ОТМОРОЖЕННАЯ СОВЕСТЬ
49(366)
Date: 5-12-2000
Чубайс — это крупнейшее стихийное бедствие, сравнимое по мощи с сотнями тайфунов, селей, снегопадов, засух и т.д. Бедствие, которое уже почти десять лет терзает страну, мечется по ее просторам, оставляя за собой воронки на месте цветущих городов и деревень, мусор и трупы погибших мирных жителей. Он уже всем нам страшно надоел — писать о нем противно и даже несколько скучно. Но приходится, так как его бурная разрушительная деятельность постоянно дает страшные плоды, порождая пресловутые "информационные поводы", которые являются неизбежной пищей любой журналистики.
Забавно, что сам Анатолий Борисович явно не осознает свою инфернально-метафизическую роль в истории нашей Родины и искренне считает себя просто чрезвычайно талантливым менеджером, сумевшим прорваться к вершинам власти сквозь толщу ненавистного "быдла". Похоже, его жизненная и деловая философия является утрированным подобием той самой "протестантской этики", которую так убедительно описывал Макс Вебер. Чубайс с мистическим пылом, зародившимся в нем, видимо, еще в период торговли цветами, делает деньги ради денег. Делает их из абсолютно любого попавшегося в руки ресурса — вне зависимости от его первоначального характера и предназначения. Кажется, он считает, что умение получить максимальную прибыль и есть то качество, которое делает его в собственных глазах "солью земли", чем-то вроде полубога.
Такие, как он, — заменившие реальные трансцендентные ценности ценностями квазитрансцендентными — есть в любом обществе. Для нашей цивилизации опасен не сам факт их существования, а то, что они оказались у рычагов государственной власти, перехватили управление важнейшими структурами жизнеобеспечения социума.
РАО ЕЭС — одна из них. И то, что делает Чубайс с пока еще относительно единой энергетикой страны, — чудовищно с точки зрения национальных интересов и одновременно абсолютно рационально с точки зрения самого "рыжего Толика". Ведь он просто хочет получить как можно больше денег здесь и сейчас. Для этого он фактически делит доставшееся хозяйство на три части. Первая — это энергетические коммуникации, "труба", монопольное владение которой приносит реальную и огромную прибыль. Вторая — это относительно рентабельные энергопроизводящие мощности, которые г-н Чубайс мечтает продать иностранцам и тоже получить за это деньги. Третья часть — это мощности нерентабельные, устаревшие и требующие срочной реконструкции. Их "наш герой" с невиданной щедростью готов подарить местным властям, то есть сбросить негодное ему барахло на баланс местных бюджетов.
И свое право "реформировать", а точнее — уничтожить нашу энергетику, он отстаивает с яростью фанатика, не скупясь на ложь и откровенный шантаж. В частности, он постоянно заявляет, что катящаяся по стране волна "веерных отключений", которые часто переходят в отключения затяжные, вызвана необходимостью бороться с неплательщиками, а живые деньги ему позарез нужны на реконструкцию отрасли. И здесь, представляется, мы сталкиваемся с одной чрезвычайно важной чертой характера Анатолия Борисовича — с присущим ему садизмом, а точнее — садомазохизмом. Ведь, если вдуматься, у такой могущественной корпорации, как РАО ЕЭС, имеется множество способов борьбы с неплатежами — от арбитражей до бандитов, не говоря уж про взаимозачеты. Но Чубайс предпочитает отключать рубильники. Наверное, сидя в роскошной и теплой гостиной за чашкой утреннего кофе, он с улыбкой представляет, как замерзающая приморская или ульяновская старушка посылает ему свое последнее проклятие.
Александр БОРИСОВ
1.0x