ЧУЖИЕ В СВОЕМ ДОМЕ
3(372)
Date: 16-01-2001
О том, каково приходится русским в бывших братских республиках, а ныне — странах СНГ, московские газеты и центральные телеканалы хотя бы иногда вспоминают. Иное дело — жизнь русских в "суверенных республиках", находящихся на территории нашего государства, в Российской Федерации. Тема притеснений русского населения в нацреспубликах Кавказа и Поволжья, и даже в далекой Якутии, всегда была для Кремля политическим табу. В свое время Ельцин заключил с владетелями национальных улусов "джентльменское соглашение": в обмен на безусловную лояльность ельцинскому режиму Шаймиеву и Рахимову, а за компанию и всем остальным князькам, было дозволено делать в своих владениях все, что им заблагорассудиться. И вместе с 25 миллионами наших соотечественников в странах СНГ "демократическая" власть бросила на произвол судьбы еще 7 миллионов русских, оказавшихся неожиданно для себя за "внутренними границами России".
Поначалу "суверенные президенты" старались обращаться с русским населением предельно вежливо — в то время они еще входили в силу и заигрывали со славянами, обещая защитить от последствий гайдаровских реформ. Такая пропаганда, к примеру, помогла Шаймиеву привлечь на свою сторону русское население в 1992 году. Похожим способом к власти в Башкирии пришел и Муртаза Рахимов, которого усиленно двигали даже местные коммунисты. Многих русских специалистов оставили на руководящих постах, а "отвязанных" национал-сепаратистов, требовавших немедленно провозглашать независимость и идти на Россию войной, отодвинули в "политический резерв". Однако после 1993 года, заключив с Ельциным "межгосударственные договоры", главы нацреспублик принялись ударными темпами формировать "этнически однородные" властные структуры. Русским пришлось покинуть сколь-нибудь значимые посты на госслужбе, увольняться из милиции и прокуратуры, уступать представителям "титульных этносов" места в бизнесе. В конечном счете русские оказались в положении людей второго сорта, "чужаков" и "пришельцев". О том, каким образом проводится "этническое регулирование", хорошо видно на примере президентских выборов в Башкирии в 1998 году. Тогда единственного русского кандидата, депутата Госдумы Александра Аринина, просто не допустили до участия в выборах, наплевав на решение всех российских судебных инстанций. В итоге Мурталаза Рахимов был "всенародно избран", одолев "соперника" — собственного министра не то лесного, не то водного хозяйства. А в преимущественно русской Уфе, только по официальным данным, 30 процентов избирателей проголосовали против всех. По данным неофициальным, это число больше в полтора раза.
К сожалению, сегодня русским в нацавтономиях, кроме молчаливого протеста, больше ничего и не остается. Как им бороться за свои права в случае дискриминации при приеме на работу, а особенно на руководящие должности? Как доказать, что имеет место "избирательное применение законов" против русского предпринимателя? Да и что вообще можно предпринять, если за "титульными" этнократиями стоит Москва, если их поддерживает федеральный центр, а президентский полпред не расстается с тюбетейкой?
А между тем, "суверенные" не теряют время даром. В Татарии и Башкирии фактически выдают собственные паспорта, в Якутии провозглашают государственным английский язык. Силовые структуры в нацреспубликах плотно укомплектованы "титульными" кадрами, которые уже сегодня готовы "защищать независимость".
В столицах бывших автономий гордо реют собственные национальные флаги, а российский штандарт невозможно увидеть даже в дни государственных праздников. Этнократические верхушки, поделившие собственность и власть, создали себе хороший задел для строительства будущей "независимой государственности". И в случае если российская федеральная власть вновь ослабнет, они не преминут воспользоваться своим шансом.
Александр СЕРГЕЕВ
1.0x