Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 декабря 2000

НАРОДУ – ДЫРУ!

НАРОДУ – ДЫРУ! (Что стоит за повышением налогов на энергоносители)
52(369)
Date: 26-12-2000
В ПОСЛЕДНЕЕ время российскому обывателю подброшена новая "страшилка", красиво именуемая "проблемой-2003". Речь идет о 2003 годе, когда страна будет вынуждена направить на выплату внешних долгов, наделанных горе-экономистами за время реформ, рекордные суммы. Даже при сохранении высоких цен на нефть (а в том, что они за это время упадут, ни у кого сомнений нет) правительство явно не сможет найти средств на эти цели в полном объеме. Поэтому экономисты уже сейчас разрабатывают самые фантастические планы выхода из этого щекотливого положения. Характерно, что подавляющее большинство сценариев "выхода из долговой ямы" принадлежит перу тех же либеральных экономистов, которые в эту яму страну и загнали.
Вот, к примеру, позиция известного теоретика и не менее известного практика "реформ" Егора Гайдара, заявленная им публично: "Увеличение доходов бюджета должно в полной мере направляться на погашение долга". И далее он растолковывает, почему надо быть столь аккуратными по отношению к кредиторам: "Мы не можем позволить себе подрывать кредитный рейтинг России — это осложнит возврат страны на финансовые рынки!" О последующем Гайдар молчит, но правомерно задаться вопросом: а для чего ему необходим срочный возврат страны на мировой финансовый рынок? Естественно, только для того, чтобы наделать новых долгов, попасть в очередную зависимость от Запада, да и так находиться в ней по жизни. А рано или поздно (по некоторым расчетам, к 2030 году) будут исчерпаны источники энергоносителей, и тогда страна с нищим населением, огромными долгами и исчерпанными природными ресурсами будет окончательно выкинута на свалку истории.
Так вот, в гайдаровских сценариях не последнее место в плане увеличения доходов бюджета занимает увеличение налога на энергоносители. Делается это под вполне благовидным предлогом: дескать, при определении цены нефти и газа необходимо ориентироваться на мировые цены, которые, как известно, значительно превышают внутрироссийские. И налоги с их производителей брать соответствующие. План вполне хитроумный: правительство не может позволить себе впрямую повысить цены на хлеб, водку или мясо. Это чревато социальными проблемами, массовыми беспорядками, которыми не замедлит воспользоваться оппозиция. Поэтому и избран обходной путь: под предлогом борьбы со "сверхдоходами экспортеров" обложить их налогами, приближенными к общемировому уровню.
Заметим, что недавний бензиновый кризис в Европе, вызвавший целую волну забастовок и даже уличных мятежей, был вызван именно громадными налогами на топливо, которые установили "социально-ориентированные" правительства стран континента. По свидетельству президента ОПЕК, на которую обозленные европейцы и пытались повесить всех собак, Рилвану Лукмана "только 16% стоимости барреля очищенной нефти идет экспортерам, тогда как остальные 84% формируются из налогов". Если уж европейцы, с их многолетним опытом регулирования рынка, ощутили на себе последствия безоглядного повышения налогов, то можно только предполагать, что ждет Россию при развитии событий по такому сценарию.
Повышение налогов и, соответственно, цен на нефть и тесно связанный с ней природный газ автоматически вызовут резкий, кратный рост цен на топливо, электроэнергию, а также практически на все товары и услуги. И все это будет происходить в условиях нашей супермонополизированной экономики! При этом правительство канализирует народный гнев в направлении добытчиков полезных ископаемых: мол, это они во всем виноваты, задрали цены до неприличия, а мы здесь ни при чем — вмешаться не можем, рычагов нет, поскольку компании все (или почти все) частные. Кстати, под эту песню можно окончательно разделаться и с Газпромом, обвинив его во всех смертных грехах и выполнив, наконец, соответствующий наказ МВФ о рестуктуризации монополий. Таким образом, полученные от очередного ограбления народа деньги пойдут на выплаты долгов западным банкирам.
Мотором либеральной налоговой реформы в правительстве сейчас выступает первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Сегодня ему усиленно лепят образ "проводника новых реформ", "спасителя экономики", "отца нового Налогового кодекса". На деле — это близкий сподвижник самого последовательного ученика Гайдара — Анатолия Чубайса, неоднократно работавший под его руководством в Минфине и организациях, связанных с приватизацией. До своего очередного прихода в Минфин Шаталов занимал руководящую должность в российском отделении международной аудиторской фирмы "Прайсуотерхаус". Международная "пятерка" фирм аудиторов и консалтеров играет заметную роль в клубе международных кредиторов России, консультируя его членов — крупнейшие западные банки — в вопросах тактики долговых переговоров с российским правительством. Шаталов, "откомандированный" в Минфин "Прайсуотерхаус" и ее VIP-клиентами, проводит техническое обеспечение очередного витка реформ по-гайдаровски.
Нелепо предполагать, что западные "консультанты", находящиеся на содержании кредиторов России, искренне заинтересованы в развитии отечественной промышленности, росте российского экспортного потенциала и повышении конкурентоспособности наших товаров. Их цель гораздо прозаичнее: добиться быстрейшей выплаты страной внешнего долга на выгодных им условиях. Ну а дальше действовать по вышеописанному гайдаровскому сценарию: новые кредиты, новые долги... И так до тех пор, пока не исчезнет сам предмет налогообложения — российские природные ресурсы.



1.0x