Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 февраля 2001

ОТВЕТ НА “ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС” )

ОТВЕТ НА “ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС” (Продолжение. Начало в №6-7 (375-376))
8(377)
Date: 20-02-2001
РОССИЙСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ КОНГРЕСС
Мы уже упоминали о причинах, побудивших В.Гусинского взяться за создание РЕК. Если вкратце повторить их, то по смыслу это будет звучать следующим образом: Гусинский вознамерился стать казначеем средств еврейской общины в России и одновременно получить статус еврейского общественного и политического деятеля. Но сама идея создания Российского еврейского конгресса принадлежала отнюдь не Гусинскому. Есть все основания полагать, что она была импортирована из США.
15 мая 1995 года состоялась встреча Черномырдина, бывшего в то время председателем правительства РФ, с представителями еврейских общественных и религиозных организаций США. Возглавлял американскую делегацию исполнительный вице-директор национальной конференции США по делам советских евреев Марк Стайтман. С российской стороны во встрече участвовали председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, главный раввин московской хоральной синагоги Адольф Шаевич и депутат Госдумы от фракции "Выбор России" Алла Гербер.
Судя по всему, именно после данной встречи и началась подготовка к созданию Российского еврейского конгресса (РЕК). Подготовка была сложной и не бесконфликтной — на учредительство РЕК объявилось слишком много претендентов, в том числе ВААД (Конфедерация еврейских общин СНГ), которая представляла Россию на съездах Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). Еврейская диаспора России, признав необходимость создания Конгресса, обратилась за содействием к российским бизнесменам еврейской национальности. Вот тогда-то Гусинский и принял окончательное решение о своем участии в организации и работе РЕК.
В декабре 1995 года во время еврейского праздника Ханука в Москве состоялась встреча Гусинского с евреями, работавшими в сфере российского бизнеса. На встрече присутствовали раввин Шаевич, председатель "Альфа-банк" Раппопорт, президент "Ле Монти" Гиндельман, председатель "Монтажспецбанка" Ангелевич, председатель совета директоров "Мост-банка" Хаит, большое количество представителей различных брокерских контор. Договоренность была достигнута, и 10-11 января 1996 года в конференц-зале гостиницы "Рэдиссон-Славянская" состоялся объединительный съезд Российского еврейского конгресса (РЕК). Как было записано в документах съезда, РЕК создавался с целью объединения светских и религиозных общин российских евреев и привлечения российских бизнесменов для их финансирования. На съезд прибыли делегаты из всех регионов России, приветствия съезду прислали президенты России и США. Съезд лично приветствовали также член правительства Израиля Раф Амиталь и посол Израиля Ализа Шенар.
Один из основных вопросов съезда — финансирование российской еврейской общины. "Если ранее оно осуществлялось зарубежными еврейскими организациями, то теперь,— заявил В.Гусинский,— в этом будут активно участвовать российские финансисты и предприниматели еврейской национальности". Большое значение придавалось борьбе с антисемитизмом. В РЕК это направление поручено Г.Резнику, адвокату, имеющему опыт участия в подобных процессах. Он присутствовал на съезде и был представлен делегатам как руководитель юридической службы и главный борец с "на-ездами" на евреев, бизнесменов и коммерческие организации.
Главным событием форума стали выборы президента PEК и четырех вице-президентов, в ходе которых представители руководства ВААД Сатановский и Голенпольский были выведены на второй план, а на первый вышли банкиры, бизнесмены и религиозные деятели, составлявшие окружение главного раввина Москвы Гольдшмидта. При этом было открыто заявлено, что место президента стоит 1 млн. долларов США, желающие стать вице-президентами должны уплатить взнос около 500 тысяч долларов, а кандидаты в Совет директоров — от 100 до 300 тысяч долларов. По мнению ряда источников, В.Гусинский, ставший президентом, сам же финансировал и лиц, купивших посты вице-президентов. Заместителями Гусинского стали президент банка "Российский кредит" Малкин, председатель совета "Альфа-банка" Фридман, председатель совета (ныне уже президент) "Мост-банка" Хаит. Исполнительным директором PEК был избран Александр Осовцов — советник В.Гусинского в "Медиа-Мост".
Насколько хорошо РЕК справляется со своими объявленными целями — объединения светских и религиозных общин российских евреев — могут объективно судить только евреи, с которыми РЕК работает. Однако отдельные члены российской еврейской диаспоры предъявляли свои претензии руководству Конгресса уже буквально через несколько недель после его создания. Они, например считали, что деятельность РЕК наносит ущерб единству российских евреев. В частности, РЕК является конкурентом "Федерации еврейских организаций и общин России", возглавляемой Михаилом Членовым (который также был президентом Еврейской культурной ассоциации).
Не очень довольны работой РЕК и руководители Всемирного еврейского конгресса. По их мнению, через PEК и его председателя В.Гусинского руководители московской синагоги стремятся влиять на процессы в руководстве Всемирного еврейского конгресса, используя расхождения во взглядах руководителей этой организации (в частности, конфликт между президентом Бронфманом и генеральным секретарем Зингером). А события прошлого года, связанные с появлением в России "второго главного" раввина, и вовсе показали, что РЕК, вопреки заявлениям Гусинского, очень далек от того, чтобы стать "объединяющим началом всех религиозных и светских еврейских общин России".
Зато незаявленным задачам (не включенным в Устав) РЕК уделяет значительно больше внимания. Под его руководством еврейский капитал провел мощную атаку на страховой рынок России. Наибольший интерес для него представлял не самый большой, но очень важный сегмент страхового рынка — обязательное страхование военнослужащих. Работа в этом направлении шла под постоянным контролем израильских спецслужб. Заметного успеха добилась страховая группа "Спасские ворота", получившая такого клиента, как ФАПСИ, что, возможно, дало израильским спецслужбам выход на кадровый состав и структуры этой чрезвычайно важной для безопасности страны службы. Главным координатором "страховой" программы был специалист по "русскому вопросу", бывший советский гражданин, а ныне подданный Израиля Якоб Кедми (в недавнем прошлом Яков Казаков). Сейчас он возглавляет израильскую спецслужбу "Натив", которая первоначально занималась только одной проблемой — организовывала эмиграцию евреев из СССР. В настоящее время, по некоторым данным, ее задачи и полномочия расширены. Она занимается вопросами экономики России, агентурным проникновением в ее объекты и обеспечивает вывоз капитала и сырьевых ресурсов из нашей страны.
Банки и страховые компании, контролируемые хозяевами РЕКа, четко разделили рынок и не допускали пересечения на нем своих интересов. Так, страховая группа "Спасские ворота" стремилась привлечь на свое обслуживание ФСБ РФ. Созданная на деньги "Российского кредита" страховая компания "РК—Гарант" занималась Министерством обороны. Третий же вице-президент РЕКа Фридман со своим "Альфа-банком" боролся за получение в качестве страхового клиента ФПС и ВМФ России.
Хотя лидеры конгресса объявили его заведомо неполитической организацией, сами они, даже при большом желании, вряд ли могли избежать участия в политике. Так, аналитики сразу же отметили усиление влияния на политические процессы в России представителей западных спецслужб (уже в период работы объединительного съезда РЕК сотрудники израильского посольства провели несколько закрытых встреч с активистами еврейских общин России).
По некоторым сведениям, еще до создания РЕК представители российского еврейского капитала, которые потом попали в руководство Конгресса, разработали и начали осуществлять схему установления контроля над стратегическими сырьевыми отраслями страны. На сегодняшний день эта схема стала реальностью. И если накануне президентских выборов 1996 года еврейские представители так называемой "семибанкирщины" утверждали, что под их контролем находится 70% экономики РФ и они являются владельцами 50% ее совокупного капитала, то во что превратились эти цифры сегодня — трудно себе представить. Даже если предположить, что кто-то из банкиров этой группы пострадал в результате дефолта 1988 года. Впрочем, как выразился один из видных представителей нынешнего финансового мира России (не принадлежавший, правда, к "семибанкирщине"), банкиры никогда ничего не теряют и не разоряются. Разоряются вкладчики — банкиры же только выигрывают и умножают собственные капиталы.
ГЛОБАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ
Почему евреи — казалось бы, несчастные, обиженные, лишенные родины,— не вызывают, однако, сочувствия коренного населения тех стран, которые они избрали местом своего проживания? Ведь на протяжении своей истории они изгонялись почти из всех европейских стран — из Германии и Франции, Португалии и Испа-нии, Англии и Уэльса, России и Литвы. Историки вот уже несколько веков пытаются ответить на этот вопрос, поскольку он, и только он, сможет объяснить феномен антисемитизма. А антисемитизм в мире был, есть и будет. Это факт. Прискорбный, не красящий человечество, но, тем не менее,— факт. Как объясняют причины антисемитизма сами евреи? Вот несколько ответов, появившихся в разное время и в разных источниках информации: "Ему (еврейскому народу —прим. автт.) приходилось жить среди диких народов, пылавших к нему слепою, жестокою и беспричинною ненавистью, и терпеть от них нечеловеческие муки" ("Женский вопрос и брачное право по Талмуду", Киев, 1892). "Внутренняя причина всех вообще гонений на евреев есть и будет глупое невежество, которое охотно соединяется с жестокостью. Антисемиты — представители озлобленного, полуобразованного простонародья... Враги евреев, чтобы скрыть свою зависть, сеют ненависть к ним..." (Л.Зукрайний. "Чего хотят антисемиты?" Одесса, 1906). "Антисемитизм — это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Господь наказывает нас за наши грехи..." (Ицхак Зильцберг. "Пламя не спалит тебя". М., 1991). И тому подобное. Можно привести еще множество высказываний — и из далекого прошлого, и из современности. И только в редких случаях евреи считают, что какая-то доля вины за антисемитизм лежит и на них самих.
Среди таких исключений можно выделить, пожалуй, лишь мнение С.Лурье: "На самом деле причину антисемитизма следует искать в самих евреях... Исходя хотя бы из того, что везде, где только ни появляются евреи, вспыхивает антисемитизм, ...антисемитизм возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств постоянно соприсущих еврейскому народу. Поэтому необходимо отвергнуть объяснения антисемитизма случайными экономическими, религиозными и политическими конъюнктурами" (С.Лурье. "Антисемитизм в древнем мире". М., 1929).
На первую из приведенных выше трех цитат о природе антисемитизма прекрасно ответил почитаемый во всем цивилизованном мире (кроме, пожалуй, Израиля) великий русский писатель Ф.М.Достоевский: "Ненависть, да еще от предрассудков — вот в чем обвиняют евреи коренное население. Но уже если зашла речь о предрассудках, то, как вы думаете: еврей менее питает предрассудков к русскому, чем русский к еврею? Не больше ли?" (Ф.М.Достоевский. "Дневник писателя за 1877 год").
В Израиле Достоевского действительно не любят. Но точно так же к нему относятся и российские евреи. "Для евреев Достоевский — прежде всего антисемит, а затем уже писатель",— так выразился о нем главный редактор "Еврейской газеты" Танкред Голенпольский ("Еврейская газета", №3, ноябрь 1990).
Корни глобального антисемитизма, думается, надо искать в тех религиозных догмах, которым следует "народ Израилев".
Многие христианские священнослужители (в том числе — православные) уделяли немало времени изучению Талмуда, пытаясь понять причину, мягко говоря, неприязненного отношения евреев к христианам. Среди российских исследователей этого многотомного собрания религиозно-правовых норм иудаизма особое место занимает епископ Саратовский и Царицынский Алексий Дородницын, ректор Казанской Духовной академии, который в 1913 году опубликовал результаты своего исследования в "Прибавлении к церковным ведомостям" (С-Пб., 1913, №44) под заглавием "Мораль Талмуда". Исследовательская линия епископа Дородницына была продолжена уже в наше время писателями В.И.Большаковым ("По закону исторического возмездия", М., 1998) и Г.А.Литвином ("На развалинах третьего рейха или маятник войны", М., 1998). Разумеется, книги В.И. Большакова и Г.А.Литвина нельзя рассматривать как исследования по иудаизму, поскольку "еврейская тема" выполняет в них не главную, а скорее иллюстративную функцию, но в комплексе с работой Дородницина они помогают лучше понять ту "мораль", которая определяет мотивы поведения российских олигархов с "длинной еврейской фамилией Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский".
Далее мы постараемся, как можно короче — почти в "телеграфном" стиле, изложить основные моральные (а может, аморальные?) установки ортодоксального иудаизма. Естественно, не все, а лишь те из них, которые, с нашей точки зрения, послужили причиной зарождения антисемитизма. Нас можно обвинять в предвзятости, тенденциозности, подтасовках фактов и прочих грехах, но тема этой части нашего исследования — корни антисемитизма, и обосновывать наши соображения мы будем именно тем материалом, который целиком и полностью отвечает названной теме. В самом деле, было бы, наверное, нелепо, если бы мы привели здесь Моисеевы заповеди, скажем, о любви — и на этом ограничились. Любовь вызывает ответную любовь и уж никак не может служить причиной неприязни. Да, Моисей действительно дал своему народу прекрасные заповеди, которые должны были определять отношение их к ближнему. Но фарисеи, которые были истолкователями Талмуда, интерпрети-ровали их так, что под "ближним" должно разуметь только еврея.
Талмуд делит все человечество на две части: евреев и неевреев, последних он называет гоями (goi, goim). Согласно Талмуду, только одни евреи произошли от Бога, все прочие люди произошли от дьявола. "Евреи более приятны Богу, чем ангелы, так что тот, кто оскорбляет их, оскорбляет величие Божие, а посему гой, который ударит еврея, должен умереть". "Насколько люди выше животных, настолько евреи выше всех остальных людей. Эти последние суть семя животное, так что если бы не было евреев, то на земле не было бы никакого благословения: ни солнечных лучей, ни дождя, и люди не могли бы существовать". И раввины последовательно вдалбливали эту идею об их исключительности в головы простых евреев: "Один народ еврейский достоин вечной жизни, а все другие народы подобны ослам" (рабби Абраванель); "Вы, иудеи, совсем другие люди, но прочие люди не суть люди, потому что души их происходят от духа нечистого, тогда как души иудеев происходят от духа Святого Бога" (рабби Менахем); "Одни евреи имеют право называться людьми, а гои, которые происходят от духа нечистого, должны называться свиньями" (рабби Жалкю).
На этом главном различии между неевреем и евреем, из которых лишь последний наделен достоинством человека, основывается вся мораль Талмуда. Талмуд также дает советы евреям и относительно тех средств, при помощи которых евреи могли бы достигнуть главной своей цели — окончательного материального подчинения себе гоев. Главные средства — это ростовщичество и обман.
"Бог,— говорится в Талмуде,— повелел брать проценты с гоев и давать им деньги не иначе, как только за проценты, так что вместо того, чтобы оказывать им помощь, мы должны причинять им вред, если это нам полезно; но по отношению к евреям мы не должны так действовать". Кстати, Карл Маркс в своей статье "К еврейскому вопросу" объяснял всеобщую нелюбовь к евреям именно их алчностью и корыстием: "Какова светская основа еврейства? Материальные потребности, своекорыстие. Каков земной идеал еврея? Торгашество. Кто их земной бог? Деньги..." Поверим К.Марксу? Он ведь и сам еврей, ему виднее.
Государственными законами евреи, по правилам Талмуда, должны пользоваться так, чтобы извлекать из них только выгоду для своего народа. На этот счет Талмуд выражается очень ясно: "Если еврей имеет судиться с неевреем, то вы должны содействовать тому, чтобы тяжбу выиграл ваш брат, и вы должны сказать иноплеменнику: "Так желает наш закон". Если законы страны благоприятны евреям, то вы должны также содействовать тому, чтобы тяжбу выиграл ваш брат, и должны сказать иноплеменнику; "Того требует ваш закон". Но если не представится ни того, ни другого случая, то нужно иноплеменника опутать разными интригами так, чтобы еврей выиграл дело.
Нынешние российские евреи выказывают большое почтение по отношению к рабби Маймониду (есть университет имени Маймонида, планируется построить синагогу Маймонида). Может, он заслужил этого своим толкованием заповеди "Не убий"? "Сказано не убивай, но это означает не убивай еврея, сына Израиля, но гои, еретики, не суть сыны Израилевы". Или заповеди "Не пожелай жены ближнего", что по Маймониду звучит как "Позволительно прелюбодейство с женою нееврея"? Наконец, в Талмуде имеется правило, которое, по всей видимости, некогда послужило основанием для обвинения евреев в ритуальных убийствах: "Тот, кто проливает кровь гоя, приносит жертву Богу". (Jalkit Simeoni, ad Pentat. Fol.245 col.3. Midderach Bamidebar rabba, p.21).
Можно приводить еще массу подобных заповедей из Талмуда и цитат из высказываний известных раввинов. Можно в конце концов привести здесь всю книгу "Шулхан Арух" ("Накрытый стол") — свод иудаистского сорокакнижия,— где все сто законов направлены против "гоев", то есть неевреев. Но в этом нет необходимости. И так все понятно: злоба и ненависть в ответ порождают такие же чувства. Вот почему антисемитские воззрения существуют во всем мире, и это, как говорится, — вещь непотопляемая. Они самовоспроизводятся из питательной среды стереотипов, создававшейся веками. Со стереотипами бороться бесполезно. Современные государства, конечно же, пытаются искоренить это явление, и такая его разновидность как "государственный антисемитизм" на сегодняшний день практически ликвидирована. Но на бытовом уровне он неистребим ни в России, ни в Западной Европе, ни в Америке, ни в Китае, ни в Японии (в двух последних — практически нет евреев, но есть антисемитизм).
Всем памятна гневная реакция американского президента Клинтона и вице-президента Гора на истерические вопли, поднятые в подконтрольных Гусинскому и Березовскому СМИ, о росте антисемитизма в постсоветской России после скандально известного выступления генерала Альберта Макашова. Связанная с этим антироссийская кампания, время от времени подогреваемая новыми антисемитскими, с точки зрения российских евреев и американских СМИ, акциями (дело Бабицкого, арест Гусинского, преследование Березовского), продолжалась в США до самых президентских выборов. И вдруг затихла. Почему? Потому, что в Америке вдруг возник свой собственный скандал, связанный с антисемитизмом. Да еще на каком уровне!
СМИ республиканцев объявили президентскую супругу Хиллари Клинтон, боровшуюся в то время за место в Сенате от штата Нью-Йорк, "антисемиткой с 26-летним стажем". Оказывается, в 1974 году она, в расстройстве после поражения Билла на выборах в Конгресс, в узком кругу обозвала руководившего его предвыборной кампанией Пола Фрея "еврейским ублюдком".
Для Хиллари это было почти катастрофой. Пришлось срочно подключать к защите мужа Билла, донельзя занятого примирением арабов и евреев в Кэмп-Дэвиде. Суть опровержений со стороны президента была исключительно проста: такого не было и быть не могло, все эти слухи — грязное политиканство. И нью-йоркцы ему поверили. Или сделали вид, что поверили.
РОССИЙСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ
"В России антисемитизма ничуть не больше, чем в любой другой европейской стране. Более того, в России даже лучше обстоят дела с этим, чем во многих других странах".
Берл Лазар, "второй" главный раввин России
Отдельные "совестливые" люди еще в досоветские и советские времена считали слово "антисемитизм" неприличным и предпочитали употреблять вместо него словосочетание "еврейский вопрос". Пусть это никого не вводит в заблуждение — российский антисемитизм имеет свою историю. Может быть, менее древнюю, чем западноевропейский, но не менее трагическую и кровавую.
В чем же корни российского антисемитизма? Во-первых, в том же, в чем и корни антисемитизма глобального. Во-вторых, в особенностях поведения самих евреев в России, где они появились значительно позже, чем в странах Западной Европы. В-третьих, если говорить о сегодняшнем дне,— в особенностях поведения и социального положения евреев уже в современной России.
С Х до XVII века еврейской диаспоры в России не было. Может быть, отдельные евреи кое-где и встречались, но это не в счет. Но, как говорит Семен Резник в журнале "Вестник",— "евреев не было, а еврейский вопрос был": "Юдофобия пунктиром проходит через всю историю Московско-Петербургской Руси",— утверждает С.Резник. Слава Богу, что "пунктиром", а ведь мог бы сказать — "красной линией". В общем, пунктир этот начинается, по мнению С.Резника, со времен Великого князя Василия III, когда "группа влиятельных и наиболее образованных придворных предложила некоторые церковные и светские реформы... Воспротивившееся им новгородское духовенство во главе с архиепископом Геннадием обвинило их в "ереси жидовствующих". Ни одного еврея среди реформаторов, конечно, не было. Однако Геннадий и его сторонники припомнили, что много лет назад, в свите литовского князя, который приезжал в Новгород налаживать отношения с соседями, будто бы находился некий еврей Схария. От него якобы и набрались греховных идей иные новгородские умники, передавшие затем "жидовскую" заразу московским умникам. ...После долгого сопротивления Великий князь "сдал" реформаторов. Большинство "жидовствующих", отродясь не видевших ни одного еврея, были преданы лютой казни..." (С.Резник, "Кровавый навет в России", "Вестник" №22, 28 октября 1999).
Во времена Ивана IV вопрос решался еще проще. Когда его войска захватили польский город Полоцк, в котором оказалось какое-то количество евреев. Грозный царь приказал всех их "добровольно" крестить, а тех, кто не пожелает, утопить в реке Полоти. Приказ был выполнен, и вопрос таким образом решен в лучшем виде. По мнению С.Резника, эта "юдофобия без евреев" немало способствовала отставанию России от Западной Европы.
Даже Петр I, столь азартно прорубавший окно в Европу, отказывался допускать в Россию купцов-евреев, чем ограничил торговые обороты страны, так как в Голландии и других ведущих торговых партнерах России евреи составляли значительную часть купечества. То же продолжалось и после Петра. Императрице Елизавете Петровне была подана записка с подробным объяснением, какие выгоды сулит казне дозволение евреям приезжать по торговым делам в Россию. Но она собственной рукой начертала резолюцию: "От врагов Христовых интересной прибыли не желаю".
Еврейская масса оказалась в пределах империи благодаря разделам Польши. Как только к России отошли бывшие польские территории с жившими на них евреями, первым решением власти было воспрепятствовать их проникновению в "коренную" Россию. Уже в 1791 году Екатерина Великая провела "черту оседлости", то есть разрешила новым своим подданным проживать только в западных губерниях, сделав исключение лишь для нескольких богатых и просвещенных еврейских семей.
По велению императрицы был создан специальный комитет по разработке первого в России законодательства о евреях (оно было принято в 1804 году, уже при Александре I). В этот комитет вошел и известный русский поэт Гаврила Романович Державин. Предложенные комитетом законы были жесткими: официально вводилась черта оседлости, сохранялся запрет на покупку и аренду земли, запрет на государственную службу и многое другое. Однако Державин, занимавший в комитете самую крайнюю позицию и искренне считавший, что евреи повинны в ритуальных убийствах христианских мальчиков, был недоволен тем, что комитет отклонил некоторые его предложения, и подал в отставку. Александр I отставку принял, при этом попрекнув Державина в излишней жесткости. В результате евреи стали считать Державина антисемитом, а национал-патриоты — жертвой еврейского заговора.
Кстати, благодаря тому, что приток евреев в глубинные губернии в тот тяжелый для еврейства период был резко ограничен, на большей части территории России не сформировалась почва для возникновения антиеврейских и погромных настроений. Антиеврейские законы Александра I сделали свое дело: российские еврейские общины стали самыми бесправными в мире.
В это же время в Западной Европе (как и в Америке) шел обратный процесс — евреи получали все права, которыми обладало коренное население. Революционная Франция уравняла в правах граждан независимо от сословий и национальной принадлежности. Наполеоновские солдаты разнесли равноправие на своих штыках по всей Европе, что вызвало резкое ускорение ассимиляции. В 1888 году консервативную партию и кабинет министров Великобритании возглавил этнический еврей Бенджамин Дизраэли, ставший впоследствии графом Биконсфилдом.
Еврейская династия Ротшильдов построила крупнейшую в мире финансовую империю. Весь мир узнал имена еврейских бизнесменов Гирша, Монтефииоре, Эрлангеров, Кремье. С мнением этих людей считались главы великих держав.
Борьбу германского рабочего класса за свои права возглавил еврей-социалист Фердинанд Лассаль. С благословения еврея Карла Маркса по Европе уже начинал бродить призрак коммунизма.
Тем временем российские евреи лишь мечтали о равноправии. Темп реформ Александра II казался еврейской молодежи недостаточным. Поэтому молодежь устремлялась в народничество: подбивать крестьянскую массу на свержение самодержавия. А 1 марта 1881 года "Народной воле" удалось взорвать самого царя-реформатора. Исполнителями теракта были русские, но за ними стояли те, кто в 1876 году создал в Лондоне "Народную волю". А их фамилии звучали так, что вопрос о национальности даже не возникал: Либерман, Гойзденберг, Цукерман...
Вступивший на престол Александр III, для которого участие евреев в убийстве отца не было тайной, прекратил отцовские реформы, не только восстановил, но и ужесточил антиеврейское законодательство. В народе слух об убийстве государя евреями" вызвал мощную погромную волну. Но погромы не охладили революционного пыла еврейской молодежи. Еврейские общины России стали к концу XIX века неиссякаемой питательной средой для народников, большевиков, эсеров и прочих революционеров всех мастей.
Возможно, это стало еще одним фактором, способствовавшим росту российского антисемитизма. Сегодня ведь очень многие россияне оценивают Великую Октябрьскую революцию совсем не так, как они это делали всего десять лет назад, и можно допустить, что полностью разделяют точку зрения Абрама Войновича, который считает, что "Евреи, будучи гонимыми на протяжении всей новой истории, сами принесли иным народам множество тягот и несчастий. Только русский народ на протяжении последнего столетия испытал, при активном вмешательстве евреев, как минимум две исторические трагедии. Первая произошла в начале нынешнего века и связана с Великой Октябрьской социалистической революцией и последовавшими за ней невзгодами, вторая — в конце века — связана с крахом социализма и развалом СССР. Неудивительно, что, прощаясь с ХХ столетием, великий русский народ уносит в своей памяти стойкую неприязнь к евреям" (Internet, http://www. gull. ptt.ru/Ekonom/jews.htm).
Прежде чем перейти непосредственно к революции и роли российского еврейства в ней, посмотрим, кто был его (российского еврейства) союзником и, возможно, наставником в подготовке и осуществлении революционного взрыва.
МАСОНСТВО И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Становление российского масонства приходится как раз на конец XIX—начало XX века. Собственно, если соблюдать историческую точность, то надо сказать, что российское масонство ведет свой отсчет еще с XVIII века. Но самодержавие уже в ту пору почувствовало в нем врага, и 1 августа 1822 года его деятельность была запрещена высочайшим рескриптом Александра I. Далее оно действовало либо подпольно, либо под прикрытием французских, бельгийских и германских масонских лож. Правда, несмотря на запрет, уже в конце XIX века и особенно в первые годы XX века масоны стали постепенно выходить из подполья. А в 1906 году Николай II отменил запрет Александра I.
До того ядром подпольного российского масонства была группа лекторов и руководителей Русской высшей школы социальных наук (Париж, 1901—1905 гг.), куда входили М.М.Ковалевский, Н.Н.Баженов (психиатр, председатель Московского литературно-художест-венного кружка) и С.А.Котляревский (профессор Московского университета). Первая русская масонская ложа была организована М.М.Ковалевским тоже в Париже. Среди масонов этой ложи называют адвоката Е.И.Кедрина, писателя А.В.Амфитеатрова, юриста В.А.Маклакова. Российское масонство было тесно связано с нелегальными политическими организациями типа "Союза освобождения", созданного в июле 1903 года в Шафхаузене (Швейцария). Ведущую роль в нем играли все те же лица: М.М.Ковалевский, С.Н.Прокопович, Н.Н.Баженов. "По сути дела, этими людьми было создано либерально-масонское подполье, т.е. тайная организация, которая под оболочкой политического либерализма преследовала откровенно масонские цели" (О.А.Платонов, История русского народа в XX веке. Том 1).
Масонский характер "Союза освобождения" признается П.Милюковым, который писал, что именно от его руководителей он получал многократные и настойчивые предложения "войти в некий тайный союз". Милюков говорит также о тайных решениях неизвестного ему коллектива, стоявшего за "Союзом освобождения", который управлял его общественной деятельностью. "Впоследствии мне,— писал Милюков,— однако, пришлось считаться с готовыми решениями, принятыми без моего участия, и довольствоваться тем, что я не нес за них личной ответственности... Против целого течения я все равно идти бы не смог".
В январе 1904 года деятельность "Союза освобождения" переносится непосредственно в Россию, и деятели "Союза" начинают активно вербовать в масонские ложи близких ему по духу лиц, хотя масонство было все еще официально запрещено. После того как Николай II разрешил возобновить в России легальную деятель-ность масонов, они мгновенно вышли из тени. Оказалось, что в России к тому времени уже существовали подразделения масонской ложи "Великий Восток Франции" — "Возрождение" и "Полярная звезда". А скоро была создана и "чисто русская" ложа "Великий Восток народов России".
Активную деятельность в России вели также мартинисты, филалеты и розенкрейцеры. Мартинизм в царствование Николая II связан с именем некого Филиппа, прибывшего в Россию из Лиона и организовавшего в 1895 году (невзирая на запрет) ложу "Крест и Звезда". Председателем этой ложи после смерти Филиппа стал граф Мусин-Пушкин. В Петербург приеэжал даже гроссмейстер Ордена Мартинистов Папюс (доктор Анкос), но был вскоре выслан из России, успев, правда, основать целый ряд мартинистских лож в Петербурге ("Апполония"), в Москве ("Св. Иоанн Равноапостольный"), в Киеве ("Св. Владимир Равноапостольный").
С 1898 года в Петербурге существовали две ложи — "Пирамида" и "Карма", принадлежавшие тайному оккультному обществу филалетов. Ложа "Карма", возглавляемая Н.Н.Беклемишевым, собиралась у него на квартире. Эта ложа была одной из самых массовых и включала многие сотни человек.
В начале царствования Николая II в России существовала целая сеть лож розенкрейцеров, ведущая свое начало еще с XVIII века, традиционно связанная тайной и сильной внутренней дисциплиной ("равный равному повелевает", "достойный достойнейшему повинуется"). Практически розенкрейцеры сумели просуществовать в России весь XIX век, несмотря на строгий запрет. В середине 90-х годов розенкрейцеры имели свои ложи в Москве, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде, Полтаве, Киеве, Феодосии и Риге. Тогда же, по сведениям масона Кандаурова, происходит фактическое слияние розенкрейцеровских и мартинистских лож.
Под юрисдикцией розенкрейцеров незадолго до первой мировой войны образована ложа "Люцифер", в которую входили Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Впоследствии ложа "Люцифер" вошла в тесный контакт с орденом Антропософ (Штейнера) и поэтому в 1916 году была закрыта распоряжением Московского центра розенкрейцеров. Русская полиция строго следила за масонским движением (первое дело было заведено уже в 1903 году) и всеми связанными с ними организациями, прежде всего еврейскими, преследующими националистические цели.
Естественно, мимо ее внимания не могла пройти личность известного еврейского националиста и гроссмейстера французского масонства Адольфа Кремье. Еще в 1860 году он создал Всемирный израильский союз, призванный объединить в одно целое евреев, проживающих в разных государствах, под эгидой неформального еврейского правительства. Ведению союза подлежали все евреи мира, хотели они этого или нет. Штаб-квартирой Всемирного союза "Хобура-Кол-Израел-Хоберим" стал Париж. Эмблема союза: две руки, пожимающие одна другую, под ними земной шар, а над ними — скрижали завета. Девизом выбраны слова Талмуда: "Все за одного и один за всех". Центральное управление состояло из 60 членов, а в каждой стране создан специальный комитет. В России таким комитетом стало образовавшееся в 1863 году "Общество распространения просвещения между евреями России". Перед революцией этим обществом руководил барон Гинцбург, а также 9 членов комитета, в том числе будущий известный кадет Винавер.
Одним из видных деятелей одновременно и масонского, и сионистского движения в России, действовавшего в рамках "Общества распространения просвещения среди евреев в России", был А.И.Браудо. Он состоял членом редколлегии журнала "Восход", редактировал издававшиеся в Берлине, Лондоне и Париже антирусские газеты "Русские корреспонденции" и "Даркест Раша", а после начала первой мировой войны организовал "Политическое объединение петроградских евреев".
Разумеется, и сами масоны (а в нынешней России они вновь появились на вполне легальной основе), и их сторонники вряд ли согласятся с нашей оценкой их роли в российской истории. Очень уж она неприглядна. Да и участие в революционном и сионистском движениях вступает в прямой конфликт с заявленными целями масонских организаций. Но мы не намерены вступать с ними в полемику по той причине, что российское масонство — далеко не главная тема данного исследования. Мы коснулись ее лишь потому, что масонство и сионизм настолько переплетены в истории, что, говоря об одном, никак нельзя умолчать о другом; одни и те же лица нередко являются и членами масонских лож, и видными деятелями сионистского движения.
Окончание следует

Полный текст — электронная почта NAMAKOV@dialup.ptt.ru.
Контактный телефон (факс): (095) 238-30-42




1.0x