Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 декабря 2000

ПРАВЯЩИЙ ДОМ ДАЛ АЛМАЗНЫЙ ЗАКОН

ПРАВЯЩИЙ ДОМ ДАЛ АЛМАЗНЫЙ ЗАКОН (Как Российское правительство поддерживает экономику Израиля и ряда других стран в ущерб интересам своего государства)
51(368)
Date: 19-12-2000
Можно ли уберечь государственные интересы, ущемляя при этом финансовые возможности управляемых государством предприятий? Ответ очевиден. Но в нашей реформируемой до основания стране прибегают как раз к столь "нетрадиционным" способам борьбы за государственные выгоды.
К числу такого рода мер относится и Закон "О внесении дополнений в пункт 1 ст.5 закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", вступление в силу которого произойдет 1 января 2001 года. Сочинили его в правительственном доме на Краснопресненской набережной и продавили через "медвежий" парламент под лозунги о защите государственных интересов.
Но чем ближе роковая дата, тем больше возникает вопросов к авторам законодательных поправок. И это понятно. Закон затрагивает сферу особо капиталоемких отраслей — золотопромышленность и алмазобриллиантовый комплекс (АБК). Но настораживает в законе не это, а его избирательная пристрастность. Закон освобождает от НДС золотодобытчиков, но оставляет без каких-либо льгот "золотых" ювелиров, в АБК наоборот — освобождает от НДС гранильщиков, взваливая налоговое бремя по полной программе на алмазодобытчиков, объединенных в акционерную компанию АЛРОСа, которая добывает 98% всех российских алмазов. Правительство, а вернее Министерство финансов, инициировавшее закон, открыто показало, что есть те, кто ближе к его высокопоставленному телу, а есть другие — кто, по его планам, должен покрывать расходы и свои, и "того парня".
Не надо быть великим экономистом, чтобы понять, что минфиновский новогодний "подарок" АЛРОСе оставляет ее, на три четверти принадлежащую государству (32% акций — в федеральной собственности, 32% — собственность Якутии, 23% — у коллектива, 5% — фонд военных, 8% — фонд по ликвидации экологического ущерба), в наибольшем накладе. В подобных переделках компания уже оказывалась в середине 90-х годов. С тех пор, казалось бы, многое изменилось, в том числе и состав кабинета министров. Но в ситуации с законом складывается впечатление, что и вновь пришедшим министерским чиновникам свойственно "особое" отношение к компании, сумевшей, на зло всем, выстоять в годы тяжких испытаний и сохранить для страны мощный источник валютных поступлений, крепкую отрасль с развивающимся (что особенно заметно на фоне других!) производственно-социальным потенциалом. Судя по содержанию нового закона, в правительстве, как и раньше, жаждут разделять, противопоставлять, размежевывать родственные звенья единой внутриотраслевой цепи. В угоду чему? И при чем здесь государственный подход, если в проигрыше оказывается компания с высокой долей государственного капитала?
— Для Республики Саха (Якутия) АЛРОСа дает практически 80 % всех финансовых ресурсов,— заявляет якутский депутат, заместитель председателя думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Виталий Басыгысов.—На ней практически держится весь бюджет республики, которая, нельзя забывать,— одна пятая часть России. Будет плохо Якутии — плохо себя почувствует и вся Федерация. Сегодня больно слышать, что творится в Приморском крае, как там страдают от холода жители. Зато иная картина в Якутии, где климатические условия намного суровее. У нас спокойная стабильная обстановка. И все благодаря тому, что были своевременно уплачены налоги, завезено топливо. Важнейшая заслуга в этом компании АЛРОСа, где понимают, что отключение в наших краях тепла не то что на несколько дней, а всего на полтора часа, обернется катастрофой, которая может привести к десяткам тысяч человеческих жертв.
Кстати, сегодня с АЛРОСой связывает свои надежды Эвенкия Красноярского края, где ведется поиск алмазов. В Архангельской области ждут прихода настоящего хозяина, коим считают тоже АЛРОСу. Чтобы их чаяния оправдались, нужны ресурсы, деньги, которые фактически зарабатываются в самой компании. Судьба этих суровых по климату регионов напрямую зависит от финансового состояния АЛРОСы, ее конкурентоспособности. Однако новый закон, к сожалению, не способствует этому.
И поясняет — почему:
— Со вступлением его в силу проигрыш компании составит 20 млн. долларов в год. Закон поставил в неравное положение гранильщиков и алмазодобытчиков. С первых снимает НДС, облегчая им налоговое бремя, но требует его уплаты с тех, кто добывает в вечной мерзлоте алмазы. И что в итоге получается? Алмазники продают алмазы без НДС гранильщикам, но сами-то покупают комплектующие с НДС и им же приходится возвращать НДС в бюджет, как полагается делать последнему потребителю. В данном случае последним оказывается тот, кто добывает алмазы. На алросовцев падает повышенная нагрузка в виде двойного НДС и с покупок, и с продаж.
— Совершенно непонятно,— продолжает В.Басыгысов,— зачем усиливать налогообложение на компанию, и так всеми силами поддерживающую гранильные предприятия с большой долей государст- венного участия: смоленский завод "Кристалл", якутских гранильщиков, возрождает Барнаульский завод,— всего 4-5 заводов. Их АЛРОСа практически кредитует, отпуская алмазы без предоплаты, а деньги получает уже через 3-4 месяца, после того, как гранильщики обработают алмазы и продадут. Это называется товарный кредит. Его добровольно и сознательно компания дает тем, кто работает на государство. Так что и без законодательной инициативы алросовцы всеми силами поддерживают российских огранщиков.
Но с появлением закона в наибольшем выигрыше оказываются многочисленные московские совместные предприятия (СП) с иностранным участием далеко не бедных государств — Бельгии, Израиля. Они теперь и НДС не будут платить, и от АЛРОСы получат алмазы подешевке. Трудно понять такую логику. Неужели России больше некуда девать деньги, как проплачивать иностранных огранщиков? Таких СП сейчас больше сотни. Работая на якутском сырье, они ничего не дают Якутии.
И снова дело, как в афере с похищением фирмой "Голден Ада" драгоценностей из Гохрана на 180 млн. долларов, упирается в проблему СП. Вернее, в смысл их существования для России. В.Басыгысов уверяет, что у Якутии они только забирают, но ничего не дают. Точные сведения об их отчислениях в федеральный бюджет покрыты тайной. Но даже то, что известно, говорит: их вклад в государственную казну весьма условный. Во всяком случае, деятельность СП в целом критически характеризуют многие авторитетные люди. В их числе — последний премьер СССР, депутат Госдумы Николай Рыжков:
— Мне кое-что известно об СП. Год-два назад их было более ста. Что они делали? Жульничали. Каждое СП — не просто какое-то предприятие, мастерская, заводик или фабрика по огранке. Они делают следующее: берут алмаз и от него отрезают маленький кусочек. Отрезали — и уже вроде как обработали... Теперь это считается полуфабрикат, и он идет совершенно по другому закону. И вот так от нас уводят, по сути дела, те же алмазы, отрезая по кусочку и вписывая их уже в иную графу классификации. АЛРОСа сто раз права, когда возмущается деятельностью СП. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы вот так жулье крутилось вокруг наших богатств, обманывало наше государство.
Я за то, чтобы Россия ориентировалась на торговлю бриллиантами, а не алмазами. Но СП — не та форма, которая поможет поднять нашу гранильную промышленность. СП — это форма обхода всевозможных законов. На этом деле, думаю, многие нагрели руки. Развивать огранку надо под жестким контролем государства. И в этом отношении, я считаю, именно АЛРОСа ведет себя совершенно правильно.
Знаю, какая здесь идет большая борьба. Одни говорят, что России не надо развивать гранильную промышленность. Вы, мол, давайте алмазы. А у нас есть Бельгия, Индия, Израиль. У нас есть центры, которые сформировались за много лет. Пусть, дескать, они зарабатывают огромнейшие деньги. На сырье, понятно, столько не заработаешь. Ставленники зарубежных бриллиантщиков проводят выгодную для себя линию: вы, россияне, в земле ройтесь и отдавайте все нам. Зачем вам обработка? Хитрят господа. Я уверен, что именно нам, добывающим 25% алмазов в мире, надо развивать гранильную промышленность. Но под контролем государства. АЛРОСа отстаивает эту же позицию. Пора бы к ней прислушаться.
Но каждый, как известно, слышит то, что интересно ему. К примеру, заместитель министра финансов и начальник Гохрана России Валерий Рудаков прислушивается, судя по всему, к иным "мелодиям" и звукам. В недавнем своем интервью некоей малоизвестной газетке "Алфавит" он расточает похвалы как раз в адрес СП, называя их успешными гранильными предприятиями. Правда, в чем они успешны и кому выгодны,— умалчивает, ибо если начать говорить фактами, то господину Рудакову придется сказать, что выгодны СП только их израильско-бельгийским хозяевам и тем, кто с ними связан у нас, но не экономике России. А тогда встанет вопрос другого рода: из каких таких побуждений государственный чиновник очень высокого ранга открыто поддерживает жульнические, по определению Н.Рыжкова, СП и противодействует проведению именно государственных интересов в алмазодобыче?
Ведь он не может не понимать, как усложняется ситуация на мировом алмазобриллиантовом рынке, и что удержать на нем достойное место позволит только дальнейшее развитие алмазодобычи, разведка и освоение новых месторождений, в частности, Ломоносовского. А для этого нужна опытная организация и средства.
Опытом работы в суровых северных краях обладает АЛРОСа. Об этом известно в правительственных структурах. Как известно и то, что компания уже располагает экономико-технологическими обоснованиями и начала практические шаги по освоению алмазного месторождения в Архангельской области. Многоопытные северные алмазодобытчики, мыслящие на перспективу, совершенно уверены в правильности своих планов, ибо кому, как не им, знать, что нужно отрасли. Но в лице господина В.Рудакова они почему-то не находят единомышленника. Если в передовых странах мира руководство и предприниматели действуют сообща, помня об интересах своих государств, то у нас такой связки не складывается. Вместо поддержки и стимулирования активных хозяйственников, наполняющих бюджет страны, происходит подрыв их экономического положения. Причем действиями именно государственных чиновников. Осознавая, что только АЛРОСе под силу и освоение Архангельского месторождения, и поддержка отечественных огранщиков, правительство, тем не менее, запускает закон по подрыву финансового положения компании.
— Чтобы алмазы и через 10 лет добывались в таком же объеме, как сейчас,— подчеркивает В.Басыгысов,— надо вложить миллиарды долларов в строительство новых подземных рудников, в геологоразведку, разработку новых месторожде- ний. Каждое уменьшение вложений сегодня мощно ударит по отрасли лет через 7-8-10. За прошлую пятилетку АЛРОСа привлекла более миллиарда долларов для того, чтобы открыть ГОК на трубке "Юбилейная", ГОК на Анабаре, подземный рудник "Интернациональный". Для освоения новых месторождений и, в частности, архангельских, АЛРОСе, наоборот, надо помочь кредитами как одной из самых надежных и экономически устойчивых структур в России. А у нее вместо этого отнимают заработанное.
— Поэтому, несмотря на то, что правительственный закон вот-вот вступит в силу, мы не собираемся со всем этим соглашаться,— заявляет В.Басыгысов,—мы планируем внести поправки, которые обеспечат равную поддержку со стороны государства и производителям сырья, и его потребителям. Со своей стороны я неоднократно обращался к главе правительства М.Касьянову, министру финансов А.Кудрину. Их ответы свидетельствуют о том, что в правительстве сильно лобби иного направления. Но наш комитет не остановится. Мы прорабатываем поправки к закону, которые выровняют налоговый дисбаланс в отношении алмазодобычи.
Так что впереди новые “бодания” с чиновниками из дома на Краснопресненской, очередные испытания на прочность. Но у тех, кто пристально следит за событиями в российском АБК на протяжении последних лет, нет сомнений в том, что АЛРОСа продолжит бороться и отстаивать государственные интересы. Напомним, что никакие интриги и дефолты не помешали ей стабилизировать добычу алмазов на уровне 1,5 млрд. долларов в год и методично наращивать объемы продаж, давая сотни миллионов долларов в бюджет. У компании в целом неплохие шансы складываются на мировом рынке, где изменилась расстановка сил после отказа НТК "Де Бирс" от одноканальной системы сбыта алмазов. Главное, не допустить теневой утечки алмазов из страны, не упустить контроль за производством бриллиантов, торговлю которыми планирует расширить компания. В этом ее поддерживают отечественные огранщики, не говоря уже о многотысячной армии рядовых алмазодобытчиков, о населении огромных северных регионов, живущих благодаря АЛРОСе и ее заботе о социальной сфере городов и поселков.
А кто стоит за плечами правительственны
х лоббистов, до сих пор не расставшихся с мечтой расчленить и растащить по своим приватным паутинкам российский АБК?
Да все те же, кто в середине 90-х годов, похоже, выполнял определенный экономический заказ по передаче алмазной отрасли в руки близких им по интересам людей. Сегодня они окопались в специально созданных для них структурах и банках вроде "Российского кредита". И спрятались в тень. Но дело их, как видим, здравствует. В том числе благодаря новым продолжателям.
Ольга БЕРЕСКУН
|| || || || || ||


1.0x