ГРОЗЯТ ЛИ ТАЛИБЫ РОССИИ?
14(383)
Date: 03-04-2001
Если в наше время остановить на улицах Москвы, Самары или Челябинска случайного прохожего и спросить его, в ком он видит наибольшую военную угрозу для восточных границ России, то в девяти случаях из десяти ответом будет слово "талибы". Действительно, в российском общественном сознании и в среде политической элиты "Талибское исламское движение Афганистана" давно и прочно заняло место едва ли не самого опасного стратегического противника России на южном направлении. Одни устрашены той легкостью, с которой талибан за считанные годы взял под свой контроль почти всю территорию Афганистана. Другие вплетают пассионарную активность талибов, хладнокровно расстреливающих статую Будды на виду у всего мира, в общую ткань "дуги напряженности от Албании до Филиппин", грозящей столкнуть между собой столь разные цивилизации и ввергнуть в невиданное кровопролитие все Восточное полушарие. Для третьих угроза талибов становится очевидной из-за их особого, мягко говоря, отношения к чеченской войне и к международным террористам Хаттабу и Бен Ладену.
Неудивительно, что, сформировав для себя подобный образ талибов, мы ожидаем их скорого выплеска за пределы Афганистана, столкновения на границах с русскими частями, нашествия этих "студентов с автоматами" на Среднюю Азию и, в конце концов, похода "новой орды" на Север, на Россию. Это подталкивает наших политиков, дипломатов, военных искать возможность союза с непримиримыми врагами талибов — таджикским "Северным альянсом" во главе с шахом Масудом и Раббани, забывая о том, что именно эти "герои русской войны" в свое время пролили потоки славянской кровушки. Наиболее активные сторонники этого союза предполагают даже военное вмешательство России в афганскую гражданскую войну, которое не ограничится одними лишь "превентивными ракетными ударами" с нашей территории по талибским базам. Видно, недостаточно оказалось тех 13800 советских солдат и офицеров, что погибли в предыдущей войне...
Однако наряду с подобным взглядом на "талибскую проблему" и методы ее решения существует и иная точка зрения на современный Афганистан. Согласно ей, движение талибов есть не что иное, как пуштунская революция, имеющая целью подавление чуждого таджикского фактора и установление в Афганистане власти национального большинства. Подобное развитие ситуации вовсе не предполагает выплеска талибов за пределы своего ареала существования — напротив, это должно привести к концу гражданской войны и установлению долгожданной стабильности в этом терзаемом несчастьями регионе. Одним из знаков, косвенно подтверждающих это, явилось, например, недавнее запрещение талибским правительством свободного ношения оружия на всей территории Афганистана.
Эта точка зрения достаточно экстравагантна. В России она до сих пор высказывалась разве что такими политиками, как Жириновский, Громов и Лебедь. Тем не менее, мы полагаем, что и она имеет право на существование. Публикуя сегодня статью на эту тему, мы надеемся, что ее дискуссионный характер привлечет внимание широкого круга экспертов и специалистов по Афганистану.
Полемические заметки Ивана ЮРКОВЦА — на стр.6
1.0x