Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 ноября 2000

КАК УПОИТЕЛЕН В РОССИИ МАНЬЕРИЗМ...

КАК УПОИТЕЛЕН В РОССИИ МАНЬЕРИЗМ...
47(364)
Date: 21-11-2000
"Каждому ребенку сегодня известно, что куртуазный маньеризм существовал всегда.
Точную дату рождения Ордена разные исследователи называют по-разному. Хотя доподлинно известно, что старинные собутыльники Виктор Пеленягрэ и Вадим Степанцов подписали манифест Ордена куртуазных маньеристов 22 декабря 1988 года в ресторане Театрального Общества.
Так родился Орден, который объединил поэтов новейшего сладостного стиля, воспевающих изысканные манеры и преклонение перед Женщиной.
Событие было отмечено роскошным ужином и битием зеркал. Кстати, после этого здание ВТО сгорело, видимо, исчерпав свое историческое предназначение.
С тех пор все тотальные гедонисты человечества отмечают день рождения Ордена как свой день. С разных концов земли летят в адрес маньеристов поздравительные телеграммы, воздушные поцелуи, а также проклятия обманутых ими женщин."

(Из книги кавалерственной дамы Анастасии Лятуринской "Жизнеописание негодяев")
…В них есть все: широта души и загульность, благородство и позерство, искрометный. Легкий талант и не менее легкое ремесленничество. Серьезность и снобизм, тонкий юмор и пошлость. И невозможно в них отделить свет от тьмы, воду от пламени. Они — рыцари Хаоса. Русского Хаоса. Из безвременья, из золы сгорающей истории они смогли дистиллировать эликсир вечной молодости. Невозможно маньеристов представить пожилыми мэтрами, как невозможно их представить литературными чиновниками или чинушами. Они всегда бунтари. Они всегда опережают свое время и из едко-сатирического будущего смеются над высокопарным убожеством настоящего.
"Затем появились Журналисты и Демократы — две чумы нашего времени. Первые старались открыть людям глаза и, следовательно, искореняли их природную доброту. Вторые — сборище неуравновешенных — вносили смуту, где бы ни появлялись. Они были настолько глупы, что имели принципы, и настолько несчастны, что следовали им. Все они плохо кончили, жизнью своей доказав, что преобразования порождают лишь мошенников.
…Когда шумели народные витии, а продажные репортеры с удовольствием подливали масло в огонь, мы одними из немногих с отвращением отвели взор от Великих Начинаний наших вождей.
…Иллюзии рассеялись, хотя все мы то и дело принимаемся шарить по своим карманам в поисках невесть куда исчезнувшего флага Свободы — "черт побери, да ведь был же он у меня, я помню!" — и священной Конституции, тоже сгинувшей без следа", — так еще в 1994 году определил "эпоху демократии" Виктор Пеленягрэ.
"Мы вошли в литературу легко и без особых затруднений. Роль отверженных, которых ждать публикации до второго пришествия, нас не прельщала. Мы в равной степени презирали литературный истеблишмент и коммунальный андеграунд. А те и другие в свою очередь упрекали власти за свое убожество.
…Но если бы нам пришлось выбирать, то мы, несомненно, отвернулись бы от седовласых любителей самиздата. Нам это не подходило. Куртуазные маньеристы не только не дожидались, пока жизнь сделают более пристойной, но все времена, ибо искусство создается для жизни, а не жизнь для искусства."
Это уже о своем месте в русской литературе. Маньеристы выработали свой, ни на кого не похожий стиль. Утонченный сплав лирики, сатиры и хард-рока. Можно было бы предположить, что куртуазный маньеризм лишь маска, поза, эгоистичная попытка выделиться из общей массы. Но когда знакомишься с жизнью и судьбами маньеристов, то неожиданно понимаешь, что все это всерьез, все это "взаправду".
Погиб на войне в Абхазии самый молодой поэт Ордена, Черный Гранд-Коннетабль Александр Бардодым, еще раз доказавший своей гибелью, что в России поэзия и честь всегда едины. И смерть эта каким-то мистическим образом вдруг подняла орден поэтов до ордена рыцарского. И литература была освящена жертвенной кровью.
Невозможно игнорировать успехи куртуазных маньеристов на ниве шоу-бизнеса. Буквально народными стали шлягеры Вадима Степанцова "Король оранжевое лето", "Добрый вечер, Москва", "Держись, пижон!" , группа "Бахыт компот", созданная им более 12 лет тому назад, до сих пор необычайна популярна. Кто не знает супершлягер Виктора Пеленягрэ "Как упоительны в России вечера"? Его стихи "Девочка", "Бискайский залив", "Порт-Саид", "Пиккадилли" давно стали эпохальными событиями музыкальной жизни.
Маньеристы — дети "страшных лет" России. И, может быть, именно в этом их высшее предназначение. Десятилетие безвременья слизало многих талантливых и ярких русских поэтов. Оно травило их презрением "новой власти", закрытыми дверями издательств, холодом чиновников, голодом и забвением. Казалось, русская поэзия должна была умереть. И ничему, кроме Бродского и Пастернака, на мертвом ее поле не остаться. Но сквозь могильные плиты, сквозь асфальт и бетон к солнцу пробились чертополохи и шиповники маньеристов.
К их творчеству можно относиться по-разному. Их можно ругать или хвалить. Но их невозможно не замечать. И через это десятилетие смутного времени они пронесли и свой факел в русской поэзии. И в этом их главная земная миссия.
Владислав ШУРЫГИН
АЛЕКСАНДР БОРДОДЫМ
Родился в 1966 г. в Москве.
Поступил в Литературный институт на факультет художественного перевода (абхазская группа). Учеба была прервана службой в армии. В 1991 г. окончил институт, работал спецкором "Курантов".
Имеются публикации стихов в центральной прессе.
В сентябре 1992 года убит в Абхазии.
Автор сборника стихов "Прорваться за грань" (1993, посмертно).
Черный Гранд-Коннетабль ОКМ.
"О Черном Гранд-Коннетабле ходили слухи самые фантастические. Говорили, например, что он может пить десять дней кряду и оставаться свежим и бодрым.
Говорили также, что в постели он неутомим и любит женщин, не снимая сапог.
Завистники утверждали, что не снимает он сапог оттого, что не имеет портянок. Самый же факт никто оспаривать не решался.
Константэн Григорьев, кутивший с Бардодымом неделю, утверждал, что он-де черт, посланный в Орден для спаивания и развала. Дескать, он самолично видел хвост, и что вместо ступней у Коннетабля копытца.
— Ну снимите сапоги, снимите, если это не так, — приставал к собутыльнику пьяный Григорьев. Гранд-Коннетабль лукаво улыбался, но сапог не снимал."

(Из книги кавалерственной дамы Анастасии Лятуринской "Жизнеописание негодяев")
ПОЛКОВНИКУ НИКТО НЕ ПИШЕТ

Полковнику никто не пишет,
А в чем причина — он не знает.
Он ждет. Зимой на стекла дышит
И смотрит вдаль. Не помогает.
Но нет, не пишут! Это странно...
А впрочем, было бы не слабо,
Когда с курьером утром рано
Пришла б депеша из генштаба
Или любовная записка,
Пусть небольшая — пара строчек,
А в ней какая-нибудь киска
В углу поставит вензелечек.
Полковник смотрит вдаль упрямо.
Пусть Розалинда или Маша
Пришлют с вокзала телеграмму:
"Встречайте. Я навеки ваша".
А вдруг письмо придет под вечер
С эскортом черных бэтээров,
И в нем укажут место встречи
Однополчан-легионеров.
Он вспомнит старые делишки,
Его медали забренчат,
Ему герлскауты-малышки
Розаны свежие вручат...
Все тщетно. Ночь прохладой дышит.
Окно. Бинокль. Чистый лист.
Полковнику никто не пишет,
Но он, однако, оптимист.

ВАДИМ СТЕПАНЦОВ
Родился в 1960 году в Туле. Окончил 3 курса Московского технологического института мясной и молочной промышленности и Литературный институт им.М.Горького (с отличием).
На вид он симпатичный блондинчик, бороду бреет, с народом то ласков, то брюзглив, в зависимости от частых перепадов настроения.
Любимые поэты — Ронсар и Абай Кунанбаев (последнего читает в подлиннике).
Создатель и бессменный солист скандально известной вандал-рок-группы "Бахыт-Компот".
Автор многих текстов песен других исполнителей, в частности, группы "Браво"

ЦАРЬ

На двадцать пятом лете жизни
один блондинчик-симпатяга
свисал, мусоля сигарету,
с балкона ресторана "Прага".
Внезапно пол под ним качнулся
и задрожала балюстрада,
и он услышал гулкий шепот:
"Ты царь Шумера и Аккада".
Он глянул вниз туманным взором
на человеческое стадо.
"Я царь Шумера и Аккада.
Я царь Шумера и Аккада".
На потных лицах жриц Астарты
пылала яркая помада.
Ступал по пиршественной зале
он, царь Шумера и Аккада.
Смахнув какой-то толстой даме
на платье рюмку лимонада,
он улыбнулся чуть смущенно,
"Я царь Шумера и Аккада".
И думал он, покуда в спину
ему неслось "Лечиться надо!":
"Я царь Шумера и Аккада.
Я царь Шумера и Аккада".
Сквозь вавилонское кишенье
московских бестолковых улиц,
чертя по ветру пиктограммы,
он шествовал, слегка сутулясь.
Его машина чуть не сбила
у Александровского сада.
Он выругался по-касситски.
"Я царь Шумера и Аккада.
Я Шаррукен, я сын эфира,
я человек из ниоткуда", —
сказал — и снова окунулся
в поток издерганного люда.
По хитрованским переулкам,
уйдя в себя, он брел устало,
пока Мардук его не вывел
на площадь Курского вокзала.
Он у кассирши смуглоликой
спросил плацкарту до Багдада.
"Вы, часом, не с луны свалились?"
"Я царь Шумера и Аккада.
Возможно, я дитя Суена,
Луны возлюбленное чадо.
Но это — миф. Одно лишь верно:
я царь Шумера и Аккада".
Была весна. На Спасской башне
пробило полвторого ночи.
Огнем бенгальским загорелись
ее агатовые очи.
От глаз его темно-зеленых
она не отводила взгляда,
выписывая два билета
в страну Шумера и Аккада.

ВИКТОР ПЕЛЕНЯГРЭ
Родился в 1959 году в Молдавии.
Окончил СГПТУ №68 Москвы по специальности каменщик-монтажник, Калужский педагогический институт и Литературный институт им.М.Горького. Участник всех орденских сборников. Архикардинал ОКМ.
"Пеленягрэ часто путали со Шварценеггером. Несмотря на этимологическую близость их фамилий (обе происходят от слова "нигер"), их разделял океан.
— Ну как, похож я на Шварценеггера? — спрашивал архикардинал очередную поклонницу, демонстрируя обнаженный торс.
А в это время в пыльном Нью-Йорке Шварценеггер яростно рвал свои рукописи, повторяя:
— Никогда мне не писать стихи, как Пеленягрэ!"

(Из книги кавалерственной дамы Анастасии Лятуринской "Жизнеописание негодяев")
КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА

Как упоительны в России вечера!..
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное! Забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера!
Балы. Красавицы. Пролетки. Нумера.
И вальсы Шуберта и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!..
Как упоительны в России вечера!..
В закатном блеске пламенеет снова лето
И только небо в голубых глазах поэта,
Как упоительны в России вечера!
Пусть слава — дым, пускай любовь — игра,
Ну что тебе мои порывы и объятья?
На том и этом свете буду вспоминать я,
Как упоительны в России вечера!..

СТРАШНЫЙ СУД

Страшно жить на этом свете
Под копытами коня;
Просыпаться на рассвете
В адском зареве огня.
Здесь рыдают безутешно
И Мефодий, и Кирилл,
А зачем я так поспешно
Даму на кол посадил?
Спрятав ножик под подушкой,
Козни радостно плетут;
Спит безногий с потаскушкой,
Ведьму замуж выдают.
Бьется прокурор в падучей
В темном здании суда;
Казни просят неминучей
Подсудимого уста.
Дайте мне, — кричит убивец, —
Дайте с чувством умереть,
Дай мне, Боже Милостивец,
Синим пламенем сгореть!
Здесь рыдают в околотке,
Бьют, насилуют и жгут;
Здесь никак нельзя без водки
Видеть этот страшный суд.
Взвизгнет раненною скрипкой
Персональный кадиллак,
По Москве идет с улыбкой
Подмосковный маниак.
Снова муха-цокотуха
С криком в сени к нам летит,
За стеной хрипит старуха,
В небесах мертвец парит.
Под откос пускают дети
С легким сердцем поезда,
Страшно жить на этом свете,
Так и знайте, господа

КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВ
Родился в 1968 г. в Омске.
Долгое время жил в г.Балхаш. Служил в армии.
Окончил Литературный институт им. М. Горького (1993).
Участник орденских сборников: "Пленники Афродиты" (1992) и других. Имеются публикации в центральной прессе.
Штандарт-юнкер, с 1992 года Командор-ордалиймейстер и магический флюид ОКМ.
Демоническая личность, склонен к ипохондрии и мрачному уединению.
Стихи пишет крайне редко, любимое занятие — торговля, любимые поговорки — "Копеечка рубль бережет" и "Не обманешь — не продашь".
Характерны названия его поэтических циклов: "Влюбленный лабазник" и "Проказы негоцианта".
"Рыжий фавн Григорьев (по убеждениям — азербайджанский мусаватист) был личностью загадочной. Никто не знал, чем он завлекал в свои сети доверчивых христианок. Рыжая борода ли была тому виной, или что другое… Только доподлинно известно, что женщины, отдавшие ему самое дорогое, неизменно сходили с ума. — На совести усталой много зла, — не без удовольствия сознавался молодой мизантроп."
(Из книги кавалерственной дамы Анастасии Лятуринской "Жизнеописание негодяев")
ИДИТЕ В ШОПИНГ
"На Ульяне вы видите кожаные брюки от Гуччи за 2240 долларов, кожаный пиджак от Гуччи за 2590 долларов и кожаные шлепанцы от Гуччи за 2507 долларов."
(Из журнала "ОМ")

Я открываю и листаю
Престижный глянцевый журнал.
Сижу и недоумеваю,
Как будто в мир иной попал.
Эх, человек я невезучий —
Почти что гол, почти что бос:
Нет у меня вещей от Гуччи,
Костюмов марки Хьюго Босс.
Хоть, правда, мне по барабану
Что за парфюм, чем он хорош:
Не отличу Пако Рабанна
От этого, от Гай Ларош.
Оделись клево? Поздравляю.
Отлично пахнете? Ура.
Но ведь и вы, и я ведь знаю,
Какая это мишура.
Да, вы — богаче, да — вы круче,
Но мне вам хочется сказать:
— Да на хер мне все ваши Гуччи,
И Хьюго Боссы, вашу мать?
Вам вынули мозги, ребята,
И вставили заместо них
Слова с рекламного плаката
Товаров, якобы крутых.
Назло всем этим бредням вашим
Престижным быть я не хочу.
Душусь одеколоном "Саша"
И долго, злобно хохочу…

АНДРЕЙ ДОБРЫНИН
Родился в 1957 году в Москве.
Окончил экономический факультет ВАСХНИЛ им.Тимирязева. Сотрудник ряда московских издательств. Соредактор газеты "Клюква". Участник всех орденских сборников. Автор книг: "Черный пробел" (1992), "Пески", "Бестиарий" (1994), "Холод" (1995). Ряд стихов переведен на иностранные языки.
Член Союза российских писателей. Великий Приор ОКМ.
"Личная жизнь маньеристов складывалась подчас парадоксально.
Известно множество женщин, которые не прочь женить на себе Добрынина и встретить с ним тихую старость.
Каждый, кто знаком с Великим Приором не понаслышке, то есть не только по стихам, знает, что это человек приятный во всех отношениях.
У него есть только один недостаток. Как всякий порядочный человек, Добрынин — человек пьющий.
Так вот, Приор менее других склонен к женитьбе, а, говоря по совести, и вовсе не склонен. Причина же в тонкой хрупкой девушке с красивым русским именем, Поэт в нее давно и безнадежно влюблен..."

(Из книги кавалерственной дамы Анастасии Лятуринской "Жизнеописание негодяев")

Когда раздают винтовки
На заводских дворах,
Кому-то зрелище это,
Должно быть, внушает страх.
Когда течет по проспектам
Зернистая лава толп,
Должно быть, кто-то от страха
Готов превратиться в столб.
Когда соловьем железным
Защелкает пулемет,
Кто-то мертвеет от страха,
Я же — наоборот.
Я тогда оживаю,
Я слышу тогда во всем
Жестокий язык восстанья
И сам говорю на нем.
Вся жизнь, что была дотоле,
Есть только прах и тлен,
Если народ ты видел,
Который встает с колен.
Молись, чтобы хоть однажды
Увидеть такое впредь —
Даже от пули брата
Не жаль потом умереть.

Как-то куртуазные маньеристы отправились в Кенигсберг для осмотра достопримечательностей и приобретения старинного тевтонского замка с прилегающими землями.
Благим намереньям не суждено было увенчаться успехом. Кавалеры Ордена, известные поклонники Бахуса и Приапа, посетив местный бордель, тут же забыли об истинной цели поездки. Содержимое тугих кошельков тут же перекочевало в изящные сумочки сомнительных субреток.
На следующий день Добрынин пытался застрелиться, Пеленягрэ хохотал так, что разбил головой унитаз. Степанцов, совершенно голый и потрясенный случившимся, бегал по отелю в одной немецко-фашистской каске (ныне хранится в Литературном музее).
Один Григорьев тихо собирал милостыню в потрепанный цилиндр.
...На Белорусском вокзале растерзанных и похмельных маньеристов у вагона третьего класса встретил роскошный эскорт послушниц.
Хлопнули пробки. Оркестр грянул туш. Тронутые куртуазы зарыдали от умиления.

(Из книги кавалерственной дамы Анастасии Лятуринской "Жизнеописание негодяев")

Редакция благодарит интернет — сайт Ордена Куртуазных Маньеристов за предоставленные материалы.
22 декабря (пятница) — в Центральном доме художника (Крымский вал, 10) будет отмечаться 12-летие Ордена.

1.0x