-92 годах нужен был рынок сбыта своего смертельного товара в России?
— Насчет сбыта наркотиков в Россию Грузией могу вам сказать, что рост нестабильности и сепаратизма в кавказском регионе второй половины 80-х годов способствовал росту криминогенной обстановки и вовлечению данного региона в международные контрабандные связи с наркосиндикатами.
И эта связь с наркобизнесом была одним из тех элементов, что питали сепаратизм в Грузии и Азербайджане, а затем и в Чечне. Часть средств от наркобизнеса использовалась в Грузии, а затем и в Чечне на вооружение их боевиков. И есть точка зрения, что арсеналы Советской Армии были частично захвачены, а частично куплены у коррумпированных военных кругов.
Но если вспомнить историю того, что происходило в Грузии в начале 90-х годов, то сторонники Гамсахурдиа и бандиты Китовани и Шеварднадзе были оснащены тем оружием, что было захвачено из арсеналов Советской Армии Закавзказского военного округа СССР.
— Антон Викторович, вы могли бы или подтвердить, или опровергнуть то мнение, что было высказано мне одним в прошлом высокопоставленным чиновником министерства обороны России, что и арсенал ЗКВО был загнан чинами Российской армии грузинской стороне и именно из-за этой истории военному командованию пришлось отвечать на вопросы следователей Генпрокуратуры?
— Формальная сторона дела состояла в том, что эти вооружения были переданы Грузии строго по описи. На этот счет существовало прямое указание министру обороны Грачеву от президента Ельцина. Что касается самодеятельности военных, то она тоже имела место, правда, в меньших масштабах.
Вспомним, о каком периоде истории нашей Родины мы с вами ведем речь. После событий августа 1991 года ее силовые структуры были не то что неуправляемы, а парализованы! А до этих событий прозвучали исторические слова в судьбе нашей страны, сказанные президентом СССР: "Все, что не запрещено — то можно!" А уж после высказывания президента России: "Берите столько суверенитета, сколько сможете взять!" — нормального контроля за происходящим в стране не могло быть.
— Простите меня за неприятный для вас вопрос. Но каков был характер военных действий, что вели добровольцы, помогавшие воевать абхазскому ополчению? В газете "Версия" за 3 августа 1999 года в статье "Сговор" говорится, что вы лично отвечали за организацию диверсий в тылу грузинских войск, из-за чего вам был запрещен въезд в Грузию? И ваш псевдоним в то время был Мансур?
— Да, действительно, в те годы, о которых у нас с вами идет речь, я посещал Абхазию. Бывал в Гагре, Гантиади, Леселидзе, в Сухуми и Ткварчеле, но как описали мои действия во время этих поездок в газете "Версия", я оставлю на их совести. А сообщение о совершении мной каких-то диверсий надо доказывать, а не утверждать голословно.
— Если мы с вами заговорили о действиях российских спецслужб, то я позволю себе процитировать мнение одного из самых одиозных полевых командиров чеченских боевиков Салмана Радуева, высказанное им в газете "Совершенно секретно" № 1 за 1998 год: "Гамсахурдиа искренне любил наше государство — Ичкерию. Хотя именно из-за этой любви потерял и кресло свое, и свою жизнь!"
А в недавно прошедшей по ТВЦ телевизионной программе "Момент истины" президент Грузии Эдуард Шеварднадзе прямо обвинил Игоря Георгадзе, бывшего генерал-лейтенанта КГБ Грузии, в причастности к покушению на него. Утверждал, что заказ и деньги на проведение этого теракта Георгадзе получил из Москвы, чуть ли не от ФСБ России, которая поддерживает с ним тесный контакт.
Как вы могли бы прокомментировать эти утверждения? И кто же заставил уйти Гамсахурдиа в мрачное царство теней Аида?
— Позвольте, я начну отвечать на ваш вопрос со второй его части. Игорь Георгадзе в свое время был офицером КГБ СССР и достаточно крупной политической фигурой в Грузии, настроенной пророссийски. Чисто теоретически у спецслужб России с ним могут быть контакты.
Что же касается вопроса о свержении Гамсахурдиа, то до распада СССР Китовани, Иоселиани и Гамсахурдиа были едиными звеньями политического центра, который боролся за выход Грузии из состава СССР. После распада СССР группировки этих "лидеров" немедленно перессорились между собой, и в результате этой ссоры возник вооруженный конфликт и был свергнут Гамсахурдиа.
По большому счету, это была, как теперь принято говорить, криминальная разборка, в которой несколько криминальных банд со своими лидерами во главе просто выясняли между собой отношения. У нас же в военном руководстве на период 1991-92 годов считали, что такие бандиты, как Китовани и Иоселиани, будут меньшим злом, чем национал-экстремист Гамсахурдиа. Определенную методическую помощь в деле свержения Гамсахурдиа для Китовани и Иоселиани оказали некоторые военные структуры, связанные с министерством обороны СССР. Физическое же уничтожение Звиада Гамсахурдиа было осуществлено руками самих грузин.
— В дальнейшем в Грузии установился президентский режим Э. Шеварднадзе, о котором приходится слышать много разного. Например, в демократических СМИ уже создается образ Шеварднадзе как человека непогрешимого, но окруженного мафиозными кланами, которые не дают ему сближаться с Россией и чуть ли не насильно запихивают его в НАТО?
— Ну уж нет, на сегодняшний день в политическом руководстве Грузии все — и президент этой страны, и его окружение — друг друга стоят. А Шеварднадзе — очень опытный политик, прекрасно понимающий, что в его стране происходит и к чему он ее ведет. В свое время он отлично понимал, к чему приведет проводимая им внешняя политика на посту министра иностранных дел СССР.
— Значит, его слова о том, что если США и другие члены военного блока НАТО захотят увидеть Грузию в своих рядах, то он сделает все от него зависящее, чтобы этого не было, — блеф хитрого политикана?
— Нет, в НАТО Грузию в том состоянии, в каком она находится сейчас, никто не примет. Ведь принятие ее в блок НАТО зависит не только от желания Шеварднадзе. Если бы решение этого вопроса зависело только от него, то Грузия давно бы в этот блок вступила. Страны, находящиеся в таком экономически и политически нестабильном состоянии, в военный блок НАТО не принимают.
— А почему вы считаете политическое и экономическое состояние Грузии нестабильным и кому такое ее состояние выгодно?
— На южных границах с Россией Грузия сейчас олицетворяет собой нестабильную страну, которая контролируется криминалом. Значит, такова и суть правящего в ней режима, поэтому Грузия и является очагом нестабильности и плацдармом для разных антироссийских акций. Вот, объективно говоря, какая политическая ситуация сложилась в Грузии на сегодняшний день.
— Как вы думаете, Шеварднадзе действительно ничего не может предпринять против чеченских боевиков, что находят себе приют в Панкисском ущелье, потому что армия Грузии плохо обучена, малочисленна и не готова к схватке с серьезным и хорошо подготовленным врагом, каким, безусловно, являются террористические банды Гелаева, Хаттаба и Басаева?
— Позиция Шеварднадзе в вопросе, что вы сейчас задали, на мой взгляд, сводится к тому, что он ничего не делает, чтобы воспрепятствовать контролю над Ахмедским районом Грузии чеченскими боевиками.
— В чем, по вашей оценке, его бездействие? Может быть, ему это невыгодно?
— Во-первых, даже если бы у него возникло такое желание, то у него из этой затеи ничего бы не вышло. А во-вторых, ему это просто не нужно, потому что это вписывается в общую антироссийскую политику, которую он проводит в Грузии.
И благодаря такой ситуации в стране он может создавать видимость, что Грузия является прифронтовым государством антироссийского политического направления и может рассчитывать на более щедрые подачки с Запада.
— В заключение нашей беседы не могу не задать вам вопрос о довольно странной, на мой взгляд, расстановке сил на политической арене нашего государства.
Фракция коммунистов и патриотов в Государственной думе России, как мне известно, поддерживает президента Абхазии Владислава Ардзинбу, но в российской прессе распространено мнение, что Шамиль Басаев женат на его племяннице. А Шамиль Басаев является человеком Березовского, как говорил мне в интервью бывший глава Надтеречного района Чечни Умар Автурханов. Не странно ли, что фракция коммунистов России поддерживает политика, родственник которого пользуется покровительством столь одиозной личности, которая принесла России немало бед?
— Насколько я лично знаю, жена Басаева не является племянницей Ардзинбы, а сам Владислав Ардзинба всегда в моих глазах останется патриотом своей Родины — России. И кроме восхищения и преклонения за верность ей и за мужество, он ничего другого не заслуживает! Что же касается Басаева, то он никогда не был человеком Березовского. В начале 90-х годов он был на содержании у нас. Затем его перекупили арабы, которые и сегодня плотно контролируют все его действия.
Беседу вел Илья ТАРАСОВ



1.0x