БОМБА ПОД НЕФТЯНЫХ МАГНАТОВ
20(389)
Date: 15-05-2001
Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорания Н.Отто получил первый патент на применение воды в качестве компонента горючего. С тех пор ученые и энтузиасты, рационализаторы и заправщики с бензоколонок (эти с несколько другой целью) пытаются "воплотить в жизнь" идею гениального изобретателя. Тем более что и без научных опытов, испытаний и доказательств любой автомобилист прекрасно знает, что в сырую туманную погоду у двигателя словно открывается "второе дыхание": машина ведет себя ,как взбодрившийся конь, лихо берет любой подъем и несется, "закусив удила"… Это в карбюратор вместе с воздухом попали мельчайшие частички воды, которые потом в цилиндрах превращаются в кислород и водород и "бодрят" двигатель.
Через сотню лет после Н.Отто умные головы кое-чего добились. В развитых странах бегают экспериментальные автомобили на водно-топливной смеси. Однако эти эмульсии без постоянной встряски при помощи дорогого ультразвукового генератора быстро расслаиваются, сверху — бензин, снизу — вода. Приехали…
Любопытно в этой связи свидетельство заведующего кафедрой МАДИ доктора физико-математических наук, профессора Л.Сапогина. Его учитель, ныне покойный профессор Г.Дудко, рассказывал о том, как он в 1951 г. участвовал в испытаниях двигателя внутреннего сгорания, который представлял собой некий гибрид дизеля и обычного карбюраторного двигателя. Запуск его производился от стакана бензина, потом зажигание отключалось, в цилиндр через форсунки обычным топливным насосом подавалась нагретая и сильно сжатая вода со специальными добавками, в чем и был главный секрет. Двигатель установили на лодке. Исследователи два дня носились на ней по Азовскому морю. Дудко сам ведром зачерпывал воду и заливал в бак — несколько ведер в день. Выхлоп двигателя был один — вода.
Через 34 года, не ведая об этих испытаниях, доктор химических наук профессор Э. Исаев со своими учениками решил проблему альтернативного топлива. (Об этом "Инженер" писал в № 8, 1998 г.)
К практическому воплощению идеи создания водоэмульсионного топлива подходили еще во время Первой мировой войны. В 1943 г. — опять во время войны — вновь появились публикации об испытаниях "необычайного топлива из воды".
Широкие исследования по созданию водно-топливных эмульсий проводились научными институтами в нашей стране. На базе полученных результатов в 1980 г. была разработана пятилетняя государственная целевая научно-техническая программа по расширению ресурсов и экономии топлива при помощи добавок воды. В ней участвовали несколько министерств; научное руководство программой осуществлял крупнейший специалист в области химмотологии профессор А.Братков под патронажем бывшего председателя Госплана СССР Н.Байкова.
Но каждый раз работы приостанавливались или засекречивались. В открытую печать попали лишь сведения о "химическом эксперименте", которые показывали, что все созданные водно-углеродные эмульсии сохраняли свою стабильность в течение 2-3 дней… Почему все разработки по созданию альтернативного топлива "покрылись мраком"? Ходили слухи о давлении нефтяных монополий. Затем в научной печати объявили, что создание устойчивых водно-углеводородных эмульсий вообще невозможно. И это утверждение подкреплялось математически. К счастью, Э.Исаев узнал об этих публикациях уже когда "сотворил" альтернативное топливо со своими учениками, опровергнув на практике данные математиков. Как такое могло случиться? Возможно, математическая модель оказалась слишком грубой и не смогла учесть иных действий того эмульгатора, который "исаевской бригаде" удалось разработать.
Новое горючее — это аквазин, как назвал его профессор Исаев. "Аква" — вода, "зин" — хвост от бензина. Безсвинцовое высокооктановое топливо. Получается путем соединения воды с продуктами нефтепереработки либо с природным или попутным газом при помощи эмульгатора. Этот третий компонент и не дает расслаиваться водно-бензиновой смеси. Аквазин служит прекрасным заменителем различных марок бензина, авиакеросина, дизтоплива. Его несомненные преимущества перед традиционными видами топлива — пониженное содержание вредных веществ и отсутствие соединений свинца в отработавших газах. В них в 3-5 раз меньше закиси углерода, а окислов азота — на 25-30%. А это немало, если взять во внимание расчеты лауреата Нобелевской премии Р.Робинсона: две молекулы выдохнутого Шекспиром воздуха… попадают при вдохе нам в легкие. Верно, мы дышим воздухом, некогда выдохнутым предшественниками. Другого в весьма тонкой атмосфере Земли просто нет. Вот аквазин и призван передать атмосферу нашим потомкам более чистой. Кем призван — ниже.
Другие достоинства аквазина — повышенная антидетонационнная устойчивость: уменьшение теплонапряженности двигателя на 200°С и увеличение его мощности за счет повышения степени сжатия.
"Наше топливо пока содержит от 10 до 30% воды,— рассказывает Эдуард Иванович,— и адаптировано к серийному двигателю с искровым зажиганием без каких-либо переделок. А в планах — разработка топлива для нового двигателя, который будет максимально использовать преимущества водно-топливной эмульсии с содержанием воды до 70%!
Это не "блеск" ученой утопии. По результатам исследований и расчетам Исаева, топливо будущих двигателей внутреннего сгорания будет состоять из воды… с добавлением в нее бензина. А это открывает новые перспективы повышения качества топлива за счет использования высокоэффективных водорастворимых антидетонаторов, которые "не хотят" растворяться в чистом бензине.
"Разбавляя" бензин водой и вводя новые антидетонаторы, можно не только увеличить его количество, но и качество, получая двойную выгоду. К тому же сегодня химиками-синтетиками создан достаточно широкий ряд эффективных антидетонаторов, растворимых в воде. Значит, создается предпосылка более экономного расхода нефти, запасы которой имеют предел.
Благодаря исаевскому эмульгатору можно прекратить палить небо многочисленными факелами, сжигая попутный газ вместе с баснословными деньгами. Рядом с этими скважинами можно разместить установки по производству аквазина. А этот газ горит по всей Руси, и даже в Москве. Впрочем, прибыль в госкарман давно подсчитали. Ведь исаевская водно-топливная эмульсия прошла "обкатку" на стендах испытаний двигателей. А в 1990 г. при АН СССР была создана общественная организация "Аквазин", разработавшая программу производства альтернативного топлива. Она вошла в Госпрограмму экологически безопасной энергетики. Затем был решен вопрос строительства в Нижневартовске первой промышленной установки, которая должна была давать 30-50 тыс. тонн аквазина в год. И уже пятый год, как давала бы… Но при известных событиях в стране, где первейшим жизненным принципом стало грести под себя, этот проект, сулящий благо всему государству, новому его руководству, мягко говоря, пришелся не по нраву.
Ясно, что аквазин встал костью в глотке в первую очередь "королям бензоколонок" — легализованным нефтяным магнатам. Так как способен вмиг лишить их незаконной прибыли… Да и много чего может натворить. Но мы не будем углубляться в мир темной, либо теневой, как кому угодно, экономики и политики. Ясно одно (об этом пишут и читатели), что процесс создания топлива будущего пошел, и шляпами угодливых нефтяным вампирам чиновников его не прикроешь. Скажем лишь одно, что он вполне способен навести порядок в ценах на энергоносители…
О разработках западных "умельцев" заявляет в первом номере 2000 г. журнал "За рулем". Говорящий заголовок: "Аквазоль" — топливо будущего?" — и текст: "Концерн "Эльф" выпустил на рынок новое топливо для дизельных машин — солярно-водную (!) смесь… Отличными показателями новое топливо обязано прежде всего воде: именно она снижает температуру в камере сгорания и препятствует образованию окислов азота…" И так далее. Реклама из отжившего столетия в новое тысячелетие. А вот уже и в Минтопэнерго РФ появился рекламный проспект, броско заявляющий: "Решение мировой проблемы XXI века": "Альтернативное топливо для дизельных двигателей, судовых и котельных установок, топливо завтрашнего дня работает сегодня". Компания А-55 (президент Р.Гуннерман) города Рено, штат Невада, США, предлагает всему миру свои установки по производству дешевого чистого топлива А-55.
У них есть, у нас — нет. Вот что говорит об этом Исаев: "Сегодня американцы предлагают нам технологии, оборудование по производству водно-дизельных эмульсий на своих эмульгаторах с использованием физических методов воздействия на дисперсную систему, представляя это как решение проблемы XXI в. Да, это, несомненно, достижение американских ученых. Но данные вопросы были решены у нас в стране еще в 1988 г., так же, как и проблемы по созданию водно-бензиновых и водно-керосиновых эмульсий, чего они делать не могут".
Гуннерман — видный ученый шведского происхождения. В 94-95 гг. он провел испытания своего эмульгатора на двигателях автобусов США — в топливную систему ввел 50% воды. Тогда над нашими разработками у нас в стране перестали смеяться, но сказали, что нас обогнали.
Однако заэмульгировать дизельное топливо во многом проще, нежели бензин и керосин. Дизтопливо менее требовательно к высоким реологическим характеристикам (вязко-текучим свойствам). Мы же взялись решить куда более сложную задачу — создать водно-бензиновую смесь, где эмульсия должна быть не только стойкой, но по своим характеристикам не отличаться от бензина. Иначе карбюратор не будет всасывать смесь — работать. А в дизельном двигателе все проще, там плунжер вталкивает топливо…
Если представить разработку стабильных эмульсий по шкале сложности решения технических проблем, то получим такую картину.
Вода, соединяемая с бензином, — высший элемент сложности. Вода — с керосином — не менее сложная задача. Вода — дизельное топливо — проблема с большим отрывом сложности. К тому же последняя задача в нашей стране была давно реализована — в тракторных двигателях в виде мазутных эмульсий. Большое количество исследований в этой области проводилось в институтах, работающих на сельское хозяйство.
Ну а предложение компании А-55 — это очередная попытка заграницы привязать нас к своим технологиям, сделать зависимыми от себя. Их цель — разместить как можно больше оборудования, а потом дирижировать производством "нового" топлива поставками своего запатентованного эмульгатора…
На Западе люди, конечно, себе на уме и "зрят в корень". Но и русские не лыком шиты. Вон в Перми изобретатель А. Бакаев "смастерил" к автодвигателям "приставку", позволяющую автомобилям ездить на воде без каких-либо углеводородных добавок к ней. В дело идет любая вода, даже из канализации. Давление, создаваемое в "приставке", — до 300 атмосфер, "выплевывает" любую грязь. Как утверждает Бакаев, в его изобретении работает новый вид расщепления… На "приставках", дарованных гениальным русским изобретателем автомобилистами, нынче "бегает" более трех тысяч машин.
— Теоретически вода может быть использована в качестве индивидуального рабочего вещества без присадок углеводорода, — сказал по этому поводу Э. Исаев. — Однако все исследования в этом направлении на определенном этапе разработок "растворялись", информация о них терялась. Но все равно работы по созданию двигателя, где в качестве рабочего вещества будет использована "голая" вода, ведутся. И здесь нет фантастики. Фантастичны преступления, направленные на торможение развития человечества. Почему, например, не пошел в промышленное производство "мерседес" С-11, который работал на изготовленном по советской лицензии движке? В фирме "Даймлер-Бенц" есть все модели, выходящие под маркой "мерседес", но нет именно С-11. Она брала всего три литра топлива на 100 км. При этом двигатель развивал мощность в 170 л.с. Эта модель исчезла… Фирма не пострадала. Кто-то выплатил все ее расходы, связанные с закупкой лицензии в нашей стране, выплатили, очевидно, и всю неполученную прибыль…
Вряд ли стоит рассуждать, почему "приставка" Бакаева не нашла "признания" и широкого применения в нашей стране — и благодаря порядочности отечественного изобретателя не уплыла за океан. Та же история и с разработками Исаева. Разве они не актуальны сегодня, когда у нас простаивают производства и мерзнут люди из-за нехватки энергоносителей, когда истощаемые запасы "черного золота" стали в мире предметом первостепенной экономической и политической спекуляции? Тут же прорастает и такая "петрушка". Человечество сжигает 71 млн. баррелей нефти в сутки (1 баррель — около 160 литров). Ее потребление, по расчетам американских аналитиков, растет на 2% в год. И уже к 2010 г. половина запасов нефти будет спалена. Плюс увеличивающееся ее потребление развивающимися странами. В 2025 г. один Китай станет импортировать нефти в 2 раза больше американцев. "Слопав" все ее запасы, мир ощерится на Россию — единственную оставшуюся с еще непочатыми кладовыми "черного злата". Не берусь строить прогноз на этот счет, но то, что крышу чинят в ясную погоду, мы тут в журнале как-то догадались. И, судя по письмам читателей, не мы одни.
Александр РУДЕНКО
1.0x