Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 мая 2001

ДРАКОНЫ КАСПИЯ

ДРАКОНЫ КАСПИЯ
21(390)
Date: 23-05-2001
КАСПИЙ — ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ Евразии. Хранящий тайны древних цивилизаций, он стал испытательным полигоном техники будущего. База ВМФ в Дагестане (г. Каспийск) стала основной для создания нового направления в области моделирования суперсовременных видов морского транспорта. Речь идет о знаменитых экранопланах.
Когда американцы со спутников "засекли" испытания экранопланов, в заокеанской прессе появились публикации о "Каспийском драконе" — новой разработке русских военных. Сам по себе экраноплан представляет из себя что-то среднее между самолетом и кораблем (фото внизу). Махина, которая весит более 500 тонн, может развить скорость до 500 километров в час. На своем борту экраноплан может поднимать до двухсот тонн груза или более 500 пассажиров. Эта уникальная машина может садиться на море, высота волны которого равна 1,5 метрам.
Экранный эффект — изменение несущих свойств крыла на малых высотах полета — открыт достаточно давно.
Разработчики транспортного средства, основанного на принципах эканирования от ровной поверхности, столкнулись с существенными трудностями. В первую очередь нужно было сделать выбор материала для корпуса машины: судостроительные материалы слишком тяжелы, а авиационные быстро корродируют. Необходимо было создать мощные и легкие двигатели для работы в морских условиях (не боящиеся водяных брызг и соли), решить множество других, не менее сложных проблем. Решение этих задач требовало огромного объема теоретических и экспериментальных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, натурных испытаний. Видимо, поэтому западные фирмы не решались заниматься разработкой экранопланов.
В СССР с 60-х годов начались разработки прототипов советских боевых экранопланов. На испытаниях в морских условиях экраноплан показал блестящие результаты. Высокая скорость, амфибийность, отрыв от воды на малой скорости (за счет поддува под крылья струями передних двигателей) делали этот аппарат уникальным.
Военных привлекала эффективность экраноплана как десантного средства. Высокая скорость обеспечивала быстроту переброски войск, недостижимую для обычных десантных кораблей, и внезапность удара. Обычные противодесантные заграждения и минные поля для экраноплана не помеха — он перелетает через них. Для захвата плацдарма на хорошо защищенном берегу противника экранонлан был бы просто незаменим.
Но планы по созданию военной эскадры экранопланов не осуществились. Экономическая и политическая катастрофа, постигшая Советский Союз, откинула авангардные технические проекты на обочину жизни. В настоящее время ни один из экранопланов, построенных по заказу ВМФ, не функционирует. Три экраноплана сейчас находятся в Каспийске, два из них модификации "Орленок" и один "Лунь". Срок их работы был рассчитан на 18 лет. Он уже давно истек. Чтобы отремонтировать одну такую машину, понадобится около 10 миллионов долларов, строительство новой обойдется в 25 миллионов долларов. Но ни на ремонт, ни тем более на строительство денег у государства нет.
По словам разработчиков экранопланов, если бы во время трагедии на подводной лодке "Курск" кому-нибудь из подводников удалось спастись, экраноплан мог бы прибыть к месту гибели лодки уже через 3 часа, тогда как обычные суда смогли добраться на место катастрофы только через 3 дня!
Сейчас, правда, российскискими учеными разрабатывается пассажирская модификация экраноплана, известная на Западе как А.90.150. Он сможет работать на регулярных трассах, перевозя по 150 человек, или использоваться как грузопассажирское скоростное судно, перевозя грузы и сменные экипажи для плавучих буровых установок, рыбопромысловых судов и полярных станций (это посадка на дрейфующий лед!). Дальнейшим развитием идей, опробованных на Каспии, может стать большой пассажирский экраноплан на 250 человек. Активно разрабатывается научно-исследовательская модификация экраноплана МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан).
Помимо изменений конструкций, обычных для перехода от военного к гражданскому варианту (снимается вооружение и десантное оборудование), в корме устанавливается движитель малого хода — гребной винт в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку. Благодаря большой прочности конструкции экраноплан сможет сесть при сильном волнении, губительном для гидросамолетов, а запас хода позволит ему работать практически в любой точке Мирового океана (ведь топливо расходуется только на обратный путь до ближайшего порта). Эта система будет работать и в полярных районах — экраноплан садится на лед. Такая система может доставлять полярникам (не только в Арктике, но в Антарктиде) срочные грузы.
Исследования по экономике транспорта выявили своеобразную нишу, которую могли бы заполнить летающие корабли. Это магистральные морские перевозки пассажиров и срочных грузов (причем для экраноплана полет над морем еще и гораздо безопаснее, чем для самолета), а также транспортное сообщение между островами в архипелагах и между материком и островами: для экраноплана не нужен ни причал, как для судна, ни аэродром, как для самолета, что создает предпосылки для создания суперэкономной системы коммуникаций.
Экранопланы — гордость отечественной инженерной мысли. Но тема экраноплана неразрывно связана с темой Каспия. Старейшее предприятие советского ВПК — завод "Дагдизель", расположенный в Каспийске, славится своими суперсовременными разработками в области вооружений. Дагестан — это не только экзотическая природа, не только территория, где живет гостеприимный и мужественный народ. Дагестан — один из плацдармов создания инфраструктуры будущего, место, где создаются и отрабатываются технологии ХХI века.



1.0x