Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 мая 2001

НАДО СЛУШАТЬ!

НАДО СЛУШАТЬ!
21(390)
Date: 23-05-2001
ДЕНЬ ДОНОРА "НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" 2001
Третий альбом популярной московской команды. Бесшабашный гранж сменился с экспериментально-электронным звучанием. Музыка стала более плотной, строгой, серьезной. "Повзрослели" и тексты, стали злее, умнее, меньше стало броских лозунгов.
"Океан иллюзий", "Логово врага", "Революция" — пафос восстания против власти тотального отчуждения постиндустриальной эпохи.
Как разрывается в клочья свобода,
Как погибает синица в руках.
Как утоляется внутренний голод,
И появляется пламя в глазах.

Никакого сожаления по поводу синицы. "Будьте реалистами, требуйте невозможного". Если "пламя в глазах" загорелось по-настоящему, то его уже никто никогда не погасит. И рано или поздно оно воплотится в такое, отчего уже сейчас бледнеют агенты капитала. Они знают, что гнев парней, у которых "мотор вместо сердца", обязательно их настигнет. Так будет. Отличный альбом.
ЭКЗИЧ И ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ "УДОВОЛЬСТВИЕ ОСОБОГО РОДА" 2001
На мой взгляд, это одна из наиболее интересных групп в независимой музыке. А ее лидер, Алексей Экзич, один из самых талантливых персонажей в целом по рок-тусовке. Собственно говоря, роком именовать записи этой группы нельзя. Скорее, это безупречная холодная музыка на стыке постпанка, манчестерской волны и нервного срыва. (Некоторые вещи посильнее "Sonic Youth" будут.) Экзич отказался от любимого у нас цветастого символизма в текстах, благодаря чему они звучат как диагнозы, как приговоры:
Накрылся, смердя гуманизмом, ослепший от ужаса век,
Где гордо шагая по трупам, к прогрессу спешил человек.

Жестко и бескомпромиссно, но очень точно. Жизнь — калейдоскоп, внутри которого однообразие, одноцветные осколки-мгновения. Мозаика не меняется. Машина капитализма переварила абсолютно все и не замедляет свой ход. Но здесь ее и ждет смерть. "Общество зрелищ", оказавшись на грани абсолютного господства, взорвется от малейшего потрясения. Поэтому постарайся обособиться от системы и жди.
Выше лицо. Покажи зубы. Пессимизм — зло!
ДЕНЬ ПОБЕДЫ "НАДУВНЫЕ ШАРЫ ВАВИЛОНА" (КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ) 2000 Г.
Совершенно потрясающая команда из Нижегородской области. Суровый и мрачный регги.
Солдатская тематика проходит через все песни группы. Солдат — главный герой композиций, разных по форме и содержанию.
Одноименная группа песня — наверное, самое искреннее посвящение героям Великой Отечественной. ("Этот день — руками и сердцем трогай".)
"Родина" — печальное признание в любви, несмотря ни на что.
Родина знает, как ставить мишень на спине,
Родина видит, как плачут солдаты во сне.
Кричат белой птицей — косые беззубые рты,
Родина верит, что ей помогут, — помочь должен ты.

"Боевая свинья" — едкая сатира; "Подарок... ударом"; "На кладбищах пастбищ" — манифест партизан, вступивших в неравный бой с Вавилоном.
Творчество "Дня Победы" представляется крайне любопытным, так как бы соединяет в себе крайне далеких друг от друга явлений: стойкость фронтовой поэзии и задор регги, несколько пацанский (в духе "Зазеркалья") имидж и интеллектуализм "новых левых".
Я довольно скептически относился к регги в России, особенно регулярно натыкаясь на кукольных занудных растаманов, отбивающих всякую охоту знакомиться с этим направлением. (К Олди и Силе это не относится.) Но "День Победы" как минимум заставил по-другому взглянуть на отечественный регги. Обязательно достаньте эту запись или сходите на концерт, в случае если группа будет у вас в городе.
КАЛИНОВ МОСТ "РУДА" 2001 ("SOLYD RECORDS")
"Калинов мост" — бесспорно, уникальное явление на нашей сцене. Уже долгое время Ревякин и К° свободно балансируют на узкой границе между мейнстримом и андеграундом, не теряя, с одной стороны, массовой популярности, а с другой — чувства вкуса и, следовательно, уважения со стороны деятелей независимой музыки.
Каждого нового альбома группы, достигшей культового статуса, ждешь с волнением: не дай Бог, будет слабым и неинтересным. Но с "Мостом" такого, к счастью, не происходит. Вышедшее после долгого перерыва "Оружие" вернуло сибиряков в разряд суперзвезд. Хотя диск во многом был необычен. После нескольких альбомов, в которых Ревякин активно занимался словотворчеством, наталкивающим на аналогии с Хлебниковым и Крученых, — произошло возвращение к ясному литературному языку. Никакой потери при этом не чувствовалось — стало очевидно: начался новый период в жизни.
И вот через 2 года после "Оружия" — "Руда". Музыкально группа узнаваема, но отнюдь не топчется на месте. На привычную фолк-блюзовую с арт-роковыми элементами основу гармонично ложатся то психоделия, то маршевый бит, то джаз.
Что же касается непосредственно "мессиджа" пластинки, то привести к общему знаменателю композиции альбома было непросто. Начинают диск милые зарисовки (“Праздники прошли”, “Брату”), не обладающие, н первый взгляд, спиритуалистским измерением. Не стоит упрекать Ревякина в том, что он разбавил серьезные вещи вышеупомянутыми. "Чтобы строение осталось в вечности, надо один угол оставить недостроенным", — гласит китайская мудрость. Возможно, музыканты "Калинова моста" руководствовались чем-то вроде этого.
Центральные же темы "Руды" — героика, пафос заново пришедшего в мир, переродившегося в новое состояние воина ("С небом породниться песней орла"; "Сжечь в огне смятений подлость и ложь"). На землю пришел "последний дикарь", славянский витязь, "гой". Он не раз уходил, но снова возвращался (аналогия со старой песней "Порог сорока"). Пусть здесь ночь и холод, пусть "светлым одиноко", он уже нашел свою Россию и зовет остальных за собой.
Как ни ловили в капканы, сети.
Как ни травили кнут и ложь.
Опять вернешься, грозой раздетый,
Будить округи ни за грош.

ДЕНИС ТРЕТЬЯКОВ "АКУСТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ НА ФЕСТИВАЛЕ "КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ" 2001
Первая дошедшая до столицы запись этого великолепного ростовского поэта, музыканта, теоретика андеграунда, издателя журнала "Кора Дуба". (Кстати, журнал подвергается нападкам со стороны разного рода левозащитников.)
"Поэты ходят пятками по острию ножа и режут в кровью свои босые души", — это справедливо и по отношению к Третьякову.
Удивительно сильные, местами резкие, местами страшные песни о нашей жизни.
По дороге мчится интурист на тройке,
Ветеран медалями звякает в помойке.

По сюжетам песен, по ряду интонаций, наверное, наиболее близкие Третьякову имена — П. Мамонов и "Аукцыон". Но там, где схожие ходы, интуиции легендарных наших музыкантов зачастую оборачиваются в первом случае — невнятным лукавым многоточием, а во втором — холодным эстетским тупиком, у ростовчанина вдруг проявляются совершенно иные мотивы, глубинно народные, русские. Народность эта не сусально-лубочная, но безумно прекрасная. Проявляется Россия, которую не знают и боятся ответственные за воспитание патриотизма правительственные чиновники. Россия Разина и Пугачева, Есенина и Блока, Платонова и Мамлеева. Русь, услышав смех которой, "интурист" либо убежит, либо сойдет с ума, либо станет русским.
Третьякова наряду с "Днем Победы" можно смело назвать открытием последнего времени. Послушайте. Если не понравится, ваш удел — Сергей Галанин и Владимир Кузьмин.
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ



1.0x