Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 декабря 2000

ПАТРИОТИЗМ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В СЕТИ

ПАТРИОТИЗМ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В СЕТИ (Голос виртуального континента)
51(368)
Date: 19-12-2000
При известной литературоцентричности русского народа ничего нет удивительного в том, что чуть ли не половина Интернета занята литературой. Интернет кишмя-кишит начинающими писателями, известными писателями, видными писателями, выдающимися писателями и просто графоманами.
Из литературных сайтов условно-патриотической ориентации выделяется "Русский переплет" (), издаваемый профессором МГУ В.М.Липуновым (подписывается псевдонимом В.Хлумов).
Сайт весьма популярен (от 200 до 1000 посетителей в день — показатель очень приличный). В числе авторов: Павел Басинский, Вадим Кожинов, Владислав Отрошенко, Олег Павлов и Валерий Сердюченко, знакомые по публикациям в "Дне литературы и "толстых журналах" аналогичной, условно-патриотической, ориентации...
Поясню, в чем заключается условность патриотизма "Русского переплета" и ему подобных электронных и бумажных изданий. Дело в том, что "патриотизм" их — не сознательный выбор. Сама логика литературного процесса заставляет их двигаться именно в этом фарватере. Злые да зубастые либералы им типологически не близки. Исповедовать же патриотизм по-прохановски — неистово и бескомпромиссно — не позволяет инстинкт самосохранения.
"Русский переплет" и ему подобные уютно расположились в особой (кстати, довольно просторной) нише — отражают умонастроения "широких слоев" гуманитарной интеллигенции старше 45-ти. Оттертые более молодыми и более ушлыми коллегами от сытных пиаровских хлебов (из либеральных "пекарен"), они захотели обратно в Империю. Что, в общем-то, похвально. Хотя "патриотизм", имеющий под собой такую жидкую основу, не многого стоит.
…Поиск "патриотических" ссылок (вроде бы обязательного атрибута "патриотического" сайта) в "Русском переплете" успехом не увенчался. Нашлась только ссылка на форум более, чем сомнительного, "нового русского диакона" А.Кураева. Широко представленные в сети "Завтра" и "День литературы" (на которые охотно ссылаются и куда как менее "патриотичные" сайты) для "Русского переплета", похоже, не существуют. Зато призыв "ЧИТАЙТЕ СОРОСОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ" встречается повсеместно. Такой вот причудливый "патриотизм" у "переплетцев"...
Момент истины для "Русского переплета" (как и для многих других) настал во время натовских бомбежек Сербии… Вообще поведение в тот период следует признать универсальным индикатором для всех, кто сегодня называет себя "патриотом" или "государственником".
"Русский переплет" тогда энергично публиковал подложные письма (якобы из Сербии), где утверждалось, что... "сегодняшняя Сербия очень похожа на гитлеровскую Германию... Бог не любит нацистов, он их накажет, раньше или позже. Тот, кто поддерживает Милошевича, делает ту же самую ошибку, что и монструозный советский диктатор, когда в 1939 году поддержал Гитлера..."
Разумеется, в Сербии можно отыскать мерзавцев, способных написать подобную гадость: киселевы да бабицкие — явление космополитическое: встречаются повсеместно, как стригущий лишай или дизентерия. Тем не менее, публиковать подобные опусы в те дни, когда на головы сербов дождем сыпались натовские бомбы, — по меньшей мере кощунство. А по сути, обыкновенное предательство…
К счастью, "переплетцами" и им подобными литературный процесс в Интернете не исчерпывается.
Есть, например, замечательный литературный журнал "Русскiй Удодъ", (). Вот где, действительно, страсти кипят и слова сверкают!
Журнал издается молодыми научными фантастами радикально-патриотического направления. Именно там впервые увидел свет нашумевший роман Дмитрия Янковского "Рапсодия гнева"(), заклейменный либеральными критиками как фашистский.
Редактор "Русскаго Удода" — профессор Элиезер Воронель-Дацевич. Кстати, под этим псевдонимом он впервые опубликовался на страницах "Завтра" (в №34(299) за 1999 г.), что само по себе говорит о многом.
На страницах журнала можно познакомиться с крайне интересными текстами самых модных жанров сетевой литературы. Их отличительная черта — активное и сознательное неприятие либеральных "ценностей" и здоровый экстремизм.
Но подлинным украшением "Удода" является публицистика главного редактора. Вот, например, фрагмент одного из редакционных материалов:
"…Недавно я читал статью в "Совраске" о причинах депопуляции в России, где автор высказывал мысль о том, что проблема состоит просто в неприятии нацией навязанной сверху идеологии. Я бы уточнил, что дело как раз в полном ПРИЯТИИ — ведь либерализм есть идеология смерти, вроде запойного пьянства или тяжелой наркомании. "Делай, что хошь" — и, ясный перец, "хошь" понимается только как "жить в свое удовольствие". То есть, хе-хе, не размножаться, не строить и не копать канав от забора до обеда. Купил, продал, на два процента от прибыли вколол дозу. Вот и весь "пейзаж". Гуляй, душа... И так без конца…
Иными словами, я хочу сказать вот что: 70-80-е гг. создали два социальных мифа. Первый — "о райском Западе"; второй — "об ежедневной эстетике борьбы с режимом". Иногда обе идеи совмещались, тогда получались Александр Галич или Виктор Ерофеев. "Бороться с режимом, чтобы на халяву пить Johny Walker" (Галич). И наоборот (Ерофеев).
В перестройку оба мифа слились и в сознании одуревших горожан-бюргеров, и они ловко разнесли к черту политический пейзаж позднего "совка"…"

О том, каким Элиезер Воронель-Дацевич видит русский пейзаж 90-х, можно прочесть здесь:
Ольга РАХИМОВА-НАДЕЙКИНА
|| || || || || ||


1.0x