Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 апреля 2001

АРМИЯ: РЕФОРМА «РЕФОРМЫ»

АРМИЯ: РЕФОРМА «РЕФОРМЫ»
17(386)
Date: 24-04-2001
НАЧНЕТСЯ ЛИ ВОЕННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ?
Уже не раз за последние месяцы В. Путин делал ряд довольно резких критических замечаний в адрес силового блока. Совсем недавно президент признал нынешнюю структуру Вооруженных Сил РФ "далекой от оптимальной". ("Как она может быть оптимальной, если летчики почти не летают, а моряки почти не выходят в море?" — задал он риторический вопрос.) Президент резко высказался о "крахе военной реформы", хотя в последние десять лет военачальники всех уровней бодро рапортовали об успешном ходе реформирования; о фактической непригодности недавно утвержденной новой военной доктрины для практической реализации; о недопустимости "безудержного накапливания гор вооружений", эффективность которых зачастую приближается к качествам металлолома.
Разнос силовиков, устроенный президентом, должен был показать российскому генералитету недопустимость закостенелого в интеллектуальном смысле подхода к военному строительству, а также его стремление сломать десятилетиями устоявшийся стереотип потребительского количественного подхода к нуждам армии и флота, когда в бюджет очередного года непременно закладываются дополнительные средства — лишь бы сумма превышала предыдущую.
Годами не удается преодолеть ведомственный разнобой, который, во-первых, приводит к нескоординированности действий командования и частей различных родов войск в реальных боевых операциях (примеров тому несть числа во время проведения антитеррористической операции в Чечне), а во-вторых, каждое военное ведомство упорно "тянет одеяло на себя" при дележе выделенных в госбюджет средств. При очередном увеличении расходов на оборону и ВПК у российского руководства нет никаких гарантий реального повышения эффективности действий частей и соединений. Две чеченские войны наглядно показали, что на российский вариант операции "Буря в пустыне" не способны даже уцелевшие после многолетнего развала ВС элитные подразделения и спецслужбы, не говоря уж об обычных родах войск.
Общеизвестно плачевное состояние военной техники. Однако, похоже, что с подачи генералитета многие СМИ в последнее время начинают это состояние даже преувеличить — ради того, чтобы МО получало все новые ассигнования. Перед заседаниями СБ многие издания и телеканалы, как по команде из "российского Пентагона", заговорили о том, что сейчас только 30 процентов технического парка Российской армии можно с натяжкой отнести к "относительно новому", тогда как у ведущих стран Запада этот показатель в два раза выше. В 2001 году доля устаревших вооружений, по прогнозам МО РФ, составит уже якобы до 80 процентов. Создается впечатление, что Генштаб МО таким образом проводил "информационную артподготовку" СБ и президента ради грядущего сокращения РВСН и перераспределения финансов в пользу обычных видов и родов войск. Эксперты отдают себе отчет в том, что положение в Российской армии критическое, однако и преувеличивать его в пропагандистских целях тоже не следует.
Регулярно на страницах прессы ведется достаточно квалифицированная дискуссия о предстоящей перестройке Российской армии. Период, начиная с 1989 г., когда были произведены первые радикальные сокращения численности армии и флота ("горбачевские полмиллиона человек"), справедливо назван началом конца Советской Армии. Боеспособность Российской армии значительно снизилась. Во многом была подорвана научно-техническая и производственная база выпуска современной военной продукции. Предстоящее в ближайшие два года очередное масштабное сокращение, особенно в случае, если оно будет проводиться теми же методами, способно еще сильнее подорвать уровень обороноспособности страны. Сегодня сторонники сокращений призывают "умерить аппетиты генералитета" и привести их запросы в соответствие с реальными возможностями бюджета страны. В частности, указывают на то, что без меры раздуты органы военного управления (в ближайшее время предстоит сокращение 300 генеральских должностей и сокращение на 20 процентов численности центрального аппарата военного ведомства). Явно избыточной стала амбициозная система военного образования — число институтов, университетов и академий давно превышает возможности Российской армии на их содержание и т.д.
Сторонники радикального сокращения ВС приводят следующие аргументы. Кроме Минобороны, войска имеются в 11 различных ведомствах. Службу, таким образом, несут не 1,2 млн. человек, а 2 млн. 136 тысяч. Генштаб предложил "первую волну" сокращений провести в размере 600 тысяч человек, причем начать с т. н. армий второго сорта: на 20 тысяч человек сократить ВВ МВД, на 10 тыс. — железнодорожные войска, на 5 тыс. — Федеральную пограничную службу и т. д. А. Квашнин заявил, что ВС будут сокращены в 2001 году на 96 тыс. чел., из них 40 процентов — ракетчики РВСН. Путин поддержал параметры, предложенные Совбезом: сократить до 400 тыс. военнослужащих ВС и других силовых структур. В то же время он признал, что "у руководителей всех ведомств, в которых есть воинские формирования, есть возражения против масштабных сокращений численности военнослужащих". Он еще раз подчеркнул, что страна не вправе тратить 35 процентов расходной части бюджета на содержание Вооруженных Сил: "мы не можем пока сказать, что эффективно тратим деньги налогоплательщиков, а все попытки создать компактную и эффективную армию в России пока не увенчались успехом".
Параллельно принято решение увеличить на 20 процентов денежное довольствие военнослужащих, причем замминистра финансов Л. Куделина публично заявила, что считает такую прибавку несущественной. Учитывая нынешние темпы инфляции, с этим следует согласиться.
Вот почему Путин призвал силовиков выработать такую структуру ВС, которая должна соответствовать потребностям и возможностям государства в нынешних экономических условиях. Резон в такой постановке вопроса есть, и немалый. Президент не мог не знать, что генералитет всерьез рассчитывал на дополнительное увеличение расходов на оборону в проекте бюджета на 2001 год, хотя только официальные три его строки составляют 1/3 нацбюджета страны.
Подспудной пружиной полемики, как и ранее скандального конфликта между министром обороны и начальником Генштаба, служило не только предстоящее реформирование Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), но и — главное — попытка переделить финансовые потоки, исходящие из госказны. Дело в том, что до настоящего времени Минобороны и остальные силовые ведомства страны финансировались в пропорции 3,5 : 1,5. Поскольку ВВ МВД, милиция, ФСБ и другие ведомства не нуждаются в столь масштабном и систематическом обновлении кораблей, самолетов, ракет и т. д., СБ провел идею изменить соотношение в пользу армии как 4 : 1. Но основной камень преткновения лежит как раз в плоскости эффективности расходов. А она куда ниже, чем была в советские времена.
По логике Совбеза, магистральное направление реформирования Вооруженных Сил в том, чтобы сделать их саморазвивающейся организацией. Пока что эта система сверхзатратна: 70 % военного бюджета тратится на содержание личного состава, причем содержание это нельзя назвать иначе, как полуголодным. И только 30 % средств идет на ремонт и обновление военной техники. СБ поставил задачу оптимизировать эти расходы в долях 50:50.
Если посмотреть на данную проблему именно так, как это сделали Иванов и Путин, в глобальном общенациональном, а не узковедомственном плане, то только при таком соотношении появится реальная возможность закупать новые виды вооружений и техники, что сразу оживит экономическую деятельность 1700 головных предприятий ВПК. Общеизвестно, что ВПК в случае активизации его деятельности может стимулировать большинство отраслей отечественной промышленности, дать толчок к общенациональному макроэкономическому подъему и росту ВВП. А ВС в этом случае получат наконец возможность повысить качественные (а не количественные, как ныне) показатели армии и флота.
Пока что российская "оборонка" из года в год последовательно превращается из единственного конкурента США в младшего партнера западных (и прежде всего израильских) корпораций, борющихся за любой, сколько-нибудь крупный контракт. Парадокс еще и в том, что нынешняя избыточная ликвидность, рост профицита бюджета страны, возникшие на волне благоприятной экономической конъюнктуры — роста мировых цен на нефть, не направляются хотя бы частично на технологическую и интеллектуальную реанимацию отечественной оборонной промышленности.
КВАШНИН—СЕРГЕЕВ: ПОСЛЕСЛОВИЕ К СХВАТКЕ
Выходец из РВСН, первый маршал России И. Сергеев, математик по образованию, оперировал в полемике практически теми же основными доводами, однако допустил, как и Квашнин, множество чересчур эмоциональных и оскорбительных выпадов. Более того, открыв многие наши карты в области ядерных вооружений, этот конфликт серьезно подорвал позиции российского МИДа на ведущихся переговорах с США по поводу разработки и согласования договора СНВ-3, лишил российских дипломатов возможности маневра.
Все последние месяцы Сергеев, несомненно, понимал, что его отставка неминуема хотя бы по причине провала блицкрига в Чечне. Несмотря на то, что ОВГ заняла практически всю территорию мятежной республики, "минная война", теракты, убийства глав временных администраций, взрывы "камикадзе", планомерные расстрелы офицеров и солдат, безрезультатные "зачистки", множество правонарушений, совершенных российскими военнослужащими, показывают, что Россия еще долго не выйдет из этой войны.
В частности, по планам Генштаба, к концу текущего года в Чечне должны остаться лишь одна мотострелковая дивизия и дивизия ВВ МВД. Военные эксперты находят такое количество нереальным для обеспечения порядка. Они также уверены в том, что речь может идти не о выводе, а лишь о временном отводе частей на территорию Дагестана, Северной Осетии и Ингушетии, откуда при необходимости они могут быть заново оперативно переброшены в Чечню.
Будучи формальным руководителем так называемой антитерриторической операции, которую следует называть войной, Сергеев неизбежно понесет ответственность за колоссальное количество просчетов, допущенных командованием ОВГ за последние 20 месяцев.
Ясно, что Путин не простил маршалу многодневных и, если называть вещи своими именами, — преступных заверений, будто АПРК "Курск" будет поднят отечественными спасательными плавсредствами, никакой зарубежной помощи не потребуется и президент может спокойно загорать в Сочи.
Совет безопасности, правительство и президент воочию убедились в необходимости наконец НАЧАТЬ ВОЕННУЮ РЕФОРМУ и радикальную чистку генералитета.
Разумеется, Сергеев болезненно переживал сокращение родных ему ядерных сил России на 66 процентов по договору СНВ-2 и понимал, что в случае заключения договора СНВ-3 этот вид войск неминуемо будет и далее сокращаться.
Конфликт между консервативным министром и радикал-реформатором, начальником Генштаба, носит и сугубо карьерный характер. В то время, как Сергеев получал разносы от президента за множество "ляпов", допущенных в Чечне, Квашнин, вооруженный собственной аналитической службой (которой, как ни странно, лишен министр обороны), занимался "паркетной дипломатией", упрочивая личные позиции в правительстве и Кремле. Он точно выбрал время своей атаки на главу военного ведомства, причем закулисно провел предварительную серьезную артподготовку: осенью в отставку были отправлены 10 генералов, ставленников Сергеева, ведавших прежде всего системой управления оборонным заказом. В подтексте их отставок не только возраст, но и допущенный срыв закупок новейших модификаций военной техники — в том числе для контингентов в Чечне. Объективности ради следует заметить, что при общем развале оборонных отраслей и ВПК система управления оборонным заказом все же обеспечила в последние годы развитие новейших военных технологий хотя бы на уровне опытных образцов.
Тут необходимо сделать краткий комментарий реальных процессов, происходивших в последнее время в сфере ВПК и "оборонки". Мягко говоря, политика Минобороны в этой области была двойственной. Исходя из доктринального расчета на возможную полномасштабную войну, МО РФ продолжало субсидировать (или кормить обещаниями) множество дублирующих друг друга производителей военной техники и вооружений. Поддерживались на плаву два танковых завода, две вертолетостроительные фирмы, несколько разработчиков средств ПВО и т. д. Многие решения принимал один из 10 уволенных недавно влиятельных генералов МО РФ — А. Ситнов, который с 1994 г. отвечал за закупку вооружений и мог позволить себе финансировать заведомо малоперспективные проекты, основываясь не на финансово-экономическом анализе, а только на собственных личных предпочтениях. Это он проводил через министров обороны из года в год политику сохранения дублирующих производителей. Причем МО делало это сознательно, официально заявляя о необходимости сохранения всех конкурирующих систем вооружения и конструкторских школ. При этом реальных денег не получал никто: вместо конкретной фирмы-лидера, средства растекались по всему ВПК тонким слоем.
В итоге выжившая часть российского ВПК расслоилась на два сектора. Первый получал средства исключительно от Минобороны и сохранился благодаря особому отношению со стороны государства. В него вошли производители ядерного оружия и боевой техники специального назначения — космические средства и системы предупреждения о ракетном нападении и пр. Эти изделия не могли попасть в число экспортируемых по определению. Во второй сектор попали производители обычных вооружений, но за последние годы так и не получили от военного ведомства внятного объяснения: что именно нужно Российской армии, в каких объемах и сколько заказчик может за это заплатить? Однако у этих предприятий и фирм появилась возможность реального выхода на мировые рынки оружия, чем они и воспользовались.
В 1999 году весь оборонный заказ страны составил около 24 млрд. рублей. Профинансирован он был лишь на 90 % (около 800 млн. долл.). А валютные поступления от продажи оружия на внешних рынках достигли в том же году 3,4 млрд. долл. Иными словами, финансирование по линии Минобороны составило лишь около 20 % (!).
Таким образом, у оборонных предприятий появился альтернативный и более богатый заказчик, чем МО, — мировой рынок. Таков побочный эффект годами насаждавшейся политики МО и лично Ситнова. В результате внутренней конкуренции среди фирм-дублеров начался естественный отбор, на который МО, да и правительство РФ, просто не в состоянии влиять.
По оценке военных экспертов, из двух танковых заводов в России выживет нижнетагильский "Уралвагонзавод" — ему посчастливилось получить индийский заказ на 300 танков (около 1 млрд. долл.). А омский "Трансмаш" обречен на конверсию. Из двух конкурирующих систем ПВО большой дальности — С-300В (концерн "Антей") и С-300-П (фирма "Оборонительные системы") в живых останется последняя, получив зарубежных заказов тоже почти на 1 млрд. долл. Санкт-Петербургское объединение "Адмиралтейские верфи" построило на экспорт 10 подводных дизель-электрических лодок класса "Кило" и за счет вырученных средств смогло заложить строительство двух субмарин класса "Амур". Экспортные контракты с Индией и Китаем дали возможность ОКБ "Сухого" и серийным заводам развернуть работы над многоцелевыми истребителями Су-27. И таких фактов множество: за счет небольших, но стабильных контрактов продолжают функционировать производители противотанкового, стрелкового и авиационного вооружения.
Подытоживая данное отступление, следует отметить, что:
— во-первых, предприятия ВПК второго сектора выжили не благодаря, а вопреки Минобороны, поскольку получили самостоятельно альтернативное финансирование;
— во-вторых, кризис в "оборонке" во многом преувеличен самим МО РФ ради увеличения военного бюджета, — то есть в его военной политике преобладает все тот же количественный подход;
— в-третьих, внятная политика во вопросам закупки вооружений в военном ведомстве как отсутствовала, так и отсутствует, и предприятия ВПК зачастую не знают, какие изделия и в каких количествах им следует производить.
Ракетчикам удалось добиться пересмотра предлагавшегося Квашниным уровня сокращения ядерных боеголовок на стратегических носителях. Генштаб предлагал оставить около 1400 боезарядов, СБ утвердил 1500. При этом новых МБР "Тополь-М" будет построено больше, чем предусматривала концепция Генштаба. Особо было оговорено, что ни одна МБР не будет выведена из боевого состава до тех пор, пока не исчерпает своего гарантийного ресурса. Более того, Сергееву удалось убедить членов СБ в том, что ресурс созданных еще в советские времена "Тополей" может быть продлен без особых затрат. Доказательством тому, в частности, послужил запуск 21 апреля 1999 года с 95-й пусковой установки Пятого государственного испытательного полигона "Байконур" советской тяжелой ракеты "Сатана" с английским спутником на борту, — ракеты, которая до старта целых 22 года несла боевое дежурство в РВСН. В 1997 году на вооружении в РФ было 186 ракет класса "Сатана". Теперь на смену им пришли стратегические ракеты четвертого поколения "Тополь" (натовское название — SS-25 Sicle) — их диаметр около 2 метров, высота — 23 метра, вес 45 тонн, или вдвое меньше, чем у "Сатаны".
Разработка "Тополя" была осуществлена в Московском институте теплотехники в 1993 г. Генеральный конструктор "Тополя-М" — Б. Лагутин, теперь институт возглавляет молодой академик Ю. Соломонов. "Тополь-М" — трехступенчатая МБР на уникальном твердом топливе, которое разработано в Люберецком федеральном центре двойных технологий З. Паком и Ю. Милехиным. Серийное производством ведет ГПО "Воткинский завод". Ядерный боезаряд создан в Арзасмасе-16 под руководством главного конструктора Г. Дмитриева. Корпус ракеты покрыт антирадарным слоем, а ее система управления позволяюет преодолевать не только все нынешние, но и будущие системы противодействия. Это первая в мире МБР, которая может запускаться не только из шахтной установки, но и с тягача или железнодорожной платформы, а также из-под воды — с глубины до 500 метров. "Тополь" по праву называют самой неуязвимой в мире ракетой. Время пусковой готовности с момента получения команды — 2 минуты.
Сокращения РВСН пойдут не столь быстрыми темпами, как предлагал Квашнин. Да, РВСН как вид войск не сохраняется, но не в 2003 году, а не раньше 2005-2006 гг. Однако к концу 2001 г. в России станет меньше на одну дивизию и на 26 пусковых установок тяжелых ракет "Сатана" (натовская классификация — SS-18 Satan).
Еще один удар по министру и МО в целом нанесла крупномасштабная финансовая инспекция Северо-Кавказского военного округа: 120 ревизоров из Москвы провели фронтальную проверку половины частей и подразделений округа. Вскрыты многочисленные факты хищений государственных средств и мошенничества командиров. Только в ходе ревизии виновными возвращено в бюджет более 20 млн. рублей. Г. Трошев по итогам инспекции заявил о привлечении ряда командиров и их заместителей к уголовной ответственности.
Тем не менее, ракетчики потеряют главное — свою самостоятельность. Им не удалось убедить С. Иванова и В. Путина в том, что статус вида ВС для РВСН нужно сохранить. Поэтому сначала будет ликвидировано армейское звено управления РВСН (в настоящее время в их составе 4 армии). На втором этапе реформирования эти войска будут понижены до уровня самостоятельного рода войск и затем уже — интегрированы в состав ВВС. Таким образом, вся структура ВС РФ примет трехвидовой облик. Высвобожденные в результате сокращения средства будут направлены на нужды сил общего назначения. То есть на этом этапе Квашнин выполнил свою задачу, а Сергеев схватку за РВСН проиграл.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "НАМАКОН"



1.0x