Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 декабря 2000

ЛЮДИ ВЕРТИКАЛИ ЗА ЧТО ПУТИН ПООЩРЯЕТ СВОИХ ПОЛПРЕДОВ

ЛЮДИ ВЕРТИКАЛИ (За что Путин поощряет своих полпредов)
52(369)
Date: 26-12-2000
ПРОШЛО УЖЕ БОЛЬШЕ ПОЛУГОДА с тех пор, как путинские наместники вселились в свои резиденции в семи федеральных округах. А сегодня, в преддверии нового года президент собирает их в Кремле, чтобы "разобрать полеты" и отметить отличившихся. Срок этот, конечно, не настолько велик для того, чтобы можно было делать окончательные выводы о смысле и характере происходящего, однако прошедшего времени вполне достаточно для того, чтобы обнаружить уже наметившиеся тенденции и сделать прогноз о том, как будет развиваться ситуация дальше. Тем более, что на за этот относительно короткий промежуток времени пришлись и прокатившиеся по всей стране выборы руководителей субъектов Федерации и новый виток передела собственности. Стоит также отметить, что реформа административного устройства России, по сути, одно из первых дел нынешнего президента и, кажется единственное, "доведенное до конца".
Изначально проект создания федеральных округов под контролем неких генерал-губернаторов принадлежал либералам. Как только стало ясно, что власть на региональном уровне стремительно уплывает из рук "молодых реформаторов" и сторонников "радикальных реформ", они стали суетливо стали искать варианты повторного завоевания российской глубинки. Осенью 1996 года, когда назначенные Ельциным губернаторы стали стремительно "лететь под фанфары", первые предложения такого рода, с соответствующим "технико-экономическим обоснованием", поступили в возглавляемую Чубайсом администрацию президента. Однако ресурсов "великого администратора" оказалось явно недостаточно для большого либерального дела. Для того, чтобы сделать "генерал-губернаторства" эффективно работающими структурами, нужна была поддержка силовых структур, руководители которых предпочитали держаться от "реформаторов" подальше. Таким образом, идея федеральных округов долгое время оставалась психоделической утопией для полуадекватных либеральных активистов из провинции, мечтавших вырваться из политического небытия.
Все радикально изменилось с приходом к власти Владимира Путина, прекрасно знакомого с идей федеральных округов еще со времен своей работы в администрации президента. При нем власть получила так необходимый для реализации проекта силовой ресурс, и указ о создании федеральных округов был подписан буквально спустя несколько дней после инаугурации нового российского лидера. Однако при Путине старая "либеральная" идея получила совсем другую, чем раньше, идеологическую мотивацию. Политической сутью этого проекта оказалась доктрина "укрепления государственного единства России".
Вопрос, однако, заключается в том, насколько успешно президентские полпреды способны помочь этому важному делу и каковы их нынешние достижения в этом направлении. Уже очевидно, что одни "генерал-губернаторы" за минувшее время показали себя тонкими политиками и талантливыми администраторами, другие же продемонстрировали полную несостоятельность (которой, возможно, от них и ожидали), а третьи — вместо того, чтобы служить "оком государевым" на местах, превратились в надежных партнеров и союзников "суверенных президентов" и губернаторов. Понятно и то, что некоторые из наместников являются для Путина фигурами компромисса, а их довольно условное владычество в округах — отступное политическим силам, которые если не помогали, то хотя бы не мешали президенту получить власть.
* * *
CТОЛИЦЫ. Наместниками президента в два столичных города — Москву и Санкт-Петербург, а также прилегающие к ним окрестности, были назначены генералы-чекисты из самого ближайшего окружения Владимира Путина. Логика этих назначений очевидна — Полтавченко и Черкесов принадлежат к числу наиболее надежных и преданных лично президенту кадров. Перед этими людьми стоят сходные задачи, заключавшиеся в обеспечении президентского контроля над административными системами, а также информационными и финансовыми потоками в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, полпреды должны были "построить" местных губернаторов, никогда не проявлявших особых признаков политического неповиновения, но порой допускавших серьезные "финансовые нарушения" в своей работе. Тех же, кто заработал себе репутацию откровенных коррупционеров, надлежало наказать для поднятия "морального духа" остальных губернаторов. В конце концов жертвой кремлевской чистки пали пресловутый господин Руцкой, а также калининградский губернатор Горбенко, на место которого был избран видный флотоводец адмирал Егоров. Впрочем, опыт Полтавченко не исчерпывается "наведением порядка" в Курске, а распространяется еще на несколько субъектов ЦФО. Так, в минувшее воскресенье Полтавченко добился еще одного важного стратегического успеха. Поддерживаемый им генерал ФСБ Кулаков с огромным преимуществом обошел теперь уже бывшего губернатора Шабанова на выборах в славной сельским хозяйством и мощным ВПК Воронежской области.
Что же касается самих столиц, то конфликты, сотрясавшие их прошлой зимой, все еще далеки от разрешения. В Москве генерал Полтавченко ведет сложный и деликатный переговорный процесс с мэром Москвы Ю.Лужковым. "Чекистская фракция" в путинском окружении заинтересована в том, чтобы приобрести в лице Лужкова еще одну опору в борьбе с "антигосударственно настроенными" олигархами и "питерскими либералами", которые в последнее время проявляют все больше готовности консолидироваться с последними. Поговаривают, что окончательное "отречение" от Гусинского мэра Лужкова, недавно признавшего справедливой претензию налоговых органов к НТВ и "Медиа-Мост", в немалой степени было результатом переговоров с путинским наместником. Деликатность вопросу придает еще и тот факт, что маховик "наезда" на Лужкова и его структуры, запущенный "семейным кланом" осенью 1999 года, по инерции продолжает раскручиваться до сих пор. Об этом во всяком случае свидетельствуют и угрозы окружной прокуратуры по ЦФО в адрес Мособлдумы, которой был обещан роспуск за излишнюю медлительность в приведении московского законодательства в соответствие с федеральным, и позиция Рушайло, отказывающегося идти с Лужковым на компромисс в вопросе о руководстве московским ГУВД, и продолжающиеся расследования финансовых махинаций, связанных с московскими "стройками века".
Вместе с тем, Лужков, судя по всему, способствовал смягчению участи некоторых представителей своего клана, попавших за решетку во время прошлогодних "зачисток" (например, начальника МРП). Если так будет продолжаться и дальше, то в скором времени люди Лужкова смогут вздохнуть свободно и не опасаться больше за свою судьбу. Нельзя упустить из виду и предпринимаемые с одобрения Кремля попытки реанимации лужковского "Отечества", происходящие на фоне "знаков опалы" в адрес "Единства" и лично С.Шойгу. Со своей стороны Лужков убеждает Кремль использовать "Отечество" в качестве одной из своих политических структур и "слить" нынешнюю "партию власти" за ненадобностью. А после расстрела машины с лужковским заместителем Орджоникидзе лужковские требования "решить вопрос" с московским ГУВД также приобретут более настойчивый характер.
Что касается Санкт-Петербурга, то ситуация в нем остается еще более сложной и запутанной, чем в Москве. С одной стороны, стало общим местом утверждение о том, что губернатор Яковлев и шага не делает без того, чтобы не согласовать их с путинским наместником. Однако "беспокоящий огонь", который ведет прокуратура по известным петербургским банкам, тесно связанным с целым рядом "питерских политиков", наводит на мысль о том, что полностью контролировать ситуацию в "северной столице" Черкесову пока не удается.
УРАЛ. Совсем иные задачи стоят перед полпредом в Уральском федеральном округе генералом Латышеве. Петр Латышев, известный друзьям под кличкой "ПМ", был послан в Екатеринбург, который называют "русским Чикаго", с вполне очевидной и прозрачной целью: разобраться с организованными преступными группировками, практически взявшими под свой контроль уральскую промышленность. Местные "уважаемые люди" в союзе с социально близкой им региональной бюрократией построили на Урале настоящую "пирамиду власти", на вершине которой прочно уселся губернатор Россель. Совладать с Росселем — задача не из простых. Впрочем, небольшой успех уже достигнут: по одномандатному округу в Государственную думу вместо человека, которого многие считают главой печально знаменитой "Уралмашевской группировки", прошел местный милиционер. Кроме того, полпред сумел наладить приязненные отношения с некоторыми влиятельными в регионе, не имеющими отношения к криминалу финансово-промышленными группами, например с "Объединенными машиностроительными заводами", контролируемыми Кахой Бендукидзе. Что же касается Росселя, то Латышев явно решил взять "уральского дона" правильной осадой, а пока пытается подмять под себя другие субъекты Федерации в Уральском округе. Речь идет прежде всего о Челябинской и Тюменской областях.
Уральский полпред нашел общий язык и с челябинским губернатором Суминым, которой был избран "всего лишь" в 1996 году и не успел обрасти криминальной клиентелой. На днях в Челябинской области прошли губернаторские выборы, на которых Сумин был переизбран на второй срок. Произошло это во многом благодаря активной поддержке со стороны Латышева, обеспечившим Сумину поддержку Кремля. Другой выдвиженец генерал-губернатора — его первый зам Сергей Собянин, который рассчитывает стать губернатором Тюменской области. В Екатеринбурге надеются, что победу последнему должны обеспечить поддержка населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецого округов, а также голоса разочаровавшихся в нынешнем губернаторе Рокецком жителей Тюмени и близлежащих городов. Если Латышеву и Собянину удастся отправить "на покой" губернатора Рокецкого, то это будет самым крупным успехом путинских полпредов за все последние месяцы. Однако в случае с Рокецким уральском полпреду препятствуют не только сам губернатор, но и такая могущественная структура, как "Альфа-групп", которая давно "имеет интересы" на территории округа. Достаточно вспомнить, что при содействии этой структуры был относительно недавно "свергнут" оренбургский губернатор Елагин, которому не осталось ничего лучшего, чем отправится в Чечню замом Кадырова по "социалке". Видимо, с накалом в этой ожесточенной борьбе связано недавнее несколько паническое заявление Латышева о применяемых в предвыборной борьбе "черных пиаровских технологиях".
ПОВОЛЖЬЕ. Для того, чтобы лучше понять, чем занимается в Поволжском федеральном округе суетливо носящийся по вверенной его заботам территории г-н Кириенко, стоит вспомнить одно высказывание г-на Рахимова, возглавляющего "суверенный Башкортостан". Рахимов сказал, что он не понимает, зачем было вводить должность полпреда и чем ему заниматься, но лично к Кириенко у него претензий нет. И в самом деле, обе "самые суверенные республики" в упор не замечают путинской административно-территориальной реформы. За время существования федеральных округов гг. Шаймиев и Рахимов существенно продвинулись на пути построения "сильной государственности". Разумеется, государственности татарской и башкирской, а никак не российской. Особенно велики успехи "суверенного Татарстана". За последние полгода Казань добилась полной информационной автономии (прежде ее телевидение вещало на чистоте ВГТРК, а теперь — на своей собственной), вышла из единого для России поля кириллической графики и ввела латинский алфавит (по образцу турецкого), а самое главное — пролоббировала продление полномочий самого г-на Шаймиева. Как известно, Минтимеру Шариповичу, согласно действующему российскому законодательству, нельзя было участвовать в следующих президентских выборах в республике. Однако стараниями Кириенко Госдума приняла поправки к соответствующему закону, согласно которым отсчет двух сроков, на которые может избираться глава субъекта Федерации, идет с момента его принятия. Таким образом, к двум срокам, которые губернатор или "суверенный президент" уже просидел на своем посту, можно смело приплюсовать еще два. Примечательно, что поправку двумя руками поддержали либералы, прежде считавшие идею продления полномочий глав субъектов РФ очень недемократичной. Впрочем, нельзя сказать, что Кириенко вовсе не пытался проявлять административное рвение в своей работе. Он, разумеется, озвучил главам поволжских республик требования Кремля о "приведении законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией России и федеральными законами".
Последние отнеслись к этой идее с большим чувством юмора: в Башкирии, например, местные парламентарии инкорпорировали в свою конституцию текст Федеративного договора 1992 года, который в свое время называли "конфедеративным", и разъяснили, что "суверенитет Башкортостана" не противоречит суверенитету РФ. Естественно, во всех этих постановлениях даже нет и намека о приведении в соответствие с Конституцией РФ башкирских законов, однако Кириенко счел это своим большим успехом. В Татарстане даже отказались создавать видимость каких-то изменений и предложили… привести Конституцию РФ в соответствие с тем "международно-правовым договором", который заключил с Шаймиевым Ельцин в 1994 году.
Разумеется, Кириенко даже не пытался задействовать имеющиеся в распоряжении федерального центра рычаги экономического давления на Казань и Уфу, поскольку проблема укрепления государственного единства России его явно не особенно интересует. Таким образом, становится более или менее ясно, почему у Муртазы Губайдуловича Рахимова к Кириенко "претензий нет".
Попытаемся, однако, понять, "зачем нужна эта должность", прежде всего самому Кириенко. Еще год назад Кириенко считал себя чуть ли не "триумфатором" думских выборов 19 декабря и рассчитывал стать во главе "либерального большинства" в новой Думе. Однако уже три недели спустя он понял, что либералам в Думе уготована совсем не та роль, на которую они рассчитывали. Самому же Кириенко стали высказывать недоверие соратники по СПС, предлагавшие найти более достойную кандидатуру на должность лидера думской фракции. Разочаровавшись в своих парламентских перспективах, Кириенко долго обивал пороги президентской администрации и "бил челом" самому Путину, прося отправить его на "кормление" в Нижний Новгород. Говорят, что Кириенко так торопился в Нижний для того, чтобы "укрепить" там свой бизнес, созданный при Немцове. Такое предположение, конечно, имеет право на существование, но настоящие мотивы Кириенко, по-видимому, значительно серьезней. В 2001 году, ровно через полгода, в Нижегородской области грядут губернаторские выборы. И Кириенко уже сейчас делает все возможное, чтобы вернуть в губернаторское кресло своего приятеля Немцова, не допустив прихода к власти в регионе коммуниста Ходырева или директора "ГАЗа" Пугина. Вместе с тем, возвращение Немцова во власть вполне может быть первым шагом грандиозного проекта по выдвижению "кудрявого" кандидатом в президенты на следующих выборах и превращения его в "живую либеральную альтернативу" Путину. Так что вполне возможно, что Кириенко еще "отблагодарит" Путина за проявленную к нему благосклонность и роскошную генерал-губернаторскую резиденцию в Нижнем Новгороде.
С негласного благословения Кириенко на выборах в богатой Пермской области (нефть, калийные удобрения, ВПК) прежнему губернатору Геннадию Игумнову противостал мэр областной столицы Юрий Трутнев — коммерсант комсомольского разлива и создатель местного торгового монополиста фирмы с многозначительным названием "Э.К.С.". Он, поддерживаемый технологами "Яблока", вел жесткую кампанию и выиграл выборы с незначительным отрывом. Добился своего Кириенко и Республике Марий Эл, где отправился на покой местный президент Кислицин, считавшийся достаточно одиозной фигурой.
Был в наделе Кириенко еще один очаг напряжения — Ульяновская область, где за место главы администрации боролись создатель местного социализма, на тот момент губернатор Горячев и увенчанный лаврами чеченской войны генерал-лейтенант Владимир Шаманов. Последний вроде бы пользовался поддержкой АП, но поддержка эта была как-то не по-путински пассивна. Проводимая Шамановым избирательная кампания отличалась удивительной невоенной неорганизованностью и рыхлостью. Многие соратники Шаманова по чеченской войне даже считали, что самого талантилвого и принципиального русского генерала элементарно подставляют, заманивая его в политическую ловушку. По слухам, лишь в самый последний момент прямое вмешательство из Москвы заставило противников Шаманова отказаться от идеи "на полную катушку" задействовать свои административные возможности и получить "нужные цифры" . Голосование в итоге прошло относительно честно, и генерал Шаманов все таки победил. Однако не исключено, что и после выборов Шаманова могут поставить в невыгодное политическое положение. По-крайней мере, сам полпред Кириенко вряд ли будет заинтересован в том, чтобы Шаманов добавил к своей военной славе еще репутацию "блестящего управленца", успешно решающего проблемы области.
CЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Другой Герой России, генерал-полковник Виктор Казанцев — фигура скорее символическая, чем реальная. Он — официальный герой все еще так и незаконченной чеченской войны, и при этом наименее самостоятельный и подвижный из нового поколения армейских генералов. Его назначение многими наблюдателями оценивается как уступка набравшему в последние годы силу военному лобби и, одновременно, как хитрый ход, не позволяющий высшему руководству Вооруженных Сил полностью отстраниться от решения чеченской проблемы, заявляя, что "армия сделала свое дело", а остальное — задачи МВД, гражданских чиновников и т.д. Сегодня за Казанцева реально работает аппарат, который и решает задачи, связанные с оперативным управлением округом, а сам почтенный военачальник в основном занят тем, что время от времени шокирует журналистов, мягко выражаясь, нелепыми заявлениями о переговорах с бандитами вроде Руслана Гелаева, которые потом сам же и вынужден потом опровергать.
В его округ входят такие мощные субъекты Федерации, как Краснодарский и Ставропольский края, а также Волгоградская область. Они совершенно не нуждаются в стороннем управлении, особенно Кубань, где суперпопулярный "батька Кондратенко" назначил себе "официального приемника", оставшись при этом теневым лидером этой огромной и богатой территории. Характерно, что новый формальный глава края, с его лицом и манерами комсомольского лидера средней руки, явно не обладает личностной харизмой, способной даже в перспективе нанести ущерб влиянию самого "батьки". То, что победа на ставропольских выборах снова досталась Александру Черногорову, также закономерно. Несколько иная ситуация сложилась в Волгоградской области, где поддержка Казанцева реально помогла переизбраться на второй срок губернатору-коммунисту Николаю Максюте.
Однако настоящей ахиллесовой пятой Казанцева и его помощников стали национальные республики Северного Кавказа, особенно Чечня, а также Ингушетия и Дагестан, где ситуация, даже в самой отдаленной перспективе, не может приблизиться к управляемой. Более того, затянувшаяся до неприличия война в Чечне грозит югу России и стране в целом настоящей военно-политической катастрофой. Несмотря на все громкие заявления окружной власти, так и не удалось обуздать даже Аушева, почти в открытую поддерживающего чеченских боевиков. На территории Ингушетии, как и прежде, представителям федеральной власти и просто русским продолжает угрожать опасность, что подтверждается недавним убийством трех российских солдат. Однако окружным чиновникам в какой-то мере удалось пригасить тлеющий уже более года конфликт между карачаевцами и черкесами. И этот прецедент внушает надежду на то, что хотя бы в отдельных случаях федеральная власть способна принимать грамотные решения в вопросах национальной политики на Кавказе.
СИБИРЬ. Ситуация в Сибирском федеральном округе являет собой резкий контраст в сравнении с УрФо. Если Латышев пытается взять регион под контроль и развивает самую кипучую деятельность, то наместник в Сибири Леонид Драчевский подчеркнуто не вмешивается в предвыборные баталии и не проявляет никаких инициатив в отношениях с подконтрольными ему регионами. Единственное его деяние, получившее широкий общественный резонанс, это организация "переговорного процесса" и примирения между двумя заклятыми врагами — губернатором Омской области Полежаевым и мэром Омска Рощупкиным. Конфликт между губернатором и мэром серьезно огорчал такую могущественную структуру, как "Сибнефть", владеющую в Омской области не только нефтеперерабатывающими заводами, но и множеством объектов пищевой индустрии социальной сферы. Достижение мира между Полежаевым и Рощупкиным, безусловно, избавило "Сибнефть" от лишней головной боли.
Однако на этом список инициатив Л.Драчевского и заканчивается. Более того, создается впечатление, что наместник в Сибири вообще стремится вести себя максимально лояльно по отношению к действующим губернаторам и ни во что не вмешиваться. Отчасти такая стратегия объясняется тем, что наиболее привлекательные сырьевые и промышленные ресурсы в СибФо находятся в распоряжении близких к федеральной власти компаний. Алюминиевая отрасль в округе почти полностью находится под контролем "Русского алюминия", а на угольные залежи Кузбасса прочно сел губернатор Тулеев. С другой стороны, в Сибирском федеральном округе происходит достаточное количество событий, на которые путинскому полпредству явно надо как-то отреагировать. Кризис власти охватил сегодня Красноярский край и Иркутскую область, в которых идет ожесточенная борьба за дальнейшее обладание "административным ресурсом". В Красноярском крае активизировался Анатолий Быков, недавно взявший под контроль красноярский горсовет. В столице края за "блок Анатолия Быкова" проголосовало свыше 40 процентов избирателей. Авторитет губернаторской власти в крае падает, и власть явно не знает, что сделать для того, чтобы в Красноярске не повторился "вариант Клементьева"
Еще более сложная ситуация сложилась в Иркутской области, где кризис власти принял по-настоящему абсурдные формы. В преддверии губернаторских выборов, которые должны состояться в Иркутской области в 2001 году, губернатор Борис Говорин стремится нейтрализовать все потенциальные точки опоры для областной оппозиции. Главная головная боль для "сибирского Руцкого", как Говорина уже начинают называть в некоторых федеральных ведомствах за присущий ему авторитарный стиль руководства и длинный шлейф коррупционных скандалов, — это Законодательное собрание Иркутской области. На выборах в областной парламент туда прошло много людей, которые не питали к Говорину особых симпатий. Оппоненты губернатора, шедшие под знаменем предвыборных блоков "Единство" и "Народный депутат", получили 50 процентов мест в законодательном собрании и выдвинули на пост спикера генерального директора "Иркутскэнерго" Бориса Боровского. Однако Говорин быстро вмешался в ход голосования и потребовал депутатов утвердить в должности главы законодательной власти области своего человека — гендиректора Иркутского АПО Владимира Ковалькова. Этой цели Говорин добивается "жесткими методами", подвергая депутатов силовому прессингу. Отчаявшись добиться справедливости, иркутские депутаты обратились за помощью к полпреду президента по Сибирскому федеральному округу Леониду Драчевскому. На имя федерального инспектора по Иркутской области было направлено письмо с просьбой защитить областной парламент от губернаторского пресса. Однако полпред Драчевский не спешит вмешиваться в конфликт. Так что теперь депутатам ничего не остается, как обращаться за помощью прямо к Владимиру Путину, надеясь, что хотя бы он обуздает Говорина. А пока что в области разворачивается грандиозный передел собственности в электроэнергетике алюминиевой, нефтехимической, химической, угольной отраслях. Сегодня полным ходом идет подготовка к проведению аукционов по продаже госпакетов акций ОАО "Востсибуголь", "Саянскхимпром", "Усольехимпром", а также Коршуновского горнообогатительного комбината. И вполне понятно, что во всех этих процессах хочет активно поучаствовать "узкий круг" особо приближенных к Говорину бизнесменов. Полпред Леонид Драчевский, судя по всему, не пытается этому препятствовать, хотя в Кремле и администрации президента к персоне Говорина относятся с большой неприязнью. В Москве еще не забыли поведения Говорина, когда иркутский губернатор целиком поставил на блок "Отечество — Вся Россия" и допускал презрительные высказывания в адрес "Единства". Поговаривают, что Говорин попал в "черный список" Кремля, и санкции федерального центра в его адрес неизбежны. Возможно, что "мягкая" позиция Драчевского в отношении Говорина для многих влиятельных лиц в Москве заставляет задуматься об "эффективности" той политики, которая проводится полпредом в Сибири.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. Этот огромный и наиболее удаленный от федерального центра, но необычайно значимый для сохранения государственного единства России, регион Путин также поручил генералу, сделавшему имя на чеченской войне. К сожалению, Константин Пуликовский прославился не победами над боевиками, а так и нереализованным ультиматумом, который он предъявил бандитам, отбившим Грозный у федеральных войск в августе 1996 года. Позже он верно продолжал служить власти и был одним из доверенных лиц Путина на президентских выборах 2000 года.
Некоторые источники утверждают, что Пуликовский — один из немногих армейских генералов, к которым с особой симпатией относятся в Кремле. Возможно, что назначение Пуликовского именно на Дальний Восток не в последнюю очередь связано с тем, что границы ДВФо полностью совпадают с границами одноименного военного округа. Может быть, назначение боевого генерала изменит к лучшему положение воинских частей на Дальнем Востоке, поможет укрепить дисциплину, решить проблему с финансированием. Говорят, какие-то шаги в этом направлении уже делаются, однако успехи Пуликовского на гражданском поприще не столь очевидны.
За время, пока Пуликовский занимал пост полпреда по ДВФО, были переизбраны на свои должности губернаторы Хабаровского края и Сахалина. Однако большого влияния на ход избирательных кампаний в регионе само ведомство Пуликовского не оказывало, поскольку, как и в Южном федеральном округе, крупные регионы полностью лояльны федеральному центру и находятся, с политической точки зрения, в "относительном порядке". Исключение составляет, пожалуй, только Приморье, где федеральный центр явно решил воспользоваться последствиями энергетического кризиса, чтобы "задавить" Приморского губернатора Наздратенко.
Главная опора полпреда Пуликовского в ДВФО — хабаровский губернатор В.Ишаев, недавно снова переизбранный на практически безальтернативной основе. Ишаев считается "любмчиком Москвы", а его регион получает огромные дотации из федерального бюджета. Иное дело — Приморье, которым руководит губернатор, с которым слишком многие в Москве хотели бы свести личные счеты. Как известно, генерал Пуликовский прибыл "разруливать" последствия энергетического кризиса в Приморье уже тогда, когда он принял, даже по нынешним временам, невиданные и чудовищные формы и сделал это лишь затем, чтобы "назвать виновника" трагического положения. Виновником этим, как и следовало ожидать, оказался губернатор Наздратенко. В то же время РАО "ЕЭС" и Анатолий Чубайс могли только порадоваться возможности свалить с себя ответственность за "энергетический геноцид" и отметить способность Пуликовского правильно понимать "задачи энергетической политики". Говорят, что сейчас Пуликовский готовит почву для отстранения Наздратенко от должности. Станет ли от этого лучше Приморью — сказать сложно. Наздратенко, конечно, не свободен от недостатков, но кто даст гарантию, что его преемник сможет достойно справиться с ситуацией и окончательно не развалит систему управления краем? Опасность эта тем более велика, что в целом ряде небольших городов Приморья у власти уже находятся люди, выдвинутые оргпреступностью, и если Наздратенко покинет свой пост, то никто не помешает им полностью завладеть краем. В том числе и генерал Пуликовский. А если Приморье скатится в пропасть криминальной анархии, то последствия могут быть катастрофическими не только для края, но и для всей страны.
Нельзя оставить без внимания и роль полпредства по ДВФО в одной из самых необычных "губернаторских баталий", разыгравшихся на Чукотке. Как известно, губернатор Александр Назаров упрямо не хотел уступать свой пост Роману Абрамовичу, надеясь не мытьем, так катаньем вернуть себе расположение федерального центра. К несчастью для Назарова, чем ближе к выборам, тем больше неприятностей обрушивалось на голову чукотского губернатора. После вызовов в налоговую полицию и серьезных вопросов о нефте- и рыбопродуктах, а также дорогой даче в Подмосковье, Назаров стал более трезво оценивать свои шансы на победу, а под конец и вовсе снял свою кандидатуру. Говорят, что не в последнюю очередь это произошло и потому, что губернатор "прислушался" к мнению полпредства в Хабаровске. Итог выборов на Чукотке известен — в качестве новогоднего подарка Роман Абрамович получил свои 92 процента голосов, и теперь с полным правом может считать себя "начальником Чукотки".
* * *
В заключение стоит отметить, что до сих пор ни один из федеральных округов так и не превратился в субгосударство, чего опасались многие критики реформы. Очевидно, что президентские полпреды не в состоянии создать из нескольких субъектов федерации какие-то экономические и административные образования. В лучшем случае, их деятельность сможет привести к созданию новой системы сдержек и противовесов на региональном уровне, позволить хотя бы держать под контролем те процессы, которые идут в регионах. Для того, чтобы федеральные округа превратились в "субгосударства", необходимо как минимум несколько условий, главным из которых является создание мощной связки между полпредами и губернаторами, направленной против федерального центра и президента. Пока что такой вариант нельзя рассматривать серьезно даже теоретически. А поскольку назначение полпредов — это всецело кадровая прерогатива президента, то вероятность распада России на 7 мини-государств практически исключена и в будущем. Границы федеральных округов, напоминающие очертания хрущевских совнархозов, проведены достаточно произвольно, потому в нынешних условиях нельзя говорить даже о реальной экономической интеграции между регионами-соседями. Такие проекты, как "Сибирское соглашение" или ассоциация "Большая Волга", в свое время заглохли, так и не дав какого-либо экономического эффекта. Возможно, если бы эти регионы были объединены административно в некие "земли", как того хотел когда-то Лужков, то какие-то предпосылки для распада страны и возникли бы. Однако от создания федеральных округов такая опасность явно не исходит. Как и прежде, очагами сепаратизма остаются несколько хорошо известных регионов — национальных республик Поволжья и Кавказа. И как федеральная власть будет влиять на проходящие там процессы — пока что неизвестно.



1.0x